30 января 2012

«ИЗМЫЙТЕСЯ, И ЧИСТИ БУДЕТЕ». О богослужении навечерия Богоявления

"Крещение Господне".
Генрих Семирадский 1878 г.
Богоявление (греч. Θεοφάνια — Феофания), более древнее название — Явление (греч. Επιφάνια — Эпифания) — один из древнейших христианских праздников (наряду с Пасхой и Пятидесятницей). До IV в. в Восточных и Западных Церквах праздники Рождества Христова и Крещения праздновались 6 января и были известны под общим названием «Богоявление».

Первое упоминание о нем можно найти в «Постановлениях Апостольских», где говорится: «Богоявления праздник да празднуется, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствованнаго» (кн. 5, гл. 42; кн. 8, гл. 33). В III в. происходит попытка разделить празднование Рождества и Крещения Господня, о чем упоминает святитель Климент Александрийский в своих Строматах: «Есть и такие, которые, еще любознательнее определяя не только год, но и день Рождества Спасителя нашего, говорят, что оно было в годы Августа в 25 день пахона (декабря); последователи же Василида (секта гностиков. — Прим. авт.) празднуют и день Крещения Его». Вероятно, еретики-василидиане ранее православных сделали празднование Крещения Господня самостоятельным праздником и назвали его Богоявлением. У православных же этот праздник мог быть установлен в противовес еретическому. Общецерковное раздельное празднование праздников Рождества Христова и Крещения Господня (Богоявления) относится к IV в., хотя в некоторых литературных памятниках можно встретить наименование праздника Рождества Христова Богоявлением, но уже отдельным праздником от Крещения Господня.

В III в. свои беседы на Богоявление составили священномученик Ипполит Римский и святитель Григорий Неокесарийский. Святые отцы IV в.: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, блаженный Августин и многие другие оставили нам свои глубоко-назидательные поучения, произнесенные ими в праздник Богоявления. Святые Анатолий, архиепископ Константинопольский (V в.), Андрей и Софроний Иерусалимские (VII в.), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.), составили каноны, а Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX в.) составили многие песнопения на праздник Крещения Христова, до сих пор поющиеся в день праздника.

НАВЕЧЕРИЕ

Канун праздника, 18 января по новому стилю, называется навечерием Богоявления и еще сочельником (Церковным уставом предписывается вкушение в этот день вареных фруктов, т. е. сочива, отсюда и название). Во все седмичные дни, кроме субботы и воскресенья, служба навечерия Богоявления состоит из Царских часов, изобразительных, вечерни с Литургией святителя Василия Великого, после которой совершается освящение воды. В этот день Церковью предписывается строгий пост. Принятие пищи разрешается один раз после великого освящения воды, т. е. после совершения великой вечерни в соединении с Литургией Василия Великого (по времени это около 12 – 13 часов дня).

ЦАРСКИЕ ЧАСЫ

На 1‑м часе обычный 5‑й псалом не читается; на его место добавляются два особых псалма 22-й и 26-й, изображающих принявшего крещение Господа в образе Пастыря, Который, по предречению Давида, «пасет… и ничтоже… лишит», Который есть «Просвещение и Спаситель». В последующих за псалмами тропарях поется о разделении Иордана Елисеем с помощью милоти пророка Илии, как о событии, прообразовавшем крещение Христа в Иордане, которым «освятилось естество вод», и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Сам Господь.

В паримии 1‑го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Иисуса Христа (Ис. 25 гл.), а в последующем за ним апостольском чтении (Деян. 13: 25–32) и Евангелии (Мф. 3: 1–11) — о Крестителе и Предтече Господа, свидетельствующем о вечном и Божественном величии Спасителя мира.

На 3‑м часе, к обычному 50‑му «покаянному» псалму добавляются еще два особых псалма — 28-й и 41-й, в которых пророк восхваляет могущество крестившегося Господа и Его власть над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих, глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…». В последующих за ними тропарях раскрываются переживания святого Иоанна Крестителя — его трепет и страх при крещении Господа и явлении в этом крещении тайны Троичности Божества.

В паримии часа мы слышим голос пророка Исаии, провидевшего духовное возрождение через Крещение и призывавшего к нему словами: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1: 16).
В последующем за паримией апостольском чтении говорится о различии крещения Иоаннова и крещения во имя Господа Иисуса (Деян. 19: 1–5).

В чтении Евангелия рассказывается о Предтече, уготовившем путь Господу (Мк. 1: 1–3).
На 6‑м часе к 90‑му псалму добавляются псалмы 73‑й и 76‑й, в которых царь Давид воспевает Божественное величие и всемогущество Господа, пришедшего креститься в образе раба: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса… Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны». В тропарях Спаситель обращается к Иоанну Предтече с призывом совершить над Ним крещение. Также говорится об осуществлении пророчества, согласно которому река остановит свои воды, когда Господь войдет в нее, чтобы принять крещение.

В тексте паримии, словами пророка Исаии говорится о благодати спасения в водах Крещения с призывом всех верующих к ее усвоению: «Почерпите воды с веселием от источник спасения» (Ис. 12: 3). Апостольское чтение содержит призыв всем крестившимся в Иисуса Христа ходить в обновлении жизни (Рим. 6: 3–12). Евангельское чтение повествует о явлении Святой Троицы при крещении Спасителя, о сорокадневном подвиге Иисуса в пустыне и о начале проповеди Евангелия (Мк. 1: 9–15).

На 9‑м часе к 85-му псалму добавляются еще два псалма — 92‑й и 113‑й, в которых пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. В паримии пророк Исаия воспевает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную им помощь, подающуюся в Крещении (Ис. 49: 8–15). Апостольское чтение возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человекам», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2: 11–14; 3: 4–7). Евангелие повествует о крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3: 13–17).

ВЕЧЕРНЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТЬ

Особенностью вечерни навечерия Богоявления является чтение 12 паримий (избранных отрывков из Ветхого Завета). В 1-й паримии (Быт. 1: 1–13) звучат слова бытописателя о творении неба и земли, так как творение и искупление сходятся в одном: заново творится новый человек, оживает древний образ, которым Бог одарил человека. Дух Божий, вдохнувший жизнь в мировой океан, снова делает воды очистительным средством. Следующие две паримии повествуют о событиях из книги Исход: о разделении Чермного моря с переходом избранного народа Божия по его дну (14: 15–18, 21–23, 27–29) и об очищении горькой воды в Мерре. Горькие воды Господь усладил древом, повелев Моисею опустить его в эти воды.

Многие святые отцы усматривали в этом прообраз креста, на котором был распят Спаситель (потому этот отрывок читается также и на праздник Воздвижения Креста Христова), а в праздник Богоявления он напоминает о силе Божией, крестом преобразующей горечь в сладость во всех отношениях. Для древних израильтян — в явном чуде, давшем возможность не умереть от жажды в пустыне, для новозаветных христиан — в утолении также и жажды духовной, в освящении земли и всего живущего благодатной силой свыше через благословение крестом воды в день Богоявления.

После первых трех паримий совершается пение тропаря со стихами, после которых на 5‑й глас повторяется особый припев: «Да просветиши во тьме седящия, Человеколюбче, слава Тебе» (на время этого пения открываются Царские врата).
После пения тропарей чтение паримий возобновляется. В 4-й паримии повествуется об Иисусе Навине и переходе израильтян через Иордан. Спустя 30 дней после смерти Моисея, Иисус Навин получил повеление стать вождем народа. Бог повелел священникам, несшим ковчег Завета, двинуться к Иордану. В повелении указывалось, что священникам нужно войти в воду ровно настолько, чтобы в нее погрузились стопы их ног. И, когда священники зашли в воду, волны реки остановились и стали стеной на довольно большом расстоянии от места перехода израильтян. Вода же с другой стороны от места перехода влилась в воды Мертвого моря. Таким образом, обнажилось дно, и народ Божий стал переходить по руслу реки на противоположный берег. Священники же стояли посреди Иордана с ковчегом до тех пор, пока не перешел весь народ. И, после того как все вышли на берег, воды Иордана хлынули в русло и заняли свое место.

Как в древности Иисус Навин принял свое предназначение, и в чудесном переходе через Иордан увидел подтверждение обетования Божия быть с ним, так в новозаветные времена Иордан слышал голос Отца Небесного, засвидетельствовавший перед людьми посланничество Сына Своего для спасения мира.

В 6-й паримии повествуется об исцелении прокаженного военачальника Неемана и его слуг. Пророк Елисей передал Нееману, что ему необходимо 12 раз окунуться в водах Иордана, чтобы получить исцеление. Нееман сначала не поверил пророку, но, проявив послушание, все же исполнил указание пророка и исцелился. Этот рассказ читается в праздник Богоявления, как событие, прообразовавшее собой новозаветное Крещение, — очищение Неемана стало прообразом Таинства, очищающего от всякой греховной скверны.
После 6‑й паримии, так же как и после 3‑й, следует пение особых тропарей и припевов на 6‑й глас: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».

Далее читается паримия, повествующая о чудесном спасении младенца Моисея дочерью фараона. На праздник Богоявления этот рассказ читается потому, что в нем также содержится событие, прообразовавшее Таинство Крещения. Младенец Моисей неминуемо бы погиб, если бы мать будущего пророка не опустила корзинку с ним на реку, скрыв его, таким образом, от слуг фараона. Так и в Hовозаветной Церкви спасение, начало новой, вечной, духовной жизни, каждый христианин получает в купели Крещения.

В последующей паримии вспоминаются события, которые произошли вскоре после вознесении пророка Илии. Пророк Елисей остановился в Иерихоне. Жители города сказали Елисею, что он хорош всем: и климатом, и растительностью, и плодородием земли (Иерихон в переводе — «город пальм»). Хорош всем, кроме воды. Люди называли воду в Иерихоне «злой», т. к. однажды испивший ее тяжело заболевал. Дети в городе рождались слабыми, болели, иногда умирали или даже рождались мертвыми. Елисей попросил принести ему новый водонос и соль. Всыпав ее в источник, Елисей именем Божиим благословил его. После молитвы вода очистилась и стала пригодной для питья — город был спасен.
На праздник Богоявления эта паримия читается потому, что в этот день освящаемой воде испрашивается благодать исцеления душ и телес, как и Елисей просил Господа ниспослать ее на воду иерихонского источника.

Подготовил Максим Мудрак

Комментариев нет:

Отправить комментарий