27 февраля 2012

ЕДИНСТВО ДВУХ ЗАВЕТОВ

Чезаре Муссини
 (1804 - 1879).
 "Обрезание"
«На восьмой день Младенец Христос был обрезан, а на 40й посвящен Господу, при этом была принесена жертва. Для чего все это и в чем разница между обрезанием и посвящением?»

Ольга, г. Киев

О событиях после Рождества Христова сообщает евангелист Лука: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2: 21–24). В чем смысл совершенных над Господом обрядов?

ОБРЕЗАНИЕ И ОЧИЩЕНИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

В Ветхом Завете обрезание — символ завета между Богом и Авраамом. В книге Бытия сказано о том, что Господь говорит Аврааму: «Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17: 10–11).

Обрезание должно было совершаться на восьмой день после рождения мальчика. За нарушение обряда следовало строгое наказание: «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой» (Быт. 17: 14).

Предписание про обрезание было повторено Богом Моисею. Так, в книге Левит сказано: «…если женщина зачнет и родит [младенца] мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его; и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее» (Лев. 12: 2–4).

На 40й день после рождения сына женщина должна принести жертву очищения: однолетнего ягненка. Если мать ребенка принадлежала к малообеспеченному роду, то она могла заменить ягненка на двух горлиц или голубей. После совершения священником положенных обрядов женщина считалась чистой.

Следует отметить, что ветхозаветный закон особое внимание уделял первенцам. Исследователь Библии Б. И. Гладков пишет, что «если родившийся сын — первенец, то, по первоначальному закону, он должен был быть посвящен Богу для служения при храме; со временем же, когда для этого служения избрано было одно только колено Левиино, то за первородных назначен был выкуп в пять священных сиклей».

Об этом говорит Книга Чисел: «Все, разверзающее ложесна у всякой плоти, которую приносят Господу, из людей и из скота, да будет твоим; только первенец из людей должен быть выкуплен, и первородное из скота нечистого должно быть выкуплено; а выкуп за них: начиная от одного месяца, по оценке твоей, бери выкуп пять сиклей серебра…» (Числ. 18: 15–16). По историческим данным, сикль — это монета весом около 14 граммов серебра.

ПОЧЕМУ ХРИСТОС ИСПОЛНЯЕТ ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ОБРЯДЫ?

Обрезание Христа и принесение Его Матерью жертвы очищения совершается во исполнение ветхозаветного закона. Б. И. Гладков говорит: «В глазах евреев необрезанный не мог войти в общество народа Божия; он не мог входить ни в храм, ни в синагоги; необрезанного евреи не признали бы за Мессию. Равным образом, и Пресвятая Дева, не отбыв срок очищения, не могла бы считаться истинной израильтянкой. Вот почему были исполнены все эти законные требования».

Событие обрезания Младенца Иисуса также свидетельствует об истинности человеческой природы Спасителя. Толкователь Священного Писания Феофилакт Болгарский обличает отрицающих человечество Христа: «Да пристыдятся отселе те, кои говорят, что воплотился призрачно, ибо как обрезан, если воплотился призрачно?».

Сам Господь во время Своего общественного служения свидетельствует: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5: 17). Блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что Господь «исполнил закон совершением всего сказанного о Нем пророками,… исполнил и все предписания закона». Святитель также замечает, что Христос «…исполнил закон и в том смысле, что восполнил его, ибо Он в полном совершенстве начертал то, чего закон представлял одну тень».

ПРООБРАЗЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА В XРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ

Исследователи Библии отмечают, что обрезание было не только формальным телесным знаком. В книге Второзаконие Моисей говорит: «Обрежьте крайнюю плоть сердца вашего» (Втор. 10: 16), далее пророк Иеремия в своей книге в 9й главе говорит, что «весь дом Израилев с необрезанным сердцем» (Иер. 9: 26).

Современный богослов иерей Геннадий Егоров считает, что «обрезание — это знак и символ подчинения человека воле Божией, символ необходимости отрешиться от греховных дел плоти и духа, и поэтому главным объектом, которому это обрезание должно полагаться, является сердце, из которого выходят злые помышления и злые дела. Цель обрезания — вступление с Богом в завет и в наследие Его обетования».

Важно заметить, что обрезание имеет особое значение — оно прообразует Tаинство Крещения. Еще в Ветхом Завете Бог обещает Сам через определенное время после плена обрезать сердца израильтян: «…обрежет Господь, Бог твой, сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа, Бога твоего, от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе» (Втор. 30: 6). Апостол Павел говорит о том, что обрезание Авраама есть «печать праведности через веру» (Рим. 4: 11) и что во Христе верующие «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2: 11). 

Совершается это духовное обрезание в купели Крещения, после которой христиане становятся «мертвыми для греха, живыми же для Бога» (Рим. 6: 11). Святитель Феофан Затворник пишет, что «христианское обрезание — обрезание сердца Духом по вере в Господа Иисуса Христа, в коем человек сбрасывает с себя тиранство греха».

Евангельское событие Сретения Господня нашло отображение в богослужебной практике Православной Церкви в виде особого чина — «воцерковления». Этот обряд совершается через 40 дней после рождения ребенка. Священник читает особые молитвы над младенцем и его матерью, вносит младенца в храм к алтарю и затем отдает на руки восприемнику. Если ребенок — мальчик, священник вносит его в алтарь. Воцерковление является завершением Таинства Крещения и символизирует собою включение младенца в число членов Церкви.

ЕДИНСТВО ДВУХ ЗАВЕТОВ

Основой религиозного мировоззрения христианина является убеждение, что Ветхий и Новый Завет — единое Божественное Откровение, указывающее людям путь ко спасению. Христианин смотрит на Ветхий Завет, умудренный и просвещенный знанием Нового Завета. Все предписания ветхозаветного закона должны пониматься нами в качестве приготовления людей к полноте Откровения, принесенного человечеству Спасителем, «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17).

Таким образом, мы наблюдаем преемственную связь между Ветхим и Новым Заветом, между обрядами ветхозаветной Церкви и христианскими таинствами. Общим является то, что человек призван уклоняться от греха и стремиться к святости. Однако если в Ветхом Завете это заключалось во внешнем согласовании воли Божией и воли человеческой, то в Новом — в соединении с Богом.

Подготовил протоиерей Николай Баранов

Комментариев нет:

Отправить комментарий