04 августа 2013

«ПРИЗРИ НА НОВЫЯ ЛЮДИ СИЯ И ДАЖДЬ ИМ, ГОСПОДИ, УВЕДЕТИ ТЕБЕ, ИСТИННАГО БОГА». К 1025-летию Крещения Руси

Начавшись в апостольские времена, проникновение христианства во все уголки нынешней Украины продолжалось около полутора тысячелетий. И все же, решающим было то событие, 1025-летие которого мы отмечаем в эти дни — Крещение Руси трудами равноапостольного князя Владимира и его сподвижников. 

ДО СВЯТОГО ВЛАДИМИРА

1025-летие Крещения Руси, которое широко отмечается в эти дни ее наследниками — Украиной, Россией и Беларусью, дает повод бросить взгляд в прошлое, охватить мысленным взором гораздо более длительный промежуток времени, дабы понять место и значение этого события в нашей истории.

Мы по праву чтим дату принятия христианства Русью и крестителя страны — равноапостольного князя Владимира. И все же, о Христе, Распятом и Воскресшем, жившие на территории нынешней Украины народы узнали много ранее. Согласно древним греческим и еврейским источникам Благую Весть на берега Крыма и Причерноморья принес брат апостола Петра, апостол Андрей Первозванный. Широко бытует версия, что он далее поднялся по Днепру и достиг даже Ладоги и Балтики, обогнув затем по морям Европу. Хоть эта версия и менее достоверна и опирается лишь на предание, однако многие историки Церкви вполне допускают такую возможность.


Бесспорно то, что христианство появилось и утвердилось ранее всего в Крыму. Сюда, в Херсонес, был сослан римскими властями и принял около 101 г. мученический венец святой папа Климент I — апостол от 70-ти, четвертый епископ римский. По преданию он застал здесь уже около двух тысяч христиан. Возможно, часть из них была обращена ранее апостолом Андреем, другие же были сосланные каторжники из различных частей Римской империи. Благодаря апостольской проповеди святого Климента уверовали во Христа и приняли Крещение еще несколько тысяч человек.


В самом начале IV в. в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. Ее становление было нелегким — нескольким первым епископам пришлось принять мученический венец от упорствующих идолопоклонников. Только после Миланского эдикта (313 г.) императора Константина христианство на южном берегу полуострова утвердилось, о чем свидетельствует участие местного епископа в деяниях Второго Вселенского Собора в 381 г. Тогда же севернее Крымских гор поселились крещеные к тому времени готы, и, несмотря на меняющееся с веками население, Готфийская епархия просуществовала здесь до конца ХVIII в. Были и другие крымские епархии — Сурожская (Сугдайская), в районе нынешнего Судака, и Фулльская.

Несколько позднее Евангельская Весть пришла к жителям Северного Причерноморья. Сподвижник первого херсонесского епископа-мученика святого Василия, святой Ефрем, принес ее на берега Дуная, но несколько лет спустя был там усечен мечом. В III в. в низовьях Днепра расселились готы. Подчинив себе Боспорское царство, они нападали отсюда на владения Римской империи, привозя множество греческих пленных. Среди последних было немало христиан, чья проповедь имела успех. Уже на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 г. присутствовал боспорский епископ Кадм.

Два века спустя, при императоре Юстиниане, активно способствовавшем распространению в империи христианства, Крым и Боспор стали владениями Византии. Возобладавшие позднее в Константинополе ереси монофелитства и иконоборчества привели на северные черноморские берега многих христиан, сохранивших верность Православию. Среди сосланных сюда был и святой папа Римский Мартин I († 655), нашедший в Херсонесе свою кончину.


Многие, особенно во времена иконоборчества в VIII–IХ вв., бежали в Крым и его окрестности от гонений. Здесь, в пещерных монастырях и скитах, подвизались они в молитве, также ведя проповедь среди местного языческого населения, следуя наставлению Спасителя Апостолам: вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10: 16).

Тогда же, как полагают некоторые историки, возникли пещерные скиты в Приднестровье и, возможно, даже на месте нынешней Свято-Успенской Святогорской Лавры. Ревностным защитником иконопочитания был святитель Стефан Сурожский, († 787), архиепископ Сугдеи (ныне г. Судак).

Обширный степной и лесостепной край, от устья Дуная до Дона и примыкающее к нему с запада Подолье, историки называют «коридором цивилизаций». На протяжении двух тысячелетий здесь прошло несколько волн переселения народов. Кочевые племена приходили, как правило, с Востока, оседали здесь, кто на несколько лет, а кто на века. Но надвигалась новая волна завоевателей и сметала предыдущих. И христианство также, проникнув сюда в первые века по Р. Х., неоднократно, едва овладев душами осевших на этой земле, отступало под натиском новых завоевателей, чтобы деяниями подвижников опять утвердиться среди новоприбывших.

В житии святителя Стефана Сурожского мы встречаем первое упоминание о тех, кто впоследствии придет сюда последними, но на этот раз навсегда, и, превратив тысячелетнее Дикое Поле в цветущий земледельческий край, утвердит здесь веру Христову. В житии Стефана Сурожского упоминается любопытный момент, который вызывает споры среди историков.

Вскоре после смерти святителя «рать великая русская из Новаграда» во главе с неким князем Бравлином совершила опустошительный набег на Крым. Взяв Сугдею, Бравлин попытался ограбить храм святой Софии, где находилась гробница святого Стефана, и был поражен болезнью, от которой избавился, только когда вместе со своими боярами был крещен архиепископом Филаретом. Что это за князь и какое отношение имеет Новаград к Новгороду, основанному, как полагают, более полувека спустя, остается неясным.

Куда более документированным является событие лета 860 г., когда «всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос», как писал семь лет спустя святой патриарх Фотий, на 200 кораблях совершил набег на Константинополь. «Но ныне, однако, — продолжает святитель, — и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан… И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере <…>, что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды».

Таким образом, полагают историки, где-то в этом семилетнем промежутке князья Аскольд и Дир c боярами и частью народа приняли Крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским патриархом Фотием. Возможно, высказываются догадки, даже от самих святых братьев Константина-Кирилла и Мефодия, посланных вскоре после набега к хазарам. Как бы там ни было, но в составе Константинопольского патриархата была тогда образована «Русская митрополия», которая упоминается в некоторых списках устава императора Льва Премудрого (886–912) на 60-м месте.

Но языческая реакция, наступившая после захвата Киева Олегом в 882 г., на столетие повергла Русь вновь во мрак идолопоклонства. Христиане (большей частью варяги) составляли незначительное меньшинство даже в Киеве, где существовал храм во имя пророка Илии. Благоверная княгиня Ольга, приняв в середине Х в. христианство сама, способствовала его распространению, проповедуя во время своих поездок по стране и ставя кресты на месте языческих капищ.

В то же время западные славянские земли, входившие в состав Великой Моравии, после прихода туда в 863 г. святых равноапостольных братьев и создания ими славянской азбуки, пережили 22-летний период бурного развития своей Церкви. Однако, вскоре после смерти святого Мефодия, усилиями князя и немецких епископов там возобладал латинский обряд. И все же в эти годы ученики святителя смогли крестить многих в Закарпатье, где, возможно, даже была основана епархия в Мукачево.

По отрывочным сведениям некоторые из них проповедовали в Подольских землях «…даже до р. Ушицы» и проникли в нынешнюю Галичину к дулебам, белым хорватам и бужанам, жившим здесь. Столетие спустя, в 981 г., великий князь Киевский Владимир отвоевал у Польши Перемышль и Червенские города и позднее, после Крещения Руси, включил эти земли — Червонную Русь — в состав Волынской епархии.

КРЕЩЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЗЕМЕЛЬ РУСИ

Киевляне были крещены равноапостольным князем Владимиром и присланным от Константинопольского патриарха Николая II Хрисоверга духовенством в 988 г. «Повесть временных лет» сообщает, что князь во время Крещения своего народа вознес следующую молитву: «Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да, надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!».

Два года спустя Крещение принял Новгород, а самым концом столетия датирована берестяная грамота, упоминающая христианский храм в далеком Суздале, в северо-восточной Руси, что свидетельствует в пользу содержащихся в поздних летописях сведений о раннем Крещении этих земель. Разослав по уделам своих детей, великий князь заботился о максимальном распространении веры — от Пскова и Новгорода до Ростова и Мурома, от Полоцка, Владимира-Волынского до боспорской Тмутаракани.


И все же не подлежит сомнению, что земли, близкие к столице — Киеву, приняли Святое Крещение раньше окраин, особенно населенных в большинстве своем неславянами, на язык которых Священное Писание и богослужебные тексты не были еще переведены. Это отмечают все церковные историки, начиная с митрополита Макария (Булгакова). Да и глубина проникновения христианства в народные массы на юге Руси была больше, охват их шире.

Как полагают, первая митрополичья кафедра находилась (до постройки киевского Софийского собора в начале ХI в.) в Переяславле. Из первых епархий Новгородская, Ростовская, Черниговская и Белгородская (возле Киева) были основаны около 992 г., Туровская — чуть более десятилетия позже.

Волынь, повествует предание, была особо любимой князем Владимиром, который заложил здесь г. Владимир-Волынский, а в 1001 г. недалеко от города был основан Святогорский монастырь в Зимно, существующий и поныне. Он подарил обители икону Божией Матери, полученную от Константинопольского патриарха в благословение на брак с сестрой императора Византии Анной.


Обширная Владимир-Волынская епархия охватывала Галичские и Подольские земли. В последних возрождались пещерные монастыри, где два с половиной века до того скрывались греческие иконопочитатели. Здесь, гласит предание, преподобный Антоний в 1013 г., возвращаясь с Афона в Киев, некоторое время провел в основанном им пещерном скиту, из которого вырос Лядовский скальный монастырь.

Огромную роль в распространении веры Христовой сыграла основанная святым Антонием Киево-Печерская Лавра. Затем он некоторое время провел в Чернигове, где, пользуясь покровительством князя Святослава Ярославича, заказчика знаменитых двух Изборников Святослава, также основал пещерный монастырь.

Монастыри, распространившись по всей необъятной Руси, стали оплотом грамотности, отсюда иноки несли в народ веру, здесь велись летописи, слагались жития подвизавшихся в них святых. Школы, по повелению Ярослава Мудрого, существовали и при храмах. По образцу Киева, в Новгороде и Полоцке при нем были заложены Софийские соборы, в Чернигове его брат-соперник Мстислав построил величественный Спасо-Преображенский собор.

Известно о Крещении в ХII в. некоторых половецких князей. Осев на землях вдоль Роси, некоторая часть половцев и других кочевников приняла христианство. Позднее всего на территории Украины Православие утвердилось на землях, ставших после нашествия монголо-татар Диким Полем — в южных степных районах и Донбассе, — после отвоевания этих земель Речью Посполитой (вопреки воле ее правящих кругов), а затем Русским государством, в ХVI–XVIII вв.

Начавшись в апостольские времена, проникновение христианства во все уголки нынешней Украины продолжалось около полутора тысячелетий. И все же, решающим было то событие, 1025-летие которого мы отмечаем в эти дни — Крещение Руси трудами равноапостольного князя Владимира и его сподвижников. Трудами тех немногих, чьи имена известны, и множества других — греческих, болгарских священников и их последователей из уроженцев Руси, деяния которых ведомы лишь Господу. Благодаря им нашей страной был сделан выбор в пользу изначальной, не искаженной поздними наслоениями христианской веры — Православия.

Владимир Копыловский

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий