17 июня 2014

КОГДА РЕБЕНОК ГОТОВ ИДТИ В ШКОЛУ?

Для родителей шестилетних детей наступает горячая пора: надо выбрать школу, подготовить ребенка к вступительному тестированию и т. д. В общем, очень важные и ответственные моменты. Об этом мы побеседовали с ученым, кандидатом психологических наук, старшим научным сотрудником лаборатории психологии обучения Института психологии им. Г. Костюка НАПН Украины Лианой Марьяненко.

— Лиана Васильевна, наша система образования такова, что все дети в шестилетнем возрасте идут в школу. Однако так было не всегда. Например, мы обучались с семи лет. Интересно, а как определялся возраст начала обучения 100 лет назад?
— Вы правы, системы образования менялись и имели свои особенности в каждую историческую эпоху.

Дети из дворянских семей обучались и воспитывались родными, нянями, затем гувернерами, частными преподавателями, т. е. в домашних условиях они получали образование, соответствующее нашей начальной школе.

Начиная с 9–11 лет детей направляли в гимназии, лицеи, кадетские корпуса. Эти учебные заведения соответствовали системе нынешней средней школы. Обучение было платное или казенное. Детей-сирот устраивали в приюты, которые содержали богатые люди. В гимназиях изучался Закон Божий. Для учащихся других религиозных исповеданий также устраивались занятия с преподаванием основ той или иной религии. Например, к ученику протестанту — даже одному на всеь класс — приглашался пастор.


Гимназии и лицеи были отдельными для девушек и для юношей. Это также давало возможность лучше организовать обучение, которое продолжалось пять-шесть лет. Детям прививали очень хорошие знания: они владели языками, знали правила поведения, им давали определенную квалификацию. Для детей из крестьянских семей существовали церковноприходские школы, в которых они получали христианское воспитание и начальное образование. Выдающийся педагог К. Д. Ушинский разработал специальные учебники для детей крестьян. И в этих школах на первом месте было слово Божие.

Очень интересно об образовании в дореволюционной России описано в художественных произведениях Лидии Чарской («Приютки», «Счастливчик», «Гимназисты», «Выпускница» и др.).

— А как оценивалась готовность детей к обучению?
— Родители отдавали своих чад на обучение начиная с восьмилетнего возраста, так что дети были разносторонне подготовлены: и в моральном, и в интеллектуальном, и социально-психологическом, и в духовном плане. Именно поэтому они меньше подвергались невротическим расстройствам при поступлении и во время учебного процесса. И, несмотря на возраст начала обучения — от восьми до 13 лет, — дети не только не утрачивали таланты, а, наоборот, еще больше их развивали в таких условиях.

— Насколько изменилась система обучения после революции?
— В 1918 г. было принято положение о единой трудовой школе, согласно которому вводилось бесплатное и совместное обучение мальчиков и девочек в возрасте от восьми до 15 лет, готовившее их к специальному образованию. В трехлетней начальной школе преподавали краеведение, родной язык, второй язык, математику, естество­знание, историю, обществознание, географию, рисование, ручной труд, физкультуру, пение. Но Закона Божия уже не было — ставилась задача атеистического воспитания. По сегодняшним меркам можно сказать, что воспитание было душевным, направленным на альтруизм, товарищество, коллективизм, коммунистическую идейность. Отрицательные качества человека попросту замалчивались. Даже психология не изучала этих качеств, пребывая абстрактной и безличной.
В 1930-х годах начальная школа была переведена на четырехлетнее обучение — тоже с восьмилетнего возраста. В указанные периоды школа еще не ставила требований специальной подготовки детей к систематическому обучению. Во-первых, потому что восьмилетние дети были вполне подготовлены к обучению психологически, во-вторых, программы для обучения детей не были сложными и трудными для них.

С 1944 г. вводится обязательное обучение детей с семилетнего возраста в начальных, неполных и средних школах. Снижение возраста обнаружило, что не все дети в семь лет готовы к школьному обучению. Впервые потребовалось решение новой задачи — предварительной подготовки детей к обучению. В 1950-е годы в педагогике и психологии разрабатывались критерии и системы показателей, по которым можно было определить готовность семилетних детей к обучению.

Реформа конца 1960-х — начала 1970-х годов вновь радикально меняет начальную школу: вместо четырехлетнего периода ее переводят на трехлетний (обучались дети в возрасте от семи до десяти лет) с существенным усложнением программ по всем дисциплинам. При таких условиях задача подготовки к школе приобретает особое значение.
В начале 1990-х годов, несмотря на предупреждения ученых, образование снова переводят на «новый порядок». Начальную школу сделали четырехлетней, возраст поступления в школу — шесть лет, среднее образование получают теперь не 10, а 11 лет учебы. Оценка знаний переводится с пятибалльной на 12-балльную систему, как, кстати, было и до революции.
Проблема готовности детей к обучению еще больше обострилась. Для этого ввели тестирование при приеме в первый класс, от ребенка стали требовать умения читать, писать и считать, а тесты проверяли его любознательность и общий кругозор. Психологи разработали структуру психологической готовности ребенка к школе, выделив эмоциональный, интеллектуальный и социально-психологический компоненты.

— Как педагогика и психология относятся к такому возрасту начала школьного обучения детей?
— Сто лет назад К. Д. Ушинский в своих трудах советовал наблюдать за занятиями ребенка на седьмом году его жизни и делать вывод о возможности начала обучения по таким показателям, как желание рисовать, способность концентрировать внимание на одном предмете, слушать то, что говорят, высказываться не отрывисто, а полными предложениями.

В. А. Сухомлинский начал брать детей шестилетнего возраста и работать с ними в течение года, готовя их к школе. Он не отождествлял шестилеток с семилетними школьниками, а понимал шестилетний возраст как особый, подготовительный, требующий скорее полного раскрытия возрастных возможностей детей для поступления их в школу.
В 1960-е годы в зарубежной, а впоследствии и в отечественной психологии проводились исследования детей, направленные на изучение возможностей обучаемости. С двух лет начинали учить грамоте и чтению; пятилетних учеников знакомили с элементами логики, высшей математики; с первого класса дети изучали математику на основе буквенной символики (а не арифметику).

В связи с этим начали формироваться новые взгляды на задачи дошкольного воспитания и начальной школы, новые идеи по подбору содержания и форм обучения. В противовес традиционному началась разработка развивающего обучения. В традиционном обучении господствовали следующие принципы: наглядность, доступность, систематичность, прочность усвоения знаний и др. Главной задачей развивающего обучения становилось интенсивное развитие теоретического мышления учащихся. Составленные в конце 1960-х годов программы выдвигали повышенные требования к способности детей учиться.
Некоторые ученые (в частности, Г. С. Костюк, возглавлявший в то время наш Институт психологии), оценивая опыт экспериментального обучения дошкольников и младших школьников, пришли к выводу, что попытки ускорить развитие мышления неправомерны. Лучше добиваться другого, а именно: чтобы мышление, свойственное ребен­ку в определенный период, достигало полного развития.

— Существуют ли научно обоснованные критерии начала обучения?
— Швейцарский психолог Ж. Пиаже исследовал детей с младенчества и разработал этапы детского развития. Его исследования показали, что мышление развивается постепенно: сначала возникает восприятие окружающего мира, потом — конкретное мышление, затем происходит постепенный переход к понятийному мышлению. К 11 годам ребенок может воспринимать абстрактную информацию. К этому возрасту созревают все структуры мозга, отвечающие за мышление.

Советские ученые спорили с Пиаже и доказывали, что интеллект поддается развитию извне: если определенные операции мышления развиваются к девяти годам, то при интенсивном развитии можно снижать этот возраст до семи-шести лет. Конечно, при целенаправленном ускоренном развитии ребенка получатся неплохие результаты именно с мышлением, но они будут однобокими, станет нарушаться определенная гармония в развитии целостной личности ребенка. Нам не следует забывать, что есть законы развития, определенные Богом.
Да, можно быстрее и интенсивнее развивать ребенка, но зачем? Ведь дети страдают. Они попадают в школу раньше времени, не будучи готовы к ней, — и у них возникает много разных проблем, а не только проблема с развитием мышления. Появляются стрессовые ситуации, шестилетние дети сильно устают, начинают болеть.

— Часто аргументом в пользу обучения детей с шести лет используют то, что за рубежом все учатся с шести, а иногда и с пяти лет.
— В 43 из 73 стран мира дети начинают учиться с шести лет. А, например, в Англии, Японии и США дети идут в школу с пятилетнего возраста, но при этом продолжительность обучения в начальной школе составляет шесть (!) лет. Итак, чем раньше детей принимают в школу, тем продолжительнее является период начального обучения. Также имеют свои особенности характер школьного режима и продолжительность уроков.

— Какой православный взгляд на возраст начала обучения?
— Православная Церковь разрешает детям причащаться без исповеди именно до семилетнего возраста. Небезосновательно считается, что до семи лет ребенок — как ангел. Когда шестилетний ребенок попадает в класс, дети постарше могут причинять ему неприятности, а он даже еще не способен понять, в чем дело, обижается, сильно переживает, получает стресс. В семь лет дети более адаптированы к сложным ситуациям.

Сейчас школы делятся на бесплатные и платные. В некоторых платных лицеях преподают Закон Божий, но в большинстве школ этого нет. Христианское воспитание перекладывается на родителей, на семью и на саму Церковь. Для полноценного развития ребенка необходимо не только формировать интеллект, но и воспитывать у него христианские добродетели.

Человек имеет дух, душу и тело. Если развивать только телесное здоровье и душевные качества (ум, волю, эмоции), а о духовном развитии не заботиться, не заполнять дух и душу ребенка Богом, то эта пустота невольно будет заполняться псевдодуховностью.

Вот тогда и начинаются проблемы с ребенком, расстройства в становлении его интеллекта, психические болезни, нарушения поведения, ранняя нарко- и компьютерная зависимость, жизненные ошибки и т. п. Необходимо, чтобы в государственных школах обязательно был введен Закон Божий. И не надо бояться, что будут дети других вероисповеданий — это также можно решить на местах. Введение Закона Божия очень поможет гармонизировать развитие ребенка и пойдет в конечном счете на пользу не только семье, но и государству, всему обществу.
 
Беседовала Татьяна Гончаренко

Комментариев нет:

Отправить комментарий