01 февраля 2012

ОБИТЕЛЬ МЕЖДУ ДВУХ РЕК. История Троицкого Межиричского монастыря

Троицкий храм Межиричского монастыря
В четырех километрах от г. Острог расположено с. Межирич. Дорога к нему пролегает через живописный пригород с совершенно неславянским, но метким названием «Бельмаж», которое есть не что иное, как упрощенное французское «bell image», то есть «хорошая картина», «красивый вид». Эта волынская земля всегда славилась своей красотой и православными святынями. В свое время здесь были имения князей Острожских.

ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ О МОНАСТЫРЕ

В конце XV — начале XVI в. во главе этого рода стоял Константин Острожский, в руках которого сосредоточилось около одной трети всей феодальной земельной собственности, в том числе города Острог, Дубно, Староконстантинов. Усадьбы князей Острожских находились также на Киевщине, в Галичине, Беларуси и Литве. Эти места тесно связаны с историей нашей страны.

Как гласят предания, некоторые монастыри Украины ведут свою родословную от Киево-Печeрской Лавры — это относится и к Свято-Троицкому Межиричскому монастырю Ровенской епархии. Начало монашества здесь относится к 1240 г., когда жители Киева бежали сюда, на запад, от страшного нашествия монголо-татарских племен хана Батыя.
Впервые он упоминается в 1386 г. в грамоте великого князя Литовского Витовта, подтверждавшей, что этими землями по праву владеет князь Феодор Острожский. Князь имел в Межириче укрепленный замок, а в центре его построил деревянную церковь, которая и послужила основой монастыря. Этот храм существовал до середины XV в., пока пожар не уничтожил его.

Жизнь князя Феодора проходила в непростой для Западной Руси ситуации. Век был такой, что приходилось служить и воином — он принимал участие (во главе волынского полка) в битве под Грюнвальдом. Во второй половине своего правления князь Феодор передал все сыну Василию, а сам принял постриг с именем Феодосий и стал монахом Киево-Печерского монастыря (одновременно с ним постриглась в монашество и его жена Агафия — с именем Агриппина). Скончался Феодор Острожский в 1460 г. и погребен в Дальних пещерах Киево-Печeрской Лавры. Спустя 100 лет после смерти мощи князя были обретены нетленными, а сам Феодор причислен к лику святых. В 1907 г. его мощи были переложены в новую раку, а старая с частью мощей была подарена Лаврой г. Острогу.
Преподобный Феодор, князь Острожский
В 1454 г. другой Острожский князь, Иван Васильевич, начал строительство большой каменной Троицкой церкви. Этот храм сооружался не как приходской, а как монастырский. Примерно тогда же появился в г. Остроге Богоявленский собор, построенный в византийско-русском стиле, как и Троицкий храм. Возможно, их проекты принадлежали одному и тому же зодчему.

ИЗДАНИЕ ОСТРОЖСКОЙ БИБЛИИ

Межиричский монастырь, располагаясь на возвышенности, ограниченной реками Сбитенкой и Вилией, имел как духовное, так и оборонительное значение, защищая жителей окрестных поселений. До начала XVII в. Острожские князья были покровителями обители, давали щедрые пожертвования. В исторической литературе сохранились сведения о поддержке этого монастыря князем Константином. Одно время он был киевским воеводой, могущественным магнатом Правобережной Украины, его слово имело большой политический вес.

Князь вел широкую просветительную работу по укреплению Православия. В 1570‑х годах здесь открылась Острожская школа, первым ректором которой стал Даниил Смотрицкий. Учили там грамоте по Часослову и Псалтыри. Это стало величайшим событием в крае. В Острожской школе преподавали церковнославянский, греческий, латынь, древнееврейский и польский языки. Школа потребовала от князя Константина серьезных финансовых затрат и поиска достойных учителей.

В 1580 г. была организована подготовка к изданию Острожской Библии. В редакционном коллективе длительно трудились Даниил Смотрицкий, Кирилл Лукарис и другие образованные, знающие деятели, прибывшие в Острог из Константинополя и Крита. Многое сделал для выпуска Библии и князь Константин Острожский, который запросил некоторые рукописи из Новгорода, Москвы и с православного Востока. Печатал Библию в Острожской типографии знаменитый Иван Федоров. Вскоре вышли важные для богослужения части Библии — Псалтырь, Евангелие и Апостол. Спустя несколько месяцев появилось на свет первое полное издание Библии.

ЗАХВАТ ОБИТЕЛИ

В 1596 г. была заключена Брестская уния, согласно которой Православие в западно-русских землях оказалось вне закона. Константин воспринял это как свое поражение, но его позиция православного исповедания укрепила других в вере.
В 1603 г. Межирич перешел к Янушу Острожскому, старшему сыну Константина Острожского, — стороннику католицизма. Следует сказать, что Острожские наследники были добычей для отцов-иезуитов, и охота на них велась непрерывно. Жертвой этой охоты и стал князь Януш, который отдал Свято-Троицкий монастырь францисканцам.

Януш Острожский. Портрет из Луцкого художественного музея
По его просьбе польский король Сигизмунд III в 1605 г. ввел в Межириче магдебургское право, а уже на следующий год Януш начал масштабную перестройку всего монастыря. Он не жалел средств на его благоустройство, и к 1610 г. обитель превратилась в неприступную крепость. Незадолго до смерти (в 1620 г.), стремясь увековечить о себе память, Януш передал Межиричскому монастырю свою родовую икону Божией Матери «Жизнеподательница», ставшую впоследствии святыней всего края.

В середине XVII в. монастырь переживал нелегкие времена, и даже его высокие стены не смогли обезопасить францисканцев. Казаки дважды разоряли монастырь, да так, что восстановление его затянулось потом на полвека. В 1795 г., после третьего раздела Польши, Межирич оказался на территории России. Но, тем не менее, монастырь еще более 70 лет принадлежал католикам. Более того, Екатерина II пожаловала его царским подарком — резными киотами чрезвычайно тонкой работы. Согласно описи 1850 г. здесь находились 20 монахов, в монастырской библиотеке насчитывалось 1900 рукописей, а убранство Троицкого собора поражало своим великолепием.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПРАВОСЛАВИЕ

В 1854 г. Межирич вместе с монастырем сильно пострадал от пожара. В огне исчезли купола собора, кровля, окна. Сгорели и все деревянные монастырские строения. Ущерб был велик, и монастырю опять потребовались масштабные ремонтные работы…
В 1886 г. францисканцев изгнали из обители: власти уличили их в помощи полякам во время восстания 1863–1864 гг. Тогда были закрыты многие католические монастыри Западной Украины, а храмы их переданы православным приходам. Так произошло и с Межиричским монастырем. Возвращение Свято-Троицкого храма православным стало знаменательным для Острожского края событием.

К 1870‑м гг. полностью окончилось переустройство Троицкого храма, в соответствии
с его новым положением. Были убраны изображения католических святых и некоторые декоративные элементы. Лишь Межиричская икона Божией Матери, как великая православная святыня, осталась нетронутой. Ее поместили в иконостасе над Царскими вратами. Проводились реставрационные и ремонтные работы в храме и других зданиях: келейных корпусах, надкладезной часовне, гостинице. Согласно документам 1884 г. приход Свято-Троицкого храма состоял из 860 человек. При нем имелась школа, в которой обучались 27 учеников.
Изяславские ворота
13 декабря 1886 г. протоиерей Константин Червинский освятил главный престол
церкви во имя Святой Троицы. Началась новая история монастыря. В течение 1888–1889 гг. были освящены южный придел во имя Архистратига Михаила и северный придел в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

В 1913 г. вновь случился пожар, приведший к повреждению монастырских строений. Существовала надежда, что Межиричский монастырь вскоре станет резиденцией викарного епископа Острожского и будет отреставрирован. Начавшаяся в 1914 г. война нарушила эти планы, и монастырские здания продолжали ветшать. В 1918 г. в Межириче стояли немецкие войска, и это лишь усугубило плачевное состояние обители. В 1921 г. Территория Западной Украины опять перешла к Польше. Межирич сделался приграничным городком. Въезд сюда отныне был возможен только по специальному разрешению польских властей, а в ближайшем лесу разместилась застава.

В 20–30‑х гг. XX в. возникла опасность передачи монастыря католикам, но этого не случилось: 26–28 октября 1939 г. Западная Украина вошла в состав СССР. Позднее, в 1941 г., большие разрушения принесла война — жизнь и деятельность в монастыре замерла. В послевоенное время Свято-Троицкая церковь действовала как приходской храм.
С 1943‑го по 1980 гг. настоятелем Троицкого храма был священник Владимир Бобровицкий. Старожилы помнят его и утверждают, что именно он в свое время отстоял церковь от закрытия и разрушения. Отец Владимир пользовался большим доверием и уважением прихожан.

ВОЗРОЖДЕНИЕ МОНАСТЫРЯ

В 1991 г., согласно решению Ровенской областной администрации, рассмотревшей просьбу тогдашнего архиепископа Ровенского и Острожского Иринея (Середнего), вместо действующего прихода был открыт Межиричский Свято-Троицкий монастырь. И уже в августе того же года состоялись первые монашеские постриги. Владыка Ириней рукоположил некоторых насельников в священнический и диаконский сан. При монастыре открылись Духовно-пастырское училище и церковно-приходская школа.
Печь Януша
В Троицком храме были возобновлены внутренние росписи. В стену колокольни вмонтирована мозаичная икона Божией Матери «Жизнеподательница» (ее изготовил и подарил монастырю Александр Маркграф). В 2007 г. началась полная реставрация храма, центрального и четырех боковых куполов, на которые установлены новые кресты.

В августе 2009 г. с Патриаршим визитом в Ровно прибыл Святейший Патриарх Кирилл, который обратился ко всем собравшимся богомольцам со словами: «Волынь всегда была опорой Православной Церкви, явила силу веры и христианского духа. И дай Бог, чтобы было всегда так». Сегодня в монастыре проживает 22 насельника. Благодаря их труду, а также пожертвованиям прихожан, паломников и гостей Свято-Троицкий Межиричский монастырь постепенно возрождается. Большое внимание уделяется реставрации церкви в честь иконы Божией Матери «Воспитание».

* * *

Главной святыней монастыря является Межиричская икона Божией Матери «Жизнеподательница».
Из старинной летописи известно, что сия икона, написанная еще в XIV в., была привезена от Вселенского Патриарха в дар князьям Острожским как благословение за верность и благодарение за защиту святого Православия. Этот образ сопровождал князей Острожских в походах: они верили, что все свои победы добывали благодаря заступничеству Богородицы.
Икона Божией Матери "Жизнеподательница"
До начала XVII в. икона передавалась Острожскими в наследство из поколения в поколение, а затем была подарена Межиричской обители. В монастырской библиотеке хранилась рукописная книга, в которой фиксировались все чудеса, явленные от святой иконы Божией Матери. О чудотворности иконы свидетельствуют и многочисленные вотивы (дареные в благодарность предметы), закрепленные на ее тыльной стороне.
В 1866 г. императрица Мария Александровна подарила для иконы серебряный оклад, украшенный 12 изумрудами. В 1915 г. икону забрали на хранение в Харьков, а три года спустя возвратили без ценных украшений…

В 1997 г. решением Священного Синода Украинской Православной Церкви установлен день празднования Межиричской иконе Божией Матери «Жизнеподательница» — вторник 6‑й недели после Пасхи. В 2004 г. эта чудотворная икона была помещена в новый резной позолоченный киот в виде часовенки с куполом.

* * *

В храме находится чудотворная икона преподобного Антония Великого. Она расположена на колонне, справа от Царских врат. Образ был написан в XVIII в. темперными красками на дереве. Со временем фигура святого Антония была украшена ризой синего цвета. На иконе размещены металлические таблички в виде сердца — свидетельства исцеления от болезней. Преподобный Антоний Великий является основоположником монашеской жизни, и насельники обители обращаются к нему за помощью, а также за духовной поддержкой в своем нелегком подвиге.

* * *

Почетное место в храме занимает икона святого князя Феодора Острожского — одного из наиболее чтимых на Волыни подвижников.
Жизнь Межиричского монастыря продолжается. Сегодня здесь — тишина, мир и дух той сугубой молитвы, которая впервые прозвучала в стенах обители почти семь веков назад.

Лев Кудрявцев

Общий вид обители

Комментариев нет:

Отправить комментарий