02 июня 2014

КТО БУДЕТ ВЕРОВАТЬ — СПАСЕН БУДЕТ

Исцеление дочери хананеянки.
Роспись православного храма в Косово
И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смерто­носное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 16: 15–18).


Кто не задумывался над этими словами Евангелия? Есть ли ныне такие верующие люди, которые могут изгонять бесов, говорить на новых языках, брать в руки змей, исцелять больных, пить смертоносное и при этом оставаться невредимыми? Не похожи ли современные христиане больше на тех, которых описывал в IV в. святитель Иоанн Златоуст: «Мы говорим, что Христос сотворил великие чудеса, людей изменил в ангелов. Но когда спрашивают от нас доказательств на это и заставляют представить пример из этого стада, — мы немы, и я боюсь, как бы вместо ангелов не выгнать свиней из хлева или коней женонеистовых» (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 88).

Да чего греха таить, в этом описании древней Церкви есть много общего с состоянием современного христианства, которое все больше и больше делится на множество взаимно враждующих друг с другом конфессий. Средства массовой информации обличают некоторых христианских пастырей в различных грехах. Поданные тенденциозно, намеренно сгущенные, эти сведения на многих производят деморализующее воздействие, оправдывая в их глазах собственное безнравственное поведение и неверие: мол, нельзя доверять «церковникам».
Но так ли все плохо в Церкви? Почему журналисты не хотят замечать великое множество благочестивых пастырей и мирян, которые искренне веруют в Бога и соблюдают Его заповеди? А таких людей, даже при всем нынешнем религиозном многоголосии вследствие умножения расколов и сект, все еще немало. Они твердо веруют, знают и чувствуют, в какой Церкви присутствует Бог Своею благодатью.

По каким же признакам можно определить истинную Церковь? На них как раз указывают приведенные в начале евангельские слова.
Евангелие имеет буквальный и аллегорический (таинственный) смысл. В буквальном смысле подобные знамения и чудеса творил Сам Господь во время Своей земной проповеди, а затем — Его апостолы и ученики после сошествия на них в день Пятидесятницы Духа Святого. Примерами подобных чудес изобилуют жития святых. В наше время после совершения Таинства Елеосвящения многие по вере в Господа Иисуса Христа получают исцеление от болезней. Сугубое благодатное действие имеет Причащение Святых Христовых Таин, когда верующие люди под видом хлеба и вина принимают в себя Пречистое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Кто приступает к этому Таинству с верою, тот получает не только исцеление или облегчение своих душевных и телесных болезней, но и приобщается к вечной духовной жизни.

Согласно аллегорическому толкованию приведенного евангельского текста не только священники, но и все верующие люди после Крещения получают силу вести невидимую духовную брань с бесами. Об этом свидетельствует опыт многих поколений монахов и мирян. Те, кто по-настоящему старается вести духовную жизнь, молится и постится, —научаются контролировать помыслы и желания и тем самым не дают бесам приблизиться к себе. Если же бесы, используя помыслы, все-таки совершают прорыв и вовлекают человека в тот или иной грех, то исповедание этого греха в Таинстве Покаяния и усугубление молитвенных и постнических трудов позволяют, с Божией помощью, победить и изгнать из сердца напавших врагов.

Происходит ли это в тех церквах, где отброшено послушание священноначалию, где нет уважения к Преданию, где все богослужение сводится к пению духовных гимнов под гитару или другие музыкальные инструменты, где под предлогом архаичности отказались от церковнославянского языка молитвы, где вся служба длится каких-нибудь 30–40 минут, где сведен до минимума или совсем упразднен пост, превращено в формальность или вовсе упразднено Таинство Покаяния (да и другие таинства тоже), где пастыри вместо проповеди Евангелия предпочитают говорить о политике, выяснять отношения с инакомыслящими или дают советы, как лучше устроить свою материальную жизнь, забывая о благодатном мире, о духовной жизни во Христе, о Царстве Божием? Разумеется, нет.

Во все времена, когда люди теряли взаимопонимание между собой, возникали смуты. В свою очередь, смуты порождают войны, разрушают нравственные устои общества, девальвируют семейные ценности. Кто может примирить враждующих друг с другом людей? Лишь Господь Бог, Который пребывает в той Церкви, где пастыри стараются быть похожими на Него в кротости, любви, послушании, а потому могут понимать язык всех конфликтующих сторон и примирять людей между собой. В этом и проявляется в наше время дар говорения на новых языках. Также этот дар проявляется в тех пастырях, которые проповедуют Евангелие не формально, а от сердца к сердцу, с воодушевлением, и эту проповедь способны слышать и понимать люди с различным образованием и социальным статусом, вне зависимости от их партийной принадлежности и этнического самосознания.

За всю историю человечества сформировалось множество разных, часто взаимоисключающих философских взглядов на смысл человеческой жизни. В таких условиях христианам важно уметь вникать в них, давать им правильную оценку, брать от них то, что приемлемо для христианина, но ни в коем случае нельзя прельщаться их рациональной эффектностью. При таком подходе смертоносный яд, содержащийся в них, не повредит христианам. Они, подобно пчеле, возьмут от философов лишь самое полезное, то, что поможет им тем же оружием отбить нападки на христианство.

И, наконец, змей христиане берут не только тогда, когда отбивают нападение злых духов и не позволяют им приблизиться к себе, но и когда делают все для того, чтобы освободить людей, которые уже находятся в бесовском плену. Этим занимаются миссионеры, мужественно несущие свет Истины к тем, кто не верует в Бога, кто заражен многими страстями, кто пребывает в сообществах, которые лишь по имени христианские, а на самом деле занимаются политикой или бизнесом. Миссия среди таких людей во все времена была самым трудным и самым опасным делом, и очень немногие способны решиться на это, точно так же, как очень немногие осмеливаются брать в руки змей.

Ныне от православных христиан требуют­ся особое мужество и твердая вера, чтобы противостоять усиливающимся соблазнам и искушениям. Сейчас, как никогда, стали актуальными слова, которые еще в начале ХХ в. говорил в одной из своих проповедей протопресвитер Гавриил Костельник: «Сколько в современном мире изломанного, испорченного, фальшивого — Церковь и народ и сама жизнь нуждаются в очень многих мучениках для реставрации. Пагубные человеческие состязания в истории еще не были столь выспециализированы, как теперь. С человеческим добром выспециализировалось и человеческое зло. Будничную, быстротекущую жизнь задумали нынешние люди сделать религией! Фабрику — церковью! А заиливание души грязью задумали утвердить как высший закон жизни!».

Архимандрит Маркелл (Павук),
преподаватель КДАиС

Комментариев нет:

Отправить комментарий