15 августа 2013

ТРУЖДАЮЩИЕСЯ И ОБРЕМЕНЕННЫЕ. В жизни каждого христианина должно быть место для… отдыха

Христианская жизнь невообразима без трудов — не только молитвенных и постнических, но и физических, интеллектуальных, творческих. Об этом немало засвидетельствовано учителями Церкви и святыми отцами.

Так, святитель Василий Великий полагал, что намерение благочестия должно служить не предлогом лени, бегства от работы, а наоборот — побуждением к большим трудам.

Святитель Иоанн Златоуст считал бесчестием не работу, но праздность. Сам апостол Павел трудился, чтобы не обременять других, и обличал лентяев, предлагая им просто невозможное — не есть. Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу человека. Парадоксально (однако факты есть, и их немало), что в сознании многих индустрии, провоцирующие пьянство, блуд и другие формы растления, связаны с понятием «отдых». То есть наниматься в злачные места люди избегают (что в общем-то верно — грех), а вот «отдохнуть» — почему бы и нет (что вообще нелепо).

Все это, конечно, не ново. Так было и в прошлом веке, и в позапрошлом... Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Приходит ночь с ее тенями, с бледным светом, который издают ночные светильники неба, собирает людей с поверхности земли в их шатры, в их приюты. В этих приютах скука, пустота души; стараются задушить свое мученье безумным развлечением; праздность, испорченность нравов предаются шумным увеселениям, и сосуды храма Божия — ум, сердце, тело — употреблены Валтасаром на употребление преступное». Невозможно назвать отдыхом такое времяпрепровождение просто потому, что от него устаешь.

О ГОРЕНИИ

Непраздный вопрос — есть ли вообще в жизни христианина место для отдыха?.. Глядя на изнуренные лица прихожан наших храмов, а подчас — и в зеркало, нет-нет да и задашься им. Однажды стал свидетелем поучительной ситуации. Почтенный протоиерей (тех лет, когда умножается труд и болезнь, по слову псалмопевца) отказался от предложения знакомого чтеца (мужчины, как говорится, в полном расцвете), пожелавшего подвезти духовника, уставшего после службы. Отец еще и прикрикнул — то ли на чтеца, то ли на попытавшуюся возразить свою заботливую матушку — «Да ты посмотри только! Зачем еще загружаешь?».

Постановка вопроса озадачила чтеца. Позже он рассказал, как, сев за руль и увидев свое отражение в зеркале заднего вида, прочел ответ: «Загружаться и впрямь незачем! Расслабься, парень, отдохни…». Живой пример отеческой прозорливости.

Сам Господь благословляет отдых. И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали... Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда (Мк. 6: 30—31). Как видим, Христос не просто благословляет, а еще и нормирует отдых, определяя и меру — «немного», и место — «пустынное», и даже предлагает туда «пойти» (прогулка сама по себе — отдых).

Святитель Феофилакт Болгарский замечает, что Христос дает ученикам отдохнуть, научая предстоятелей не держать паству в напряжении постоянно. Таким образом, отдых для нас не просто важен, он — жизненно необходим, как и еда для восстановления сил, о чем не забыл упомянуть евангелист Марк.

Есть в Киево-Печерском Патерике примечательная история о том, как вратарь монастыря, заботясь об отдыхе братии, утомленной ночными молитвами и утренним песнопением, отказался впустить в обитель… христолюбивого князя Изяслава. Дерзость — неслыханная, как по тем временам. Но вратарь, рискуя головой, не преступил послушания — преподобный Феодосий запретил отворять врата до начала вечерни.

Узнав о стоящем при дверях князе, преподобный вышел и поклонился ему. Изяслав поинтересовался, чтобы это все значило? Феодосий отвечал: «Ради того, господин, сделано оно, чтоб… братия, утрудившись от ночного славословия, могла спать. А твое усердие к Пресвятой Владычице нашей Богородице, приведшее тебя сюда — благо и на успех души твоей, и много радуемся мы о приходе твоем».

В храм князя пустили без особых почестей. Изяслав, помолившись и побеседовав с преподобным, отдохнул и — как повествует Патерик — еще больше возлюбил святого. А с ним — и жизнь во Христе. Для киевского князя, «одетого в порфиру и виссон» (см.: Откр. 18: 16), моченые яблоки и пареная репа за столом настоятеля оказались слаще меда. И преподобный Феодосий открыл ему секрет монастырской кухни — братия, готовящая трапезу, молится тайно, не сквернословит… (Чтобы понять, о чем речь, достаточно хотя бы раз вкусить монастырский хлеб.)

Кстати, уже отцы первых веков обратили внимание на то, что аскеза — это не самоцель. Святитель Григорий Нисский — отец отцов — полагал, что «совершеннейшая цель воздержания» — это «не изнурение тела, но легкое его служение душевным потребностям».

А в одном из древнейших аскетических наставлений — запечатленном святителем Афанасием Великим жизнеописании преподобной Синклитикии Александрийской (подвизавшейся в IV в.) — повествуется о том, как святая держала строгий пост, спала на земле и не допускала даже мысли о приятных кушаньях, питаясь хлебом из отрубей и ограничивая себя в воде. Но после Синклитикия отдыхала от подвигов.

«Она так поступала, чтобы члены ее тела не ослабли окончательно, что было бы поражением. Ведь когда разбиты доспехи воина, как он может надеяться победить в сражении?!» — пишет святитель Афанасий, обличая в неразумности гордецов, необдуманно налагающих на себя непосильные посты.

Учитель Церкви ставит в пример не просто подвиги, а еще и отношение преподобной к ее трудам: «С осторожностью правила судно своей души кормилом благочестия и привела его в целости в гавань спасения, держась веры в Бога, как самого надежного якоря».

А вот созвучный и более близкий к нашему времени пример — отец Иоанн (Крестьянкин) наставляет одну из духовных дочерей (явно — не неофитку) в своем письме: «Дорогая о Господе Матушка Игумения М.! Ваша искусительная пустыня длится всю жизнь. И в этой духовной школе на первых этапах нам даются уроки, из которых мы не во мнении, но в реальной практической жизни должны усвоить беспредельную глубину своей немощи <…> И сами себя Христу Богу предадим. Второе и немаловажное, вытекающее из сознания своей немощи, — благодарение Богу за все: за дни, часы, минуты благоденствия с осознанием, что это Божией силой для нашего укрепления посылается <…>

Вот и Ваша немощь, которая провоцирует мечтания, — поучительна. Единого рецепта на лечение этих недугов нет. Кому что подходит по складу ума и сердца и телесной силы или немощи. Если видите, что дневной отдых вместо ожидаемого отдохновения несет с собой ненужное расстройство, — прекратите его. Но тогда же измените нечто в режиме жизни своей — раньше отходите на покой вечером. Говорить легко, исполнить трудно, но надо найти свое личное, что будет на пользу душе и телу. Спать надо при здравии 7 часов, а при немощи и 8 допустимо».

О ВЫГОРАНИИ

Известны, впрочем, и примеры пастырской недальновидности, помноженной на ревность не по разуму паствы. Один из таких изложил протоиерей Андрей Ткачев в своей заметке: «Я слышал однажды о водителе троллейбуса, которому горе-духовник назначил тяжелую епитимью. И бедняга, вынужденный вставать в полпятого каждый день, подолгу клал поклоны, читал каноны и кафизмы, пока однажды, уставший и невыспавшийся, не разбил троллейбус. Духовник виноват…».

Трудно не согласиться. Не случайно преподобный Ефрем Сирин — аскет аскетов, без молитвы которого уже невозможно представить первую седмицу Великого поста — в 15-м поучительном слове к египетским монахам увещевал: «Неопытный не может владеть луком, как опытный; и отроку невозможно бежать наравне с мужем. Если на отрока возложишь бремя не по силам его, то сделаешь ему вред, <...> научай его подвигам добродетели и степенному житию. Если, по совершении бдения и обычного правила, сам ты намерен бодрствовать, а подчиненный хотел бы немного уснуть, дай ему отдых…».

Ранящая проза наших дней: большинство украинцев (независимо от вероисповедания, пола и возраста) подавляют нормальное желание — отдохнуть. Серия актуальных исследований Международного кадрового портала HeadHunter обнаружила, что в текущем отпускном сезоне 95 % работников добровольно-принудительно разменивают время своего отдыха на решение производственных задач.

Каждый третий уточнил, что это — типичная практика; еще треть опрошенных назвали ее «достаточно частой». 34 % респондентов сетуют на невозможность полноценно отдохнуть. Недовольных не так и много, если учесть, что почти каждый второй точно знает, что, несмотря на отпуск, обязан быть «в зоне досягаемости» руководства, а каждый третий полагает желательным находиться «на связи».

Самые «авральные» отпуска, по оценкам аналитиков hh.ua, у банковских клерков — 83 %, IT-специалистов — 75 %, сбытовиков — 74 %. Относительно спокойно, так сказать, отдыхают работники транспортной (63 %) и производственной (61 %) сфер.

Девять из десяти работников, по данным HeadHunter, периодически вынуждены работать без перерывов на обед. 68 % опрошенных связывают эти ситуации с большой загрузкой; 48 % — со срочностью работ; 19 % сетуют на «прихоти руководства».

Результаты еще одного опроса, проведенного HeadHunter в декабре 2012-го, обнаружили, что три из четырех офисных работников связывают «некоторое», а нередко — и «существенное» ухудшение состояния здоровья со своим трудом. 52 % респондентов называют работу «нервной», 32% говорят о «напряженной атмосфере» на предприятиях. Опрос более 3,5 тыс. мужчин и женщин (20-35 лет) показал, что половина из них «хронически устали»; 45 % — жалуются на боли в спине и пояснице; 39 % признаются в расшатанности нервов. При этом многие — 65 % — полагают бесполезным обсуждать эти и другие проблемы с начальством, ссылаясь на опыт.

Украина — не единственное место под солнцем, где сгорают на работе. В апреле 2013 г. Международная организация охраны труда обнародовала доклад, свидетельствующий, что в условиях роста безработицы и увеличения нагрузки после кадровых «оптимизаций» рванула вверх кривая т. н. «профессиональных заболеваний» (преимущественно — опорно-двигательного аппарата и психических расстройств, не всегда поддающихся классификации и обобщаемых термином «burnout» — «выгорание»).

В среднем, от них ежедневно гибнут 5,5 тыс. человек — в шесть раз больше, чем от несчастных случаев на производстве. Японские и американские физиологи описывают внезапные смерти на рабочем месте в рамках нового синдрома — «кароши». Даже определена зона риска — работающие свыше 60 часов в неделю, то есть, регулярно преступающие Божию заповедь о воскресном дне. (Читай — «Притча об отдыхе».)

Вячеслав Дарпинянц

1 комментарий:

  1. Анонимный20.08.2013, 15:41

    "...заповедь о воскресном дне...".

    О субботнем?

    ОтветитьУдалить