26 августа 2013

О ДУХОВНОМ ПОСТЕ

Почему в мире столько несправедливостей? Почему сильный обижает слабого, праведники страдают, а грешники благоденствуют? Почему человек так склонен впадать в крайности: ныне он страстно кого-то любит, а завтра ненавидит? Это вопросы, на которые пытается дать ответ не одно поколение людей. Ради их разрешения принимаются все новые и новые законы, совершаются революции, ведутся войны, а «воз и ныне там». Почему так получается? Исчерпывающие ответы можно найти лишь в книгах Священного Писания.

Когда апостолы не могли исцелить бесноватого отрока, то Господь сказал им, что этот род (злые духи, которые большей частью и толкают людей на всякое зло и беззаконие) изгоняется молитвою и постом (см.: Мф. 17: 14–21; Мк. 9: 17–29; Лк. 9: 38–42).

СИЛЬНОЕ ОРУДИЕ

Пост — это одно из самых сильных орудий на диавола. Злые духи — бесы — не самовластны, они не могут влиять на человека непосредственно. Для подобного влияния они используют недобрые (или «добрые» в кавычках) человеческие привычки и слабости, доводя их до крайности. Вот и одержимого отрока из евангельского повествования бес бросал то в огонь, то в воду.

Неуравновешенность, склонность к крайностям особенно бывает присуща детям так называемого переходного возраста. Об этом красноречиво пишет в своей «Исповеди» блаженный Августин: «Мне предоставили в забавах моих большую свободу, чем это требовалось разумной строгостью, и я без удержу предался различным страстям, которые мглою своею закрывали от меня, Господи, сияние истины Твоей, и возросла, словно на тучной земле, неправда моя».

Если ребенок воспитывается без родителей или родители уделяют ему недостаточно внимания и, самое главное, любви, тогда он часто вырастает своенравным и необузданным. «Я валялся в грязи, — исповедуется блаженный Августин, — словно в драгоценных благоуханиях. И чтобы я крепче завяз в самой трясине его, втаптывал меня туда невидимый враг, не прекращая соблазнов своих. А меня легко было соблазнить». Педагоги и психологи называют таких детей трудными. А по сути, как можно видеть из «Исповеди» Августина, это одержимость тем же злым духом, который бросал то в огонь, то в воду евангельского отрока.

ЗАЩИТА ОТ ГРЕХА

Впадать в крайности могут не только дети, но и взрослые люди. Чтобы уберечь христиан от этого, Церковь предлагает им в течение года четыре поста — Великий, Рождественский, Петров и Успенский. Постные дни есть также на каждой неделе — в среду и пятницу. Правильно постясь, человек защищает себя от греха.

В ХIХ в., под влиянием секуляризации и особо модных тогда западных протестантских религиозных течений, значительная часть образованных людей перестала соблюдать посты. Это привело к тому, что в начале ХХ в. ослабленный народный организм не смог сопротивляться вторгающимся извне вирусам революции. В результате народ Святой Руси превратился в безликую толпу, одержимую богоборчеством. В период гонений на веру традиция поста была практически утрачена.

Ныне множество людей снова обращается к Богу. На сегодняшний день более 80 % граждан нашего государства называют себя православными христианами. В год 1025-летия Крещения Руси мы с радостью и вдохновением отмечаем, что, как ни старались богоборцы, не перевелись у нас богатыри веры и духа.


Однако, к сожалению, часть православных (не говоря о раскольнических и еретических сообществах, где либо вовсе пренебрегают постом, либо ограничиваются самым минимумом формального воздержания) не постится, оправдывая это слабым здоровьем или тяжелой работой. С другой стороны, те, кто постится, основное внимание уделяют соблюдению лишь телесного поста, пренебрегая постом духовным.

Не вкушая в постные дни мясной и молочной пищи, они, тем не менее, могут всячески развлекаться, бессмысленно проводя время у телевизора, просиживая в интернете, предаваясь пустым разговорам, пьянству, блуду. Естественно, после этого они легко впадают в гневливость, становятся придирчивыми, оказываются не в состоянии удерживать свои уста от сквернословия, предаются обману, грешат завистью, злопамятством, подозрительностью. Получается: они не едят мяса и не пьют молока, но хищно набрасываются на других людей, ранят их осуждением и равнодушием.

ПОСТ ДЛЯ ДУШИ

Как важно всем научиться хранить не только телесный, но и духовный пост! Когда человек не вкушает мясную и молочную пищу, то, как признают врачи, уменьшается нагрузка на желудок, печень, почки; кроме этого он избавляется от лишнего веса, что благоприятно сказывается на его здоровье. Телесный пост укрепляет волю, утончает душевно-телесную природу человека, делает его восприимчивее к боли и радости других.

Духовный же пост должен состоять в том, чтобы ограничить для себя доступ к расслабляющей душу, неполезной для нее информации — той, на которую в наше время так богаты СМИ. Полностью или хотя бы частично отказавшись от них на период поста, христианин значительно облегчил бы себе задачу укрощения своего недоброго нрава, подавления гордости и заносчивости, обуздания злого языка, борьбы с плотской похотью.

Многие люди искренне уверены, что они и без поста добрые, милосердные, уравновешенные. Однако если бы это было так, тогда не появлялось бы столько несчастных семей, обездоленных, бездомных детей (по статистике, их в нашей стране около 140 тысяч), не было бы у нас столько пьяниц и наркоманов (с каждым годом от этих пороков погибает около 40 тысяч человек), в мире не велось бы столько войн и не убивали бы стольких людей. По совести, если бы люди поверяли себя не по телесериалам, а сравнивали со святыми — мучениками, преподобными, святителями — тогда оказалось бы, что до настоящей, нелицемерной доброты, подлинной самоотверженной любви еще очень и очень далеко.

Итак, всем христианам, чтобы быть таковыми не только по имени, а на самом деле, очень важно поститься как телесно, так и духовно, и при этом не забывать, что главной целью поста должно быть восстановление общения с Богом, которое из-за невоздержания было утрачено нашими прародителями в раю. Такое богообщение может быть восстановлено через сердечную нерассеянную молитву.

Да, из-за грехов и страстей она не у всех получается, но все мы, христиане, призваны научиться ей, и не только научиться, но и полюбить ее. Лишь так мы сможем хоть немного уподобиться Христу, смирившему Себя, будучи послушным Отцу Своему, даже до крестной смерти, и облечься в любовь, кротость, смирение и другие добродетели, которые станут в нашей душе надежным стержнем и уберегут от падения во многие греховные крайности, избавят от всякого зла и скверны и введут в Царство Божие.

Архимандрит Маркелл (Павук)

Комментариев нет:

Отправить комментарий