29 августа 2014

О МИТРОПОЛИТЕ ВЛАДИМИРЕ ВСПОМИНАЮТ ЕГО СОБРАТЬЯ-АРХИЕРЕИ



«Его можно назвать киевским златоустом»

Ириней, Митрополит Днепропетровский и Павлоградский:

— С Митрополитом Владимиром мы познакомились очень давно: я тогда учился в Ленинградской духовной семинарии, а он — уже в академии. Ко многим «академикам» я не смел подойти. Но он был таким общительным, разговорчивым, музыкальным, что между нами быстро наладился контакт. Во многом этому способствовали общие занятия в хоре: по большим светским праздникам мы давали концерты. И пели на них вместе с Виктором (имя Митрополита Владимира до принятия монашества) дуэтом украинские народные песни — например, «Сонце низенько». У моего партнера голос был немного пониже: он пел вторым тенором, а я — первым. Были солистами, а хор нас сопровождал. Затем наши пути разошлись. Я много путешествовал, а Владыка Владимир вообще объездил едва ли не весь мир: не зря в 1984 г. он был назначен патриаршим экзархом Западной Европы. Мы снова встретились вдали от родных краев — в Японии, было это в начале 1970-х. Я был тогда еще простым священнослужителем, а он уже имел высокий чин. И все равно общение было очень простым и душевным, я познакомил Владыку Владимира с г. Токио и его окрестностями...

Когда Блаженнейший скончался, гроб с его телом привезли в Успенский собор Киево-Печерской Лавры — три дня народ шел туда нескончаемым потоком. На территории обители, возле Дальних пещер, есть небольшое кладбище — там его и похоронили 7 июля. Слышал, что и сейчас паломники из разных уголков продолжают идти на его могилу. И это неудивительно: ведь Владыка Владимир в свое время объехал всю Украину. Благодаря Блаженнейшему возродилось множество монастырей — он был их верным защитником. Знаю, что к нему часто обращались за помощью не только священнослужители, но и простые люди — он был очень добрым. А какие талантливые, захватывающие, выразительные и вместе с тем краткие и трогательные у него проповеди! Его можно назвать истинным Киевским Златоустом. Когда я собираюсь на службу, то всегда читаю проповеди Блаженнейшего Митрополита Владимира. Там все настолько понятно, что другой литературы и не надо. Не менее интересны тексты его выступлений на различных заседаниях, статьи. Всю свою душу он вкладывал в дело служения Православной Церкви.

«...Он вдохновлял каждого на молитву и труд»

Варсонофий, епископ Бородянский, викарий Киевской митрополии:

— Многие могут подтвердить и сказать, насколько уважительно Владыка относился к архиереям и священнослужителям, к простым людям и  прихожанам Лавры; с какой любовью и теплотой он отдавал свое сердце и свой духовный опыт всем приходящим к нему. Это был наш настоящий церковный пастырь.

В 1993 г. я, Божией милостью, познакомился с этой исторической личностью. В то время я обучался в Духовных школах — семинарии и академии, нес послушание в Киевской Митрополии и видел труды молитвенного подвига Предстоятеля, направленные на укрепление Святой Православной Церкви во всех сферах ее жизни. Этот человек любил храм,  вдохновлял каждого на молитву и на труд, любовь к Богу и храму. В этих простых вещах и заключался настоящий подвиг его предстоятельского служения.

В прошлом году, когда Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, настоятель нашего Кафедрального собора, освятил его нижний храм, мы смогли встретиться и многое обговорить. Владыка постоянно участвовал в проектных работах по строительству собора. Нужно было иметь огромную силу воли, чтобы, преодолевая недуг, служить и встречаться с людьми, подолгу общаться с ними. И это есть невидимая сторона человеческого и архиерейского подвига, который он нес в последние годы, во время своей болезни.
Десятилетиями он был молитвенником и ходатаем о нас, грешных, здесь, на земле. Сейчас мы все ежедневно возносим сугубые молитвы о упокоении Митрополита Владимира. Верим, что Господь слышит нас, и надеемся, что Блаженнейший там, на небесах, пред Престолом Божиим ходатайствует о нас, о Церкви, о нашем Кафедральном соборе.

Мысленно еще и еще раз благодарю его за теплое сердце, за любовь и доверие. За то, что я постоянно чувствовал от него теплоту любви и силу молитвы. Мы верим, надеемся, что Господь за труды упокоит его в обителях Царствия Небесного.

«...Ему выпал жребий духовного возрождения»

Иов, Епископ Каширский, управляющий Патриаршими приходами в Канаде:

— Митрополит Владимир был и остается евангельским светильником в современном бушующем мире. Своей прекрасной жертвенной жизнью он показал идеал человеческого христианского служения. И это служение — назидательно во многих отношениях. Полагаю, что не только я, но и целый сонм духовенства, которому Владыка дал путевку в жизнь, на который возлагал свою благодатную архиерейскую десницу при хиротонии, стремится подражать ему в меру своих возможностей...

Период святительства Блаженнейшего в Украине — целая эпоха. Именно ему выпал жребий духовного возрождения государства после 70 лет безбожного режима. За годы его служения Церковь Христова расцветала, умножалась и украшалась. Несмотря на политические и экономические трудности, она стала для миллионов людей, как часто говорил Его Блаженство, тем «полным колодцем», который дает воду каждому для Жизни Вечной.
Митрополит Владимир стремился, насколько это было возможно, построить административную жизнь в Митрополии на основании Евангелия, в духе любви, жертвенности и соборности...

Восстановление и строительство тысяч храмов и монастырей, воцерковление нескольких поколений людей многомиллионного государства, просветительство и миссионерство, канонизация святых и установление новых праздников в честь местных святынь, открытие множества духовных школ и подготовка духовенства — все это, как и многое другое в жизни нашей Святой Церкви, проходило под его руководством, по его мудрым советам и, конечно, по его благословению и молитвам.

Раскол и политические проблемы отнимали много сил у нашего Первосвятителя, повергли его в пучину болезней, однако он никогда не роптал. Это был его и во многом и наш общий крест! А если ему не удалось сделать все то, что он хотел, что планировал, то в этом наша общая беда. Часто мы, его паства, сотрудники и помощники, были расслабленными и медлительными в нашем церковном делании... Прости меня,  дорогой Владыка!

Блаженнейший с особой теплотой и огромной любовью относился к подготовке духовенства и к духовным школам. Почти пять лет он читал и утверждал составляемые мною протоколы заседаний Педагогического совета и Ученого совета Киевских духовных школ. Не припомню случая, чтобы он что-либо отклонил. Несколько раз Предстоятель лично возглавлял эти заседания. Это было важно в тот начальный период, когда в нашем учебном заведении все только образовывалось, развивалось.

После первого служения Литургии в день памяти покровителя Киевских школ преподобного Нестора Летописца, 10 ноября 1992 г., Предстоятель, как бы между прочим, высказал мне мысль о необходимости составления особой молитвы преподобному, приближенной к условиям жизни духовной школы. Тогда я не дерзнул приступить к этому ответственному делу. При множестве послушаний это пожелание Владыки вскоре забылось, хотя я и заказал к празднику следующего, 1993 г., икону преподобного Нестора, сидящего за писанием летописи на фоне пещеры...

А молитва преподобному у меня сложилась через много лет после этого, в прошлом году, как-то сама собой... В этом я также усмотрел молитвенную силу благословения Блаженнейшего.

Мне кажется очень важным то место, которое избрал Блаженнейший Владимир для своего погребения. В завещании нашего Предстоятеля проявилось, с одной стороны, смирение, а с другой — скорее всего, желание его сердца и после кончины зреть духовным оком всю Киево-Печерскую Лавру, Священноархимандритом которой он был. Ведь с места его упокоения открывается дивная панорама всей Киево-Печерской Лавры — Верхней, Ближних и Дальних пещер... Думаю, что он возносил горячие молитвы, чтобы вся милая его сердцу Украина стала похожей на святую Лавру своей святостью и красотой, церковностью и молитвенностью...

«Блаженнейший нес мир в своем служении...»

Евлогий, Архиепископ Сумской и Ахтырский:

— Я впервые услышал о Владыке Владимире, когда был еще совсем молодым человеком. В сельской церкви, у своего духовного отца, я увидел «Журнал Московской Патриархии». Там прочитал о жизни Московских духовных школ, так как сам стремился поступить в духовную семинарию. Меня особенно заинтересовали статьи, проповеди, фотографии тогда архиепископа Дмитровского Владимира, ректора Московской духовной академии и семинарии.

Когда шла подготовка к празднованию тысячелетия Крещения Киевской Руси, Владыка Владимир, уже в сане митрополита, дал телеинтервью, посвященное предстоящим торжествам. Меня поразил, прежде всего, его облик — благородные черты лица глубоко верующего человека. Вспоминаю также рассказ Предстоятеля о его любви к духовной литературе, постижению церковных наук.

В моем сознании образ Блаженнейшего всегда ассоциировался с образом патриарха Тихона. Их отношение к жизненным обстоятельствам весьма похоже. О святителе Тихоне говорили, что его имя действительно соответствует его характеру: он был тишайшим, его ласковое слово могло примирить очень многих.

Имя «Владимир» имеет в своем корне слово «мир». Блаженнейший, неся мир в своем служении, умел примирять людей, которые в чем-то противостояли друг другу. Все заседания Священного Синода всегда проходили спокойно. Порой думаешь, что в некоторых обстоятельствах Владыка мог бы проявить определенную строгость, однако он не считал нужным повысить голос или что-то резко высказать. Тем не менее иногда мог проявить свое несогласие молчанием. Если Блаженнейший с чем-то или с кем-то не соглашался, то просто ничего не говорил в ответ.

О нем говорили как о выдающемся проповеднике. Например, одесские прихожане вспоминали, что в атеистическое время Одесса знала двух проповедников — архиепископа Никона (Петина) и архимандрита Владимира (Сабодана), ректора семинарии. А поскольку проповедь тогда была по расписанию, то Владыке приходилось проповедовать не часто. Однако ситуация сложилась так, что в монастырском Никольском храме на ранней Литургии не было проповедника. И отец ректор приходил на эту службу и проповедовал. Многие люди, зная об этом, спешили с утра в храм, чтобы услышать слово Истины. Отец Владимир проповедовал за ранней, а затем уже служил позднюю Литургию...

Когда его избрали Предстоятелем УПЦ, люди со слезами радости встречали на вокзале своего Первоиерарха и пели тропарь Пасхи. Затем Блаженнейший торжественно вошел в Лавру. Помню его проповедь после молебна, когда он сказал, что прибыл в Украину не как «чужинец», что он украинец, гражданин Украины, и приехал к себе домой. Он говорил проповедь на украинском языке. Это сразу охладило пыл многих злопыхателей Церкви.

Смирение и молитва сделали Блаженнейшего столпом Православия в Украине. Те, кто тогда его не принимал, не признавал, отказывался регистрировать нашу Церковь, впоследствии признали в Митрополите Владимире великого сына украинского народа. Отнюдь не случайно он стал Героем Украины, хотя этот человек и без награды был настоящим героем Православной Церкви. Его почитают представители разных конфессий.

Блаженнейший был катализатором, благодаря которому Православие в Украине стало сплоченным, сохраняло мир. Люди различных взглядов, в том числе и на церковную жизнь, могли пребывать в едином каноническом пространстве, под началом канонического Предстоятеля, а значит под Главой Христом, в благодати Святого Духа.

Сегодня то, что представляет из себя Украинская Православная Церковь — это заслуга Митрополита Владимира. Как сказал апостол Павел: «Благодатью Божией есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна. Все соделала благодать, но и я потрудился» (см.: 1 Кор. 15: 10). Да, Божественная благодать действовала через молитвы, благословение, крест, тяжелый крест, я бы сказал, крест великомученичества, который нес Блаженнейший ради нас. А главным своим деланием он считал молитву.

Несколько месяцев назад я прибыл по делам епархии к Предстоятелю. Он был уже очень болен... Медсестра пошла сказать Блаженнейшему о моем прибытии. Затем возвратилась и в изумлении говорит: «Владыка спит крепким сном и во сне крестится! Разное повидала, но такого, чтобы спящий человек осенял  себя крестным знамением, не видела». Вот какая глубина веры и молитвы была у этого старца, Блаженнейшего Митрополита!

Печатается в сокращении

Комментариев нет:

Отправить комментарий