12 февраля 2012

«НА СЕМ КАМНЕ Я СОЗДАМ ЦЕРКОВЬ МОЮ». ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В ИТАЛИИ. Часть I. Крещение Италии. Римская эпоха (I–V вв.)

 В апостольские времена организация Церкви в Италии, как и во всей империи, еще только нарождалась. В дальнейшем развитии (с переходом управления к рукоположенным апостолами старшим наставникам общин — епископам) наблюдаются ясные признаки попыток римской общины возвыситься над остальными. Уже четвертый Римский папа — Климент I в пастырском послании к коринфской общине именем Святого Духа требует себе от нее повиновения. Сам святой Климент стал жертвой очередной волны гонений на христиан.

АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ И КРЕЩЕНИЕ ИТАЛИИ

История христианства в Италии неразрывно связана с историей папства. Католическое предание, опираясь на Евангелие, гласит, что папская власть была учреждена Иисусом Христом и вручена апостолу Петру: «…ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16: 18–19). И будто бы Петр («князь апостолов») в течение четверти века (согласно блаженному Иерониму, писавшему в конце IV в.) был Римским епископом, и в силу этого преемники его обладают верховенством в Церкви (тезис об «апостольском наследовании»).

Однако второе не согласуется с книгой Деяний святых Апостолов, повествующей о событиях, происходивших вслед за евангельскими. Петр проповедовал в основном в восточных провинциях империи, и если и был в Риме, то очень короткий период. Лишь в конце жизни он проповедовал в Риме и, как и апостол Павел, принял там мученический венец. Не основывал он и общину в Риме. «Основатель римской общины остался неизвестным христианству, — писал в своей «Истории Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.)» профессор кафедры истории древней Церкви Киевской духовной академии М. Э. Постнов. — Ап. Павел не мог бы о таком умолчать (ср.: Рим. 1: 6, 7; 16: 17).

Об основании римской Церкви ап. Петром и деятельности его там не может быть и речи… до 57 г. у ап. Петра не было времени для посещения Рима, а тем более для долгого пребывания там. Апостол Петр не присутствовал в Риме в 59 г., когда ап. Павел писал туда свое послание. Он не был там в конце 62 или начале 63 г., когда ап. Павел прибыл в Рим на суд Кесаря… Речь же ап. Павла римлянам о том, что он проповедует там, где имя Христово еще неизвестно и что он не созидает христианских общин на чужом основании (см.: Рим. 15: 20) — также делает невозможным допустить не только основание римской общины при помощи ап. Петра, но даже просто проповедь его там».

Апостол Петр прибыл в Рим в последние годы правления Нерона. Здесь к тому времени существовала значительная христианская община. По-видимому, ее основали люди, бывшие в Иерусалиме в Пятидесятницу. Она состояла (как в те времена и везде в Римской империи) из трех элементов: евреев, отпавших от синагоги, еврейских прозелитов (тех нееврейских жителей империи, кто уверовал в Бога евреев), перешедших из иудаизма в христианство, и бывших язычников, принявших христианство помимо иудаизма. Чем дальше, тем более первый элемент численно уступал второму и оба — третьему. Еврейские общины были за пределами Иудеи почти сплошь эллинизированы, вследствие чего и языком первоначального христианства (даже в Италии) был греческий.

Большое влияние на распространение христианства в Риме оказал апостол Павел, хоть и содержавшийся во время ожидания суда императора под стражей, но проповедовавший «невозбранно». Во Христа уверовали тогда не только многочисленные представители социальных низов, но и часть высшей аристократии, о чем свидетельствуют жившие в то время языческие авторы, весьма враждебно относившиеся к христианству, такие как Тацит и Светоний. Испытал влияние христианства (возможно, даже был знаком с апостолом Павлом) философ-стоик Сенека. Воспитатель и первый советник Нерона, он по его приказу вынужден был покончить жизнь самоубийством, отказавшись санкционировать репрессии против оппонентов императора-сумасброда и против христиан.

Раннехристианский символ Евхаристии. Фрагмент росписи крипты Луцины.
Катакомбы Каллиста. 1-ая половина III века, Рим

Несмотря на отрицательное отношение римлян-язычников к христианам, ведшим непонятный для них образ жизни, не участвовавшим в привычных увеселениях вроде гладиаторских боев и не поклонявшимся языческим идолам, до Нерона к ним относились терпимо. Этот император, хоть и способный правитель, но погрязший во всяческих пороках, обвинил христиан в Великом пожаре Рима в июле 64 г. и предал множество их мучительной казни. Тацит так описывает эти события: «Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения».

Три года спустя мученическая смерть постигла в Риме апостолов Петра и Павла (возможно, Павел был казнен годом позже). Евангелист Марк, по преданию, здесь же написал Евангелие для уверовавших язычников — воспроизведение того, что он слышал от своего учителя, апостола Петра. Другое предание повествует о роли апостола Варнавы в основании общины в Медиолане (Милане). Честная глава апостола хранится в Италии, в церкви г. Конка-дей-Марини.

Глава апостола Варнавы, хранимая в церкви города Конка-дей-Марини, Италия

Гонения при Нероне были первыми и самыми масштабными, но с тех пор стали случаться все чаще, по мере того как христианство, проникая во все слои общества, изменяло мировоззрение людей, шло вразрез с языческой римской идеологией одухотворения значения Рима и римского владычества (позднее и обожествления гения императора). При императоре Веспасиане в 75 г. принял мученическую смерть первый епископ Равенны, ученик апостола Петра святой Аполлинарий.

РИМСКАЯ ЭПОХА. СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕРКВИ

В апостольские времена организация Церкви в Италии, как и во всей империи, еще только нарождалась. В дальнейшем развитии (с переходом управления к рукоположенным апостолами старшим наставникам общин — епископам) наблюдаются ясные признаки попыток римской общины возвыситься над остальными. Уже четвертый Римский папа — Климент I в пастырском послании к коринфской общине именем Святого Духа требует себе от нее повиновения. Сам святой Климент стал жертвой очередной волны гонений на христиан. Император Траян (98–117) запретил анонимные доносы, однако в случае доказанности принадлежности к христианам повелел требовать простого отречения, наказывая лишь при отказе от него. Святой Климент был поставлен перед выбором: принести жертву языческим богам или быть отправленным на каторжные работы в каменоломни возле Херсонеса Таврического (нынешний Севастополь). Найдя там мученический венец, святой папа стал одним из наиболее почитаемых святых в славянских странах.

В середине II в. авторитет римского епископа, опиравшегося на политическое и культурное значение императорского Рима, «столицы мира», был признан епископами Средней Италии. Империя тогда находилась в зените своего могущества. Способный и справедливый император Антонин получил от сената титул Пий (лат. pius — благочестивый, исполняющий долг в отношении богов). Христианские философы — святые Иустин и Аристид Афинский — обращались к императору с апологиями христианства, но тот оставался язычником. Как и его отец Адриан, который старался ограничить самоуправство язычников по отношению к гонимым, он запрещал прибегать к насильственным мерам против христиан.

Но при его приемном сыне, императоре Марке Аврелии Антонине, христианство подверглось гонениям и в 177 г. — запрету. Философ-стоик, он смотрел на христиан как на заблуждающихся упрямых фанатиков, молившихся и хоронивших умерших тайно в катакомбах, и хотел их разубедить. Не внял император обращениям христианского апологета, святого Иустина Философа, с просьбами, прежде чем гнать христиан, узнать их. Он не понимал и потому ненавидел их «суеверное учение», веру в загробную жизнь и их святое одушевление при встрече со смертью. В 166 г., оклеветанный завистником, мученически окончил жизнь и святой Иуcтин Философ, который основал в Риме христианскую школу и первым привил христианскому вероучению понятия греческой философии, таким образом положив начало богословскому истолкованию истории. Префектом в Риме в этот период был учитель императора, виднейший философ-стоик Квинт Юний Рустик, который и вел суд над святым Иуcтином.

Греческая капелла (Capella Graeca) в катакомбах Присциллы.
2-я половина II в. — 1-я половина III в., Рим)

Сын Марка Аврелия Коммод, хоть и был крайне нечестивым в личной жизни, напротив, относился терпимо к христианам под влиянием своей наложницы Марции. С этого времени в Церковь активно начинают вступать люди из высшего сословия. Папой в этот период был Виктор I (189–199), при нем возник конфликт по поводу празднования Пасхи. В Риме Пасху праздновали в воскресенье после 14 нисана по еврейскому календарю, между тем как в Малой Азии — 14 нисана независимо от дня недели. Виктор, после синодов в провинциях, созвал в Риме собор, который закрепил западный обычай празднования Пасхи. Церкви в Малой Азии не приняли этих нововведений, за что были отлучены Виктором от Церкви как «инославные» (heterodoxoi).

Это вызвало к нему оппозицию видных деятелей западных епископий, в том числе Иринея Лионского, и в результате отлучение было снято. Он же перевел богослужение в Риме с греческого на латинский язык. Император Александр Север (222–235), сын Юлии Маммеи, почитательницы одного из величайших учителей ранней Церкви — Оригена, смотрел на христиан с точки зрения философии неоплатоников, полагавших, что истинное богопознание надо искать не в одной какой‑либо религии, а во всех. В его божнице, наряду с языческими, стояли изображения Авраама и Иисуса Христа. Но правительство и при нем не объявляло христианство «дозволенной религией». Даже в Риме происходили казни: святые мученики Кикилия (Цецилия, итал. Чечилия), Валериан, Тивуртий и Максим были замучены префектом города Турцием Алмахием, ярым поборником язычества.

Кризис Римской империи III в. тяжело отразился на окрепшей было Церкви. В 247 г. Рим отпраздновал тысячелетие от основания города. Правивший тогда император-узурпатор Филипп Араб переписывался с Оригеном и даже присутствовал на церковных службах. Но свергнувший его военачальник, император Деций, для поднятия престижа императорской власти и укрепления пошатнувшегося государства потребовал в 250 г. для всех неукоснительно участвовать в культе гения императора (божества, которое покровительствует императору).

Христиане, проявившие непокорность (что воспринималось в первую очередь как измена государству), навлекли на себя тяжкие гонения, многие из них были брошены в тюрьмы и казнены, в том числе папа Фабиан. В 252 г. в Риме насчитывалось только 46 пресвитеров, семь диаконов, семь иподиаконов, не более 25 молитвенных домов, едва 75 тысяч христиан на 750–850 тысяч всего населения города, т. е. менее десяти процентов, но община кормила полторы тысячи беспомощных людей. В это гонение было наибольшее количество отступников, что не характерно для ужасных лет Диоклетианового террора против Церкви. Вскоре была завершена церковная централизация Италии — в 60‑е гг. III в. папа Дионисий определил епархии (dioeceses), подвластные его митрополичьей кафедре.

Сант-Анастазия (итал. Sant’ Anastasia) — титулярная
(c 1 марта 499 г.) базилика на Палатине в Риме. Построена на рубеже III–IV вв. Вид после реставрации XVII в.

«Великое гонение» (303–313) после 40 лет относительно мирного развития обрушилось с невиданной ранее силой и имело целью стереть христианство с карты империи. Среди наиболее известных и почитаемых мучеников «Великого гонения» — Маркеллин, папа Римский, с дружиной, Маркелл, папа Римский, с дружиной, великомученица Анастасия Узорешительница. Однако в конце концов власти убедились, что такими мерами «возвратить на путь разума и природы впавших в заблуждение христиан, которые отказались от религии и обрядов предков» им не удастся.

ОСОБЫЙ СТАТУС ХРИСТИАНСТВА ПРИ КОНСТАНТИНЕ I

Победив узурпатора Максенция в битве на Мульвиевом мосту к северу от Рима (перед чем он имел видение в виде креста в небе), император Константин и его соправитель Лициний издали в 313 г. в Милане эдикт, которым провозгласили на территории Римской империи религиозную терпимость. Все религии уравнивались в правах, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Став единоличным правителем всей империи, Константин I предоставил христианству особый статус и активно вмешивался в церковные дела, добиваясь единства Церкви как условия единства империи.

Он созвал Никейский Собор 325 г., на котором поддержал противников арианской ереси, арианство было осуждено. На этом же соборе Константин заявил епископам: «Вы — епископы внутренних дел Церкви, я — поставленный от Бога епископ внешних дел». Император заложил над могилой апостола Петра базилику, ныне (после многовековых перестроек) это собор святого Петра, церемониальный центр Римско-Католической Церкви. Но только на смертном одре сам Константин был крещен, причем арианским епископом Евсевием Никомедийским. Хоть он и перенес в 330 г. столицу государства в Византий (Константинополь), но свою мать, равноапостольную Елену, похоронил в порфировом саркофаге в Риме.

«Крещение Константина Великого» (работа учеников Рафаэля).
Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана.
1520–1524 гг.

Решительную победу христианства над язычеством и одновременно над арианством в Италии связывают с именами Грациана Флавия, императора в западной части империи, и святого Амвросия, епископа Медиоланского. Под влиянием святителя Грациан, перенесший столицу в Медиолан, стал ревностным защитником христианства, лишил языческое жречество доходов и привилегий. В 381 г. он приказал вынести из сената символ язычества — алтарь Победы.

На Пасху 387 г. принял Крещение от руки Амвросия блаженный Августин. Последний император единой Римской империи, Феодосий I Великий, утвердил законом никейскую формулу христианства (Православие) в качестве единой государственной религии империи, что на века определило направление религиозного развития Европы. Он преследовал (без жестоких репрессий) арианство и другие ереси и запретил языческие культы. После его смерти в 395 г. империя окончательно разделилась на Восточную (получившую в современной историографии название Византия) и Западную.

Нашествия варваров превратили 80‑летнее существование последней в агонию. В 410 г. вестготы впервые за восемь веков смогли на время захватить Рим, что потрясло современников. В эти годы папа Иннокентий I впервые резко обосновал религиозный авторитет Римской Церкви и власть папы верховенством апостола Петра и настаивал на праве папы разрешать вопросы о догматах и другие церковные споры. В 430 г. папа Целестин I собрал в Риме церковный собор и осудил новую ересь — несторианство.

Святой Кирилл Александрийский, с которым Целестин состоял в переписке, по его поручению представлял архиепископа Рима на III Вселенском (Эфесском) Соборе до прибытия римских легатов. Один из них, ставший через год папой Сикстом III, в честь победы над несторианами перестроил римскую базилику Санта Мария Маджоре, посвятив ее Богоматери, и построил в Риме еще несколько храмов.

Первым в ряду знаменитых пап был Лев I Великий (440–461). Ему удалось объединить власть и нравственное влияние Церкви, что в условиях упадка государства было крайне важно. Он успешно боролся с восточной ересью — манихейством, а в 452 г. при личной встрече упросил гуннского вождя Аттилу, которому дал прозвище «бич Божий», не разрушать Рим. Однако три года спустя короля вандалов Гейзериха уговорить пощадить Рим ему не удалось, хотя заступничство папы заметно уменьшило число жертв двухнедельного разграбления города. И все же дни Западной Римской империи были сочтены. В 476 г. узурпатор Одоакр отослал в Константинополь знаки императорского достоинства, а еще полтора с небольшим десятилетия спустя сам пал жертвой нового завоевателя — остготского короля Теодориха. В VI в. Италия вошла в качестве Остготского королевства, причем религией завоевателей было арианство.

Владимир Моисеенко

Святитель Амвросий Медиоланский (340–397)

Амвросий был консульским префектом Лигурии и Эмилии, жил в Медиолане (ныне Милан). Смерть епископа Медиолана Авксентия вызвала раздоры между православными и арианами, желавшими поставить своего епископа. Народ выдвинул Амвросия, бывшего еще в числе оглашенных. Он принял святое Крещение у православного священника и, пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7 декабря 374 г. был рукоположен в сан епископа Медиоланского. При этом он сразу же роздал всю свою собственность, деньги и имение на украшение храмов, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни.

Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывала глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал блаженный Августин, принявший в 387 г. святое Крещение под воздействием его проповеди.

Святитель Амвросий участвовал и в государственных делах. Исполненный пастырского дерзновения, он наложил на Феодосия I (379–395) суровую епитимию за истребление невинных жителей г. Солуни. Разрешив Феодосия от епитимии, святитель не допустил императора причащаться в алтаре, а заставил его стоять вместе со всей паствой. Слава о епископе Амвросии и его деяниях привлекла к нему многих последователей из других стран. Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой. Наделенный даром чудотворения, многих он исцелил от болезней.

Ван Дейк. «Святой Амвросий не пускает императора Феодосия в храм».
XVII в. Национальная галерея, Лондон

Ревностный проповедник и мужественный защитник Христианской веры, святой Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный писатель. В догматических произведениях он отстаивал православное учение о Святой Троице, таинствах и покаянии. В сочинениях о христианской нравственности раскрывал превосходство христианского нравоучения пред нравоучением язычников. Святитель Амвросий ввел в Западной Церкви антифонное пение по восточному (сирийскому) образцу, известное как «амвросианский напев»; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни. Его благодарственный торжественный гимн «Тебе, Бога, хвалим», составленный в 386 г., вошел в богослужение Православной Церкви.

Мощи святителя Амвросия Медиоланского
и мучеников Гервасия и Протасия
в крипте базилики святого Амвросия, Милан

Святитель Амвросий преставился к Богу в ночь Святой Пасхи 397 г. и был погребен в Амвросиевой базилике в Медиолане, под жертвенником, между мучениками Протасием и Гервасием. Память его совершается 7 / 20 декабря.

По материалам сайта drevo-info.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий