17 июня 2014

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК МАКАРИЙ ОВРУЧСКИЙ: ГЕОГРАФИЯ ЗЕМНЫХ ТРУДОВ И ПРОСЛАВЛЕНИЯ

«Преподобномученик Макарий, архимандрит Овручский, Каневский, игумен Пинский, Переяславский чудотворец», — так именует подвижника православный церковный календарь, отмечая его память 7 (20) сентября (кончина) и 13 (26) мая (воспоминание о перенесении мощей).

«Географическое сопровождение» имени преподобномученика Макария чем-то напоминает титул средневекового монарха с перечислением владений. Данная ассоциация еще более усиливается, если вспомнить, что Овруч, Канев, Пинск и Переяслав-Южный (он же Переяслав-Хмельницкий) не исчерпывают географию земных трудов и прославления угодника Божия: его мощи почивают ныне в кафедральном городе Черкасской епархии, и в память о нем освящен кафедральный собор в соседнем епархиальном центре — Полтаве.

Чтобы понять, как сложилась такая «насыщенная» приставка к имени преподобно­мученика Макария, необходимо вспомнить не только общеизвестные, но и менее памятные эпизоды церковной истории Украины.

Житие

Преподобномученик Макарий родился на рубеже XVI–XVII вв. в семье овручан Токаревских. В молодости он принял монашество в Успенском монастыре родного Овруча, и со временем стал настоятелем этой обители, известной с XVI в. После ее разорения иноверцами подвижник временно настоятельствовал в Купятицком монастыре, основанном в начале XVII в. около белорусского города Пинска. Позже преподобномученик Макарий был переведен в Каневский монастырь. В Каневе подвижник стал известен дарами исцелений и прозорливости. Так, по молитвам преподобномученика Макария, во время совершаемой им службы в навечерие Богоявления, исцелился местный слепец. Другой случай исцеления больного, над которым подвижник совершил елеосвящение, имел место во время поездки преподобномученика Макария из Канева в Переяслав. А прозорливость подвижника обнаружилась в пред­сказании им разорения Канева и своей кончины.

«Житие» преподобномученика Макария упоминает два эпизода,  особенно ярко свидетельствующих о мудрости и кротости подвижника. Увещевая одного молодого человека, который вел рассеянную жизнь и сетовал, что родичи понуждают его к долгой молитве, преподобномученик Макарий сказал: «Долгие молитвы совершают иноки по обету, и это к тебе не относится; но вот что относится к тебе: оставаться тебе без молитвы — то же, что осудить душу на голодную смерть; читай одну молитву «Отче наш», и в ней найдешь все — и свет богопознания, и уроки для жизни, и утешение, и силу для духа; прочесть эту молитву со вниманием, думаю, не тяжело». Молодой человек внял совету и обнаружил, что после первого внимательного прочтения молитвы ему захотелось повторить ее во второй и в третий раз. Постепенно в нем зародилась любовь к молитве, и его нравственная жизнь начала исправляться. Покаянием грешника увенчалась и духовная борьба преподобномученика Макария за некоего судью-лихоимца, которому подвижник неоднократно передавал через разных людей деньги с запиской: «Отдаю последнее, более не имею. Пощади себя и меня».

7 сентября 1678 г. подвижник принял мученическую кончину от рук осман и крымчаков, напавших на город и монастырь. Погребенные в обители, мощи преподобномученика Макария были в 1688 г. обретены и, ввиду пребывания Канева в составе Речи Посполитой, перенесены в Переяслав, находившийся под протекторатом Московского государства. В 1942 г. святыню доставили в Черкассы.

 Овруч

Василиевская церковь, г. Овруч
Овруч — один из древнейших городов Восточной Европы. Его историческое ядро — мыс над долиной р. Норыни, ориентированный на юг. Юго-восточный склон мыса увенчан древним храмом во имя святителя Василия Великого с действующим при нем женским монастырем, а юго-западный склон — кафедральным Спасо-Преображенским собором. Храмы окружены невысокой застройкой и стоят на одинаково малом расстоянии от осевой улицы города, пересекающей его с севера на юг в качестве дороги из Коростеня (Украина) в Мозырь (Беларусь). Такое расположение двух святынь делает их «краеугольными камнями» в пейзажном облике Овруча при въезде через Норынь, святыми стражами у «парадных ворот» города.

Впервые «город, рекомый Вручий» упоминается в летописях в связи с междоусобицей сыновей Киевского князя Святослава Игоревича в 970-х гг. Предполагается, что в конце Х в. равноапостольный князь Владимир, в Крещении Василий, воздвиг здесь деревянную церковь во имя святителя Василия Великого (своего небесного покровителя), а через 200 лет князь Рюрик Ростиславич (также Василий в Крещении) — одноименный каменный храм. По мнению ученых, овручский храм имел все черты, присущие каменным церквам Руси рубежа XII–XIII вв.: близкий к квадрату план, четыре опорных столпа, одна глава со ступенчатым основанием, богатый декор фасадов. В XIII–XV вв. святыня пришла в запустение и превратилась в руины. В 1906–1911 гг. храм был воссоздан архитектором Алексеем Щусевым, а рядом — построен женский монастырь. В 1920-х гг. обитель упразднили, храм во имя святителя Василия Великого стал приходом, но в 1930-х был закрыт и он. В 1940-х гг. монастырь возродился, однако в 1959-м его повторно закрыли, а храм обратили в приходский. В 1990 г. обитель возрождена вторично. Святыня монастыря — икона с частицей мощей преподобномученика Макария. В 2008 г. близ обители установлен памятник ее знаменитому настоятелю.

Менее древнюю, но по-своему славную историю имеет Спасо-Преображенский собор. В 1678 г. на его месте были возведены иезуитский коллегиум и костел. При закрытии в 1773 г. ордена иезуитов костел перешел в ведение униатского ордена монахов-базилиан, в 1831-м стал православным городским собором, а в 1937-м был уничтожен. В 1990–2001 гг. на старых фундаментах возведен новый собор, обретший статус кафедрального в связи с учреждением в 1993 г. Овручской епархии Украинской Православной Церкви. Облик храма отличается от прежнего и сочетает мотивы разных стилей давнего зодчества: корпус в виде базилики увенчан с западного торца высокой колокольней, а посредине — могучим пятиглавием. С 2002 г. святыней храма является рака с частицей мощей преподобномученика Макария. В начале XX в. она была установлена в старом Спасо-Преображенском соборе, затем временно находилась в храме во имя святителя Василия Великого.

Поскольку на протяжении XIX в. Овруч входил в состав Волынской губернии и епархии, имя преподобномученика Макария включено в Собор Волынских святых, празднование которого — 10 (23) октября — установлено в 1831 г. (хотя, говоря более строго, Овруч находится на границе Среднего Поднепровья и исторического региона Волыни, тяготея более к Поднепровью). В связи с временным обитанием подвижника в Пинске, его имя включено также в Собор Белорусских святых, торжественно чествуемый с 1984 г. — в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

 Канев

Первое летописное упоминание о Каневе встречается под 1144 г. в связи с закладкой в нем храма во имя великомученика Георгия Победоносца на средства Киевского князя Всеволода Ольговича. В XV–XVI вв. Канев был одним из центров становления украинского казачества, в первой половине XVII в. — одним из мест расселения реестровых казаков, которые, в отличие от сечевых (запорожских), состояли на королевской службе.
«У жителей Канева, — писал историк Михаил Максимович (1804–1873), — ведется издавна такое мнение, что нынешняя соборная церковь св. Успения, при которой был некогда православный монастырь, занятый впоследствии базилианами, есть та самая церковь, что заложена была Всеволодом Ольговичем». Отождествление храма в честь Успения Пресвятой Богородицы с летописной Георгиевской церковью оправдывается характером кладки и всей конструкции здания, соответствующим — за исключением поздних элементов в стиле классицизма (башенок на западных углах, фронтонов и части окон) — традициям русского зодчества середины XII в.

Со временем при храме был учрежден монастырь. В 1669 г. в нем принял посвящение в иеродиакона будущий святитель Димитрий Ростовский (Туптало), — в то время инок киевской Свято-Троицкой Кирилловской обители. А в 1670-х гг. в Успенском монастыре настоятельствовал преподобномученик Макарий. После разорений конца XVII в. обитель возродили монахи-униаты, в 1805–1810 гг. храм отремонтировали с добавлением элементов классицизма, в 1833-м обитель была обращена в православный приход.

В 1861 г. в храме несколько дней перед погребением стоял гроб с телом Тараса Шевченко, доставленный в Канев на пароходе по Днепру (первоначальным местом погребения поэта был Санкт-Петербург). В советское время храм закрыли и превратили в склад, в 1960-х — отреставрировали с максимальным выявлением элементов древнего зодчества, впоследствии — разместили внутри музей народного декоративного искусства, в 1990-х — возвратили Церкви для возрождения прихода (при возрождении интерьер был расписан в стиле византийской и древнерусской иконописи).

Венчая одну из высот Канева над Днепром, жемчужина древнерусского зодчества не только входит в число «визиток» города, но также отмечает место последних земных подвигов и обретения мощей преподобномученика Макария.

 Переяслав-Хмельницкий

Впервые Переяслав (с 1943 г. Переяслав-Хмельницкий) упоминается в летописной «Повести временных лет» под 907 г. как третий по значению, после Киева и Чернигова, город Руси. С 1054 г. Переяслав был центром удельного княжества, в 1094–1113 гг. им правил благоверный Владимир Мономах — будущий великий князь Киевский. С 1072 г. в «Повести...» упоминается Переяславская епархия.

Когда в конце XI в. Переяслав, Киев и Чернигов составляли триаду главных древнерусских городов, Переяславские архиереи имели титул митрополитов, но подчинялись митрополиту Киевскому и всея Руси. В те же времена в Переяславе был основан монастырь Архистратига Михаила. Под 1089–1090 гг. «Повесть...» сообщает об освящении в обители новой церкви, созданной в ходе большого каменного строительства, которое вел, ради блага города, Переяславский митро­полит святитель Ефрем. До разорения Переяслава монголами в 1239 г. монастырь был резиденцией местных архиереев.

В XVII в. память о древней обители была запечатлена существованием в городе одноименной приходской деревянной церкви: в первой половине столетия упоминается Михайловский храм без даты постройки; а между 1649–1666 гг. его сменил новый, сооруженный Переяславским полковником и будущим генеральным судьей Войска Запорожского казаком Федором Лободой († 1666).

В 1711–1713 гг. монастырь был восстановлен на своем прежнем месте. В 1713 г. в обитель перенесли мощи преподобномученика Макария, которые с 1688 г. почивали в Воскресенской церкви Переяслава. Основными сооружениями нового монастырского ансамбля стали примыкавшие друг к другу главный и теплый каменные храмы — во имя Архистратига Михаила и во имя преподобномученика Макария. По одной версии, Михайловскую церковь возвели в начале XVIII в.; по другой — это был обновленный храм середины XVII в. Так или иначе, но в дальнейшем сооружение неоднократно перестраивалось. В 1734 г. обитель пострадала от пожара. Мощи преподобномученика Макария перенесли в трапезную церковь, восстановленную в 1737 г. В 1745–1747 гг. в обители возвели каменную колокольню с воротами и примыкающим новым храмом во имя преподобномученика Макария. После обновления Михайловской церкви, в 1750 г. мощи Каневского чудотворца перенесли в нее. В память этого перенесения было установлено второе празднование преподобномученику Макарию — 13 (26) мая. В 1786 г. святыню перенесли в городской Вознесенский монастырь, а Михайловскую обитель преобразовали в приход.

В советское время Михайловский приход упразднили. В 1949-м и 1953–1954 гг. археолог Михаил Каргер раскрыл и исследовал доступные для изучения остатки древнерусской Михайловской церкви. В 1950-х гг. храму, в котором находились склады, грозило разрушение, но его спас (открыв здесь этнографическую экспозицию) директор Переяслав-Хмельницкого государственного исторического музея Михаил Сикорский. В 1974 г. вместе с археологом Виктором Харламовым и историком архитектуры Юрием Асеевым Сикорский вновь расчистил фундаменты древней церкви, исследовал не открытые прежде участки. В 1979 г. над северными фундаментами соорудили подземный павильон, а южные и восточные обозначили на поверхности бутом. В 1982-м в павильоне был открыт Музей архитектуры древнего Переяслава.

В июле 2007 г. возле старинной Михайловской церкви (где тогда был Музей народной одежды Среднего Поднепровья) установлен малый палаточный храм во имя Архистратига Михаила, прихожане которого поставили перед властями вопрос о церковном возрождении святынь древней обители. В 2011 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил открытие здесь мужского монастыря.

В начале XIX в. над Михайловским храмом поднимался каменный купол, который в 1823 г. заменили деревянным. Он был запечатлен в 1845 г. Тарасом Шевченко; позже купол был утрачен. В советские годы храм оставался без него. Недавно на храме возведен купол в виде макета Михайловской церкви конца XI в. В интерьере храма сохранились росписи XVIII–XIX вв.

В центре древнего переяславского посада расположен Вознесенский монастырь. В 1695–1700 гг. здесь был воздвигнут каменный собор в честь Вознесения Господня. Оплачивал строительство гетман Иван Мазепа. Когда в 1700 г. в Переяславе возродили епископскую кафедру, Вознесенский монастырь стал резиденцией правящего архиерея. С 1738 г. при обители действовал Коллегиум — одна из высших школ Украины XVIII в. В 1753–1754 гг. здесь преподавал поэтику украинский философ Григорий Сковорода.

До 1733 и с 1785 гг. епископ Переяславский служил викарием при митрополите Киевском, а в период между этими датами — архиереем самостоятельной епархии. Его ведению подлежала опека не только Переяславщины, но — до 1790-х — и православного населения Правобережной Украины, которое, за исключением Киева с округой,  до конца XVIII в. оставалась под властью Речи Посполитой. В 1785–1793 гг. центром епархии временно был правобережный Слуцк, в 1799-м ее переименовали в Малороссийско-Переяславскую, в 1803-м — в Полтавско-Переяславскую, а в 1847-м кафедру перенесли в Полтаву.

В 1816 г. штат братии монастыря перевели в г. Саратов, после чего Вознесенская обитель считалась внештатной, «с неопределенным количеством монашествующих», а в 1847-м была приписана к Полтавскому Архиерейскому дому. До начала ХХ в. Переяслав оставался в составе Полтавщины. С 1923 г. Переяслав — центр района в Киевской области, с 1965-го название города входило в титул одного из викариев Киевской Митрополии (как и в 1733–1785 гг.). С 2013 г. Переяслав-Хмельницкий входит в состав новообразованной Бориспольской епархии.

Обращенный в 1930-х гг. в зернохранилище, после Великой Отечественной войны Вознесенский собор был отреставрирован, а в 1975 г. в интерьере храма открыли Музей-диораму, посвященный форсированию советскими войсками Днепра около Переяслава-Хмельницкого в 1943 г. С 1978 г. в Переяславе велось строительство нового Исторического музея, где предусматривали выделение зала для переноса диорамы, однако из-за недостаточного финансирования этот проект до сих пор не осуществлен.

В северном «углу» древнего посада, в начале улицы Тараса Шевченко, расположен храм во имя Святой Троицы. Он построен в 1795–1804 гг. на месте более ранней церкви, сгоревшей от удара молнии. Здесь, в связи с упразднением Вознесенского монастыря, почивали мощи преподобномученика Макария до перенесения в 1942 г. в Черкассы.

Кафедральный собор
во имя Архистратига Михаила,
г. Черкассы

Черкассы

С конца XVIII до начала ХХ вв. нынешняя Черкасщина входила в состав Киевской губернии и епархии. В честь городов Черкасщины были названы все четыре викариатства при Киевском митрополите, учрежденные в указанный период: Чигиринское (1800), Уманское (1874), Каневское (1885) и Черкасское (1910). С 1954 г. Черкассы — областной центр. В 1992 г. Черкасское викариатство при Киевской Митрополии было восстановлено и в том же году — преобразовано в самостоятельную епархию.

В 1994–2002 гг. по проекту митрополита Черкасского и Каневского Софрония в Черкассах сооружен кафедральный собор во имя Архистратига Михаила — самый большой православный храм Украины, высотой 72 м, рассчитанный на 12 тысяч молящихся. До 1930-х гг. на месте собора стояли кладбищенская Успенская церковь и храм-памятник во имя великомученика Георгия Победоносца, построенный в 1916–1917 гг. для поминовения воинов, погибших на фронтах Первой мировой войны.

Свято-Троицкий храм, г. Черкассы

С 26 мая 2003 г. одна из главных святынь собора — мощи преподобномученика Макария. С 1942 г. они почивали в Свято-Троицком храме Черкасс, с 1965-го — в церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

 Полтава

В XVIII–XIX вв. Полтава — один из главных культурных центров Украины. С Полтавой связаны имена многих святых Православной Церкви (в частности, здесь родился преподобный Паисий Величковский (1722–1794)). В 1775–1798 гг. Полтава была резиденцией епископов Славянских, носивших с 1786 г. титул Екатеринославских. С 1798 г. архиерейская резиденция переносится в Новомиргород, а епархия обретает имя Новороссийской (в 1803 г. перенесена в Екатеринослав, при возвращении епархии названия Екатеринославской). В 1803 г. название г. Полтавы вошло в титул архиереев Малороссийско-Переяславской епархии, переименованной в Полтавско-Переяславскую, а в 1847 г., как мы уже знаем, резиденция этих архиереев была перенесена в Полтаву.

В 2011 г. Священный Синод УПЦ уста­но­вил празднование памяти Со­бо­ра Полтавских святых 29 сентября (12 октября). В него включены имена святых исторического Полтавско-Переяславского региона, в том числе — имя преподобномученика Макария, в честь которого назван построенный в городе в 1901–1903 гг. приходский храм. В 1937 г. эту церковь закрыли, в 1941-м она вновь стала действующей, а в 1962-м обрела статус кафедрального собора (ввиду того, что городской Успенский собор XVIII в. был к тому времени разрушен).

 Подвижник Среднего Поднепровья

Прошли века. На просторах от Пинска до Полтавы просияло множество новых святых. И быть может, не каждый верующий вспоминает преподобномученика Макария в числе первых из этого сонма. Но в протяженной приставке к имени подвижника молитвенная память народа запечатлела тот факт, что именно преподобномученик Макарий долгое время был почитаем как главный небесный заступник целого региона с «полюсами» в Каневе и Переяславе, лежащими друг против друга по обе стороны Днепра. Историк Николай Костомаров (1817–1885) назвал преподобномученика Макария «типическим святым эпохи Хмельницкого», что вполне справедливо: разделив с земляками все скорби драматического времени восстания Хмельницкого и Руины, он остался человеком «не от мира сего», устремленным туда, где, преодолев земные барьеры, одни становятся богоподобными согражданами, другие — отверженными соузниками.

Владислав Дятлов

Комментариев нет:

Отправить комментарий