08 августа 2013

ИЗ ТЬМЫ К СВЕТУ. ВАРЯГИ-ХРИСТИАНЕ

На Руси викинги, которых позднее прозвали здесь варягами, появились в середине VIII в., основав поселение Ладога у одноименного озера. Вытесненные вскоре славянами, они вернулись сюда через 80 лет и постепенно основали поселения по всей Северной Руси. 


Варяги и принятие христианства на Руси

Захватив власть в Киеве около 980 г., князь Владимир попытался скрепить единство подвластной ему Руси единым культом. Опираясь ранее на варяжскую дружину, в которой преобладали язычники, поборов с ее помощью сочувствовавшего христианству брата Ярополка, он сделал ставку на культ пантеона богов во главе с Перуном, богом грома. Перуна почитали дружинники-русичи, а их товарищи, скандинавы-варяги, считали аналогом своего бога Тора.

Пантеону этих идолов по всем городам создавались капища (центральное в Киеве), возносились почести, приносились жертвы, вплоть до человеческих. Однако замысел князя духовно объединить Русь на основе язычества провалился. Киев, лежащий на оживленном торговом пути «из варяг в греки», населенный представителями многих народов, имевший на протяжении нескольких веков контакты с православной Византией и даже принявший (пусть еще непрочно) более века до того христианство, не воспринял глубоко искусственный пантеон князя.

Чувствуя это, Владимир пытался найти выход в принятии мировой религии. Как справедливо полагает академик П. П. Толочко, вряд ли князь всерьез выбирал, ввести ли на Руси ислам, буддизм, иудаизм и даже христианство латинского обряда — традиция Православия на Руси уже укоренилась, «выбор» же был скорее дипломатическим маневром. Но произошло одно событие, которое потрясло князя и стало еще одним аргументом в пользу принятого им впоследствии решения.

В «Повести временных лет» под 983 г. Нестор Летописец сообщает, что тогда в Киеве жил варяг, пришедший «из Греческой земли» и исповедовавший христианскую веру. И был у него сын, на которого и пал жребий, чтобы принести его в жертву идолам. Но варяг сказал посланным к нему: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил Он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам».

Тогда толпа идолопоклонников разнесла его двор. Варяг же с сыном стояли на сенях (галерее второго этажа). От него потребовали: «Дай сына своего, да принесем его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?». Разъяренные идолопоклонники подсекли под ними сени и убили их.

Варяга звали Феодор, а его сына — Иоанн. Ревностные христиане, они стали одними из первых (известных нам) мучеников Руси. В их судьбе, как в капле, отразилась история викингов-варягов, которые пришли из Скандинавии в земли Восточной и Западной Европы вначале с мечом в одной руке и факелом в другой, но постепенно, под влиянием более высокой культуры окружающего населения, под воздействием тысяч миссионеров, пустили Христа в свое сердце.

Менее двух веков прошло после того, как разгром англо-саксонского монастыря святого Кутберта на острове Линдисфарн возвестил Европе о нашествии нового, сравнимого по дерзости и жестокости с гуннами Атиллы врага, терзавшего затем несколько веков побережье всего континента. Драккары викингов по развитой речной системе забирались и далеко вглубь Европы, их дружины грабили даже хорошо укрепленные города, наносили поражения войскам королей, их жертвами становились многие тысячи людей, в том числе священнослужители и монахи.

Поселяясь в Нормандии, Сицилии и других местах, создавая там свои феодальные государства, викинги быстро перенимали местный язык, обычаи и, как правило, принимали христианство латинского, а в византийских владениях — восточного образца.

На Руси викинги, которых позднее прозвали здесь варягами, появились в середине VIII в., основав поселение Ладога у одноименного озера. Вытесненные вскоре славянами, они вернулись сюда через 80 лет и постепенно основали поселения по всей Северной Руси. Затем, после «призвания варягов» в 862 г. и завоевания Олегом Киева еще 20 лет спустя, когда варяжская династия Рюриковичей (впрочем, быстро «ославянившаяся») стала править всей Русью, поселения варягов появляются и в центре, и на юге страны (даже очень крупные, как Гнездовское городище у Смоленска, Шестовицкое у Чернигова).

Не только воины, но и искусные ремесленники и умелые торговцы, они в этих и других городах селились вместе со славянами и постепенно ассимилировались. Недаром значение самого термина «варяг» менялось со временем — от «наемный дружинник» к «торговец». Но из Скандинавии и берегов Балтики приходили все новые, нанимаясь в дружину князя и на службу формирующемуся древнерусскому государству.

Еще в первой половине IХ в. в посольства «народа Рос» в Константинополь и Ингельгейм входили свеоны (шведы). В ближнем окружении киевского князя Святослава были воеводы со скандинавскими именами. На Руси нередко служили и представители варяжской знати. Например, в дружине князя Владимира пребывал будущий норвежский король Олав Трюггвасон.

В торговых экспедициях, военных походах, от греческих священников, торговцев и пленных варяги, как и славяне, узнавали о Христе, часть из них принимала христианство. Утверждение договора князя Игоря с Византией 944 г. произошло в Киеве у языческого капища, где присягали князь и часть дружины, другая же часть — в церкви во имя пророка Илии на Подоле. Так же и в Константинополе: часть посольства клялась в верности договору по языческим, часть — по христианским обычаям.

Захватив Киев, князь Владимир постарался избавиться от буйных варягов своей дружины, передав их нуждавшемуся в войсках византийскому императору. С той поры начинается массовый наем скандинавов на византийскую службу, что способствовало их христианизации.

Христианизация родины варягов

Тем временем на родине варягов также осуществлялся переход к христианству. Он был постепенным, происходил вместе с формированием феодального государства и растянулся на века. Дания впервые познакомилась с христианским учением в самом конце VII в. от английских миссионеров, в 826 г. святителю Ансгарию удалось крестить часть датчан, но в следующем году король-христианин Гаральд был свергнут, и миссия покинула Ютландию, затем была возобновлена и претерпела множество испытаний.

В 965 г. король Харальд I Синезубый, приняв Крещение, сделал христианство государственной религией. В 1104 г. в Лунде было создано архиепископство. Летом 831 г. святитель Ансгарий по просьбе шведов отправился к ним. Папа даже создал там отдельную кафедру, но восстание язычников прервало христианизацию страны. Лишь в конце XI в. язычеству нанесен был решительный удар — при конунге Инге Старшем был сожжен «двор богов» в Упсале. Переходное время от падения язычества к эпохе окончательного торжества христианства (1060–1250) отмечено борьбой княжеских родов за господство в стране, сопровождаемое борьбой двух религий.

Решительная победа христианства (католичества) в Швеции произошла только в 1248 г., когда на соборе в Шеннинге была окончательно утверждена церковная иерархия и принято безбрачие духовенства.

Около 900 г. первым верховным правителем Норвегии стал король Харальд Прекрасноволосый. Еще ранее, при сильном сопротивлении местных конунгов, ярлов и части народа, он начал вводить в стране христианство. Попытки объединить страну при помощи христианизации продолжили в конце Х — первой трети XI вв. короли Олав Трюггвасон и Олав Харальдссон (Олав Святой), которые провели молодость в более цивилизованных и феодализированных странах, Руси и Англии.

Олав Трюггвасон ревностно насаждал христианство. От него Крещение принял и первооткрыватель Америки Лейф Эриксон, который привез из Норвегии епископа и крестил Гренландию. Со времени Олава Харальдссона (1015–1028) норвежская Церковь была установлена во всей стране и подчинена королю. Прославление его в лике святых состоялось в Норвегии 3 августа 1031 г. (память — 29 июля). Он является последним по времени западным святым (до Великой схизмы 1054 г.), почитаемым также и на христианском Востоке (святой благоверный Олав II Харальдссон, король Норвегии, креститель и просветитель норвежцев).

Как видим, на родине варягов, в Дании и Норвегии, христианство было принято приблизительно в одно время с Русью, в Швеции — несколько позже. И в случае Норвегии определенную роль сыграли влияние и пример Киевской Руси. Валерий Орлов пишет в очерке «Христианизация Викингов»: «Св. кн. Владимир был восточный скандинав по крови и языку, но из тех родов “варяжских”, которые совершенно ославянились, покорились загадочному гению славянского языка и его стихии.

В борьбе за власть он надолго убегал в Скандинавию к своим родственникам и набирал там дружины варягов, с которыми и возвращался на Русь. Здесь, в Киеве у него уже годами живал его сородич Олав Триггвесон, будущий король Норвегии. В совместных беседах два языческих конунга переживали свой интимный религиозный кризис, и оба повели свои народы по христианскому пути: Олав по западному, Владимир — по восточному. Церковь тогда еще не была расколота… Семья Владимира роднилась через браки со всеми западными династиями латинского обряда. Владимир принимал у себя западных миссионеров и папские посольства как единоверцев. И тем не менее, он сознательно предпочел греческий обряд и греческую культуру».

Варяги быстро ассимилировались в славянской среде на Руси. Но связи между нею и формировавшимися на севере Европы государствами были тесными вплоть до монголо-татарского нашествия, церковные же пути их разошлись после 1054 г. На Руси Православие сохранило свои позиции, в Скандинавии возобладал католицизм, впоследствии протестантизм. Ныне же по всей Скандинавии имеются православные общины, окормляющие в основном иммигрантов с юга и востока Европы, среди которых немало наших соотечественников.

Владимир Моисеенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий