04 августа 2013

АМВРОСИЙ И ФЕОДОСИЙ: ВЕЧНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Каждый христианин — это воин, цель которого — вечность, а средство ее достичь — сражение. Мир лежит во зле (1 Ин. 5: 19), а значит поле битвы приобретает вселенский масштаб. Ставя перед собой глобальные цели, можно упустить детали и в результате проиграть генеральное сражение длиной в жизнь. Ясное сознание не допустит сбоя в идентификации добра и зла и не собьет компас веры, который укажет дорогу к Тому, Кто есть Путь и Истина и Жизнь.

МОМЕНТ ИСТИНЫ

В 80-х годах IV в. во Флоренции произошел случай, который привел в движение весь многолюдный город. У одного из горожан по имени Децент скончался сын. Сам факт смерти мальчика не вызвал у современников повышенного интереса. Друзья, близкие и родственники, принося свои соболезнования, утешали Децента как могли. В это же время его посетил один епископ. Помолившись, он воскресил мальчика, а затем направился в свой город, где уже много лет усердно служил Господу. Звали его Амвросий, а местом его постоянного служения был крупнейшим после Рима мегаполис Италии. Сегодня он известен как Милан, а тогда, в конце IV в., город носил более длинное название — Медиолан. Равноапостольный император Константин, подписав в этом городе в 313 г. свой знаменитый эдикт о равноправии христиан с представителями других религий империи, прославил Милан на века.

Амвросий стоял на паперти только что выстроенного по его инициативе собора, возвышающегося на месте обретения нетленных останков святых мучеников-близнецов Гервасия и Протасия. Теперь они лежали в крипте храма, освященного в их честь. Небесное покровительство мучеников сейчас было крайне необходимо святителю. К церкви приближались люди. Блеск облачений говорил о их высоком социальном положении. Еще несколько мгновений — и среди них уже можно было разглядеть фигуру человека, которого не спутать ни с кем другим.

Это был Феодосий — абсолютный повелитель одной из супердержав древнего мира. Ничто не могло помешать ему распоряжаться судьбами миллионов граждан своей многонациональной страны. Он только что расправился с одним из незаконных претендентов на трон — узурпатором Максимом. Войска римского императора одержали победу. Трепетать перед одним видом Феодосия заставлял и факт только что усмиренных им Фессалоник. Крупнейший греческий город был поставлен на колени. За открытое выступление против власти император распорядился казнить каждого десятого его жителя. Теперь шаг Феодосия был твердым как никогда: он ставил цель и достигал ее. После победы над Максимом правитель три года пребывал в Медиолане, который, таким образом, временно стал центром его обширной империи.

Решив помолится в храме, Феодосий направился в кафедральный собор города. Здесь его и встретил епископ Амвросий, который преградил путь императору, обратившись к нему с речью, наполненной укоризнами за разоренный город и смерть тысяч людей. Святитель напомнил правителю о нелицеприятном Божием Суде, призвал к покаянию и более того — наложил епитимию: Феодосию необходимо принести публичное покаяние за свое дерзкое решение, а до тех пор он отлучался от Причастия и не должен был носить знаки императорского достоинства.

Слова Медиоланского святителя произвели ошеломляющее впечатление и были по своей разительности подобны грому в ясный день. Ситуация накалилась до предела. Кисть блистательного фламандца ван Дейка дает нам возможность представить драматизм того момента. Можно лишь догадываться о тех переживаниях, которые испытывали в этот момент епископ Амвросий, карающий праведным гневом ничем не ограниченного в своих действиях монарха, и сам император Феодосий, испытавший публичное унижение своего достоинства.

Упрекая правителя в кровожадности, святитель сам мог стать жертвой монарха. Примеров подобного развития событий известно достаточно. Так, стоило только Константинопольскому архиепископу Иоанну Златоусту упрекнуть двор в роскоши и порочной жизни, как в скором времени он оказался в ссылке, а затем был до смерти истощен дорогой к новому месту заключения, куда так и не добрался.

Или возьмем святителя Калинника, который занимал все тот же Константинопольский престол, но уже тремя веками позже — при императоре Юстиниане II. Патриарх не дал благословения на разрушение храма, на месте которого в дальнейшем должно было развернуться строительство дворцовых покоев василевса. В результате Калиннику выкололи глаза, отрезали нос и язык, а затем замуровали страдальца в стене. Амвросий Медиоланский отлично понимал, на какой шаг идет и что за этим может последовать, и он сделал свой выбор.

ГЕРОИ СВОЕГО ВРЕМЕНИ

Амвросий и Феодосий были ровесниками. Разница в возрасте составляла между ними всего шесть лет. Примерно в одно время они ушли и в иной мир. Феодосий скончался в январе 395 г. от водянки. Амвросий же двумя годами позже — в апреле 397 г. в Великую Субботу — за один день до празднования Пасхи. Феодосий по происхождению был испанцем, познавал жизнь не только сидя за партой, но и верхом на боевом коне, участвуя в военных походах своего отца — начальника имперской конницы. Амвросий был сыном не менее именитого родителя. Как предполагают, отец будущего светильника Церкви занимал должность наместника провинции Галлия (территория современной Франции).

В роду святителя были и мученики за Христа (двоюродная сестра Сотерия). В то время когда Феодосий громил варваров на Балканах, будучи командующим войсками провинции Иллирик, Амвросий до 30 лет получал образование в Риме, обучаясь наукам у лучших учителей. В 373 г. Амвросий стал префектом Северной Италии с центром в Медиолане. В следующем году жители города оказались перед проблемой выбора нового епископа. Т. к. в Медиолане доминировали две партии (православные и сторонники ереси Ария) и никто не хотел уступать, то в качестве компромисса предложили занять епископскую кафедру префекту. Подобный ход развития событий застал Амвросия врасплох, и он отказался.

Однако в процесс вмешался император Валентиниан I, который поддержал выбор медиоланцев. На тот момент Амвросий не был даже крещен. 30 ноября 374 г. он трижды окунулся в купель во имя Пресвятой Троицы. А уже 7 декабря принял архиерейский сан, пройдя, таким образом, за семь дней все ступени церковной иерархии — случай уникальный для истории. Сразу же после избрания Медиоланский епископ пожертвовал Церкви все свое громадное состояние. Святитель был воздержан во всем, вел скромный образ жизни и соблюдал обет нестяжания. Через пять лет Феодосий был избран императором восточной части Римской империи, став соправителем императора Грациана. Два «титана» эпохи достигли пика своей карьеры, чтобы однажды помериться силами своих представлений о принципах устройства мира.

БОЖИЙ СУД

Трагедия в Фессалониках была не единичным случаем во время правления Феодосия. Так, в 387 г., после народного возмущения в Антиохии на Оронте (крупнейшем городе Сирийского региона), когда разъяренная толпа просто разнесла по кускам статуи императора, что расценивалось как одно из серьезнейших преступлений, — в мегаполис прибыла карательная экспедиция. В то время Иоанн Златоуст уже прославился как талантливый проповедник. И вот какой была реакция учителя Церкви на те события: «Некогда наш город оскорбил императора, и император приказал уничтожить его весь до основания, и мужей и детей, и жилища. Так цари гневаются! Они пользуются властью как хотят! Таково-то зло власть».

В отличие от Златоуста, который находился в далекой Антиохии и был тогда еще в сане священника, у Амвросия появилась возможность лично выразить свою реакцию на резню в Фессалониках. Этот город был хорошо знаком Феодосию. Первые два года правления он прожил там со своим двором, пытаясь залатать бреши в прорванных готами восточных границах империи. Там же с Феодосием произошло и чудо исцеления от неизлечимой болезни, после того как он принял Таинство Крещения от рук православного епископа.

В 390 г., перед самым началом городских скачек, командующий войсками в провинции Иллирик по имени Ботерих (германец по происхождению) вдруг арестовал популярного в народе возничего из-за бытовой провинности. На мольбы горожан Ботерих никак не отреагировал и поплатился за это жизнью. После этого в город вошли карательные войска. Тогда погибло от семи до 15 тысяч человек — 1/10 населения всего города! Пятнадцать тысяч бессмертных душ, которые еще могли бы жить, совершать добрые дела и готовиться к встрече со Христом каждая в свое время. И вот по воле одного человека их не стало.

Епископ города Медиолана был готов скорее дополнить их число, чем проигнорировать эту кровавую бойню, сделав вид, что ничего не произошло. Феодосий был остановлен на паперти храма и покорился. Он снял с себя символы императорской власти, провел восемь месяцев в покаянии и на праздник Рождества Христова был допущен ко Причастию. При этом святитель Амвросий добился того, чтобы Феодосий издал закон, согласно которому утверждение смертных приговоров откладывалось на 30 дней после их вынесения.

После произошедших событий правитель продолжил свое пребывание в Медиолане. За это время он расправился со всеми незаконными претендентами на власть и вошел в историю как последний император единой Римской империи. После него страна окончательно разделилась на две части: западную и восточную. В 395 г. святитель Амвросий помолился над скончавшимся Феодосием, после чего тело набальзамировали и отправили в Константинополь, куда император не успел добраться. А через два года и сам епископ предал свою душу Господу, Которому так усердно служил.

Почитание Амвросия как святого началось почти сразу после его кончины. В памяти потомков он остался как автор гимна «Тебе, Бога, хвалим…», реформатор церковного пения (ввел антифонное пение за богослужением), основатель в Медиолане мужского монастыря и двух храмов, в одном из которых теперь открыты для поклонения нетленные мощи небесного покровителя Милана. Император Феодосий также был прославлен Церковью в лике святых, а за свои заслуги в деле искоренения язычества наименован Великим.

Есть узкий путь и широкий. Можно идти по жизни, любуясь широкими горизонтами своего ровного, как водная гладь, пути, а можно карабкаться ввысь, протискиваясь через тернии. Свой вариант следования каждый выбирает сам. Чтобы остановить проявление зла, не обязательно дожидаться его вызова в глобальном масштабе. Для этого не обязательно быть епископом и чудотворцем и ждать, когда в двери твоего храма постучится император. Каждый человек — это вселенная. Восседая на кафедре своего сердца, может, достаточно будет позаботиться о том, чтобы сделать его зоной отчуждения зла, и тогда у мира появится еще один шанс на то, чтобы стать добрее и лучше.

Андрей Гор

Комментариев нет:

Отправить комментарий