27 февраля 2012

«НА СЕМ КАМНЕ Я СОЗДАМ ЦЕРКОВЬ МОЮ». ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В ИТАЛИИ. Часть II. С VI в. до наших дней

Площадь святого Петра в Риме
Православие исповедует около 2% населения (1,2 млн. чел. в 2008 г.) страны. Это греки, румыны, болгары, другие выходцы с Балкан. Прихожане РПЦ в Италии представлены несколькими волнами иммиграции. Решением Священного Синода от 27 декабря 2007 г. приходы РПЦ в Италии были подчинены вновь образованной Богородской викарной епархии.


РАННЕЕ CРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ПАПСТВО И СВЕТСКИЕ ГОСУДАРИ

В 493 г. остготы, овладев Италией, основали здесь свое государство со столицей в Равенне, где доныне сохранился мавзолей короля Теодориха. Будучи сам арианином, Теодорих установил свободу верований в стране. В столице были воздвигнуты отдельные баптистерии для православных и ариан.

30 августа 526 г. Престарелый Теодорих скончался (как и Арий) от дизентерии. Его министр, выдающийся римский писатель и ученый Кассиодор после завоевания в 555 г. Италии Византией основал монастырь, развивал идеи святого Бенедикта Нурсийского, основателя ордена бенедиктинцев, считая, что монах должен совмещать физический труд, душеполезное чтение и научные занятия.

В период кратковременного возвращения Италии под власть империи (Восточной) император Юстиниан возвел в Равенне величественный храм — базилику Сан-Витале, украшенную прекрасными мозаиками. Папа в этот период управлял Италией наравне с наместником (экзархом) императора.

В 568 г. ариане-лангобарды захватили Аппенины. У Византии остались лишь Рим, Равенна (с полосой земли между ними) и юг полуострова с островами. Лангобардское королевство просуществовало два века, постоянно притесняя пап, тщетно надеявшихся на защиту императоров, погрязших с VII в. в бесчисленных войнах. Папой в начале этого тяжелого периода был избран Григорий I Великий (Двоеслов) (590—604).

Баптистерий православных (итал. Battistero Neonianoбаптистерий Неона)
 — в Равенне, самое древнее сохранившееся здание города (рубеж IV и V вв.),
 украшенное византийской мозаикой.

Под влиянием папы и своей жены Теоделинды Агилульф стал в 603 г. первым из королей лангобардов, перешедших из арианства в Православие. Для коронации Агилульфа была изготовлена «Железная корона лангобардов». Узкий железный обруч внутри короны, по преданию, представлял собой первоначально гвоздь от креста Спасителя, подаренный Теоделинде папой Григорием I.

В VII в. папство находилось в зависимости от византийского императора, который до 685 г. утверждал вновь избранного папу, а затем передал это право своему экзарху. Большинство пап тех лет энергично отстаивали Православие в спорах с монофелитами и монофизитами. Папа Мартин I Исповедник на Латеранском соборе в 649 г. осудил монофелитов (как еретиков) и защищавший их эдикт императора Константа II Погоната. Святой Мартин был сослан в Херсонес, где и умер 16 сентября 655 г. После осуждения монофелитов на VI Вселенском Cоборе его мощи были перенесены в Рим.

В 728 г. император-иконоборец Лев Исавр велел схватить папу Григория II, отказавшегося от исполнения эдиктов, и отправить его в Константинополь. На защиту понтифика поднялось население, но отказаться от империи означало отдаться в руки лангобардов. Не желая этого, папа обратился за помощью к франкам.

Стефан III помазал на царство короля Пипина Короткого и заключил с ним на основании подложного документа — «Константинова дара» — союзный договор. Разгромив лангобардов, Пипин в 756 г. передал в руки папы Равеннский экзархат, Рим и земли между ними. Лев III на Рождество 800 г. короновал его сына Карла Великого императорской короной, и тот занял место византийского императора по отношению к папе. Хотя Лев III полностью подчинялся Карлу во всех вопросах, вплоть до догматических, однако имел мужество отказаться включить в Символ веры тезис «филиокве».

ВЕЛИЧИЕ, УПАДОК И НОВОЕ ВОЗВЫШЕНИЕ ПАПСТВА (IX–XIII вв.)

Папы, пользуясь упадком императорской власти при наследниках Карла Великого, начинали стремиться и к светскому господству. В подложном документе IX в. — лжеисидоровых декреталиях — содержится мысль о папе — едином охранителе мира в Церкви, которому должны подчиняться не только митрополиты и епископы, но даже соборы и императоры. На этом основании папе Николаю I (858—867), рассылавшему во все концы своих легатов, в целом удалось утвердить свою верховную власть над Западной Европой.

Но после насильственной смерти Иоанна VIII настало глубокое политическое и нравственное падение папства. До 962 г. папы находились в полной зависимости от графов Тускулумских. Несколько знатных римлянок из этого рода возводили на престол своих любовников, так что весь этот полувековой период называется правлением блудниц, или порнократией. Будучи самым аморальным папой во всей истории Церкви, Иоанн XII короновал в 962 г. Императорской короной Оттона I, но год спустя был предан проклятию и лишен всех прав. 

Странным образом, но именно некоторые из пап периода порнократии активно поддержали клюнийскую реформу, направленную на исправление церковных нравов. Сын главных «героев» порнократии — Марозии и папы Сергия III, папа Иоанн XI наделил полномочиями аббата монастыря Клюни Одона, который в 936–942 гг. несколько раз посетил Италию, реформировав ряд монастырей, включая Монте-Кассино. Из нравственной клоаки папство выбралось на некоторое время благодаря своему союзу с императорами Оттонами (962—1002). Но со смертью Оттона III папство вновь стало жалким орудием в руках феодальных клик — одно время в Риме было одновременно трое пап.

С правления императора Генриха III, воспитанника клюнийцев, начинается возрождение папства. При шести папах фактически душой всего папского правления был монах Гильдебранд, будущий Григорий VII. Подготовленный им Латеранский собор 1059 г. освободил римский престол от вмешательства феодалов в выборы — папа стал избираться коллегией кардиналов.

Избранный в 1073 г., Григорий VII определил своей деятельностью всю дальнейшую историю папства. Он окончательно утвердил в католичестве целибат — безбрачие духовенства и запретил инвеституру, чем лишил феодалов и верховную власть почти половины их владений. Отлученный от Церкви король Генрих IV пришел к папе в замок Каносса и, во власянице, босой, в январскую стужу 1077 г. три дня умолял его о прощении.

Мозаики базилики Сан-Витале
 в Равенне — редкий для Западной Европы образец
 раннехристианской монументальной живописи,
 созданной в технике византийской мозаики

В том же веке проведение политики религиозной терпимости к православным и мусульманам позволило завоевателю Сицилии Рожеру I заложить основы будущего Сицилийского королевства, первым королем которого в 1130 г. стал его сын Рожер II. Византийские православные монастыри в Южной Италии были основаны еще греками, бежавшими сюда в период иконоборчества. При формальном подчинении латинским епископам греки сохраняли свой обряд и в течение XII в.

Вормсский конкордат 1122 г. стал непрочным компромиссом между императором и папой. Сто лет спустя после Каноссы папа Александр III снова одержал полную победу над императором, попытавшимся было опереться на антипап. Фридриху I Барбароссе, после дикого разгрома Рима (пол и главный алтарь собора святого Петра были залиты кровью), пришлось униженно пасть перед папой на колени в cоборе святого Марка в Венеции.

Триумфом могущества папства стал понтификат Иннокентия III (1198—1216). В борьбе с ересью катаров возникли нищенствующие ордена францисканцев и доминиканцев, основанные Франциском Ассизским и Домиником де Гарсесом. Эти ордена реформировали латинское монашество в сторону большего аскетизма. 

В своих буллах папа порой принимал тон государя. Правление Фридриха II Гогенштауфена стало периодом самого ожесточенного столкновения между папством и империей. Зародившаяся в то время во Флоренции вражда гвельфов, поддерживающих папство, и гибеллинов, опиравшихся на силы империи, два последующих века терзала Италию. Последний выдающийся средневековый император, Фридрих II, не смог выдержать борьбы с папами, и они более не имели соперников в Италии и во всей Священной Римской империи.

В этот период жил признанный наиболее авторитетным католическим философом всех времен, основатель томизма, итальянский монах-доминиканец Фома Аквинский († 1274), автор т. н. «пяти доказательств бытия Бога».

ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ИТАЛИИ (XIV–XVII вв.)

Упадок папской власти начался после Бонифация VIII, потерпевшего поражение от французского короля Филиппа IV. Время «Авиньонского пленения» пап (1308—1377) стало временем их полной зависимости от французского короля. Следующий 40летний период, когда два-три папы и антипапы осыпали друг друга проклятиями из Рима, Авиньона и Пизы, получил название «Великий западный раскол».

Его олицетворение — неаполитанец Бальтазар Косса (антипапа Иоанн XXIII), чьи преступления уступают только таковым Иоанна XII. Католическая Церковь в первой половине XV в. предпринимала попытки церковной реформы на соборах в Пизе, Констанце и Базеле. Но к концу века папство сумело нейтрализовать постановления соборов, подрывавших
его власть.

Италия в то время была охвачена гуманистическим движением, страна вступила в эпоху Возрождения, основная черта которой — светский характер культуры и ее антропоцентризм. Одним из крупнейших центров Возрождения была Флоренция, где при главе республики Лоренцо Медичи гуманизм отличался эпикурейско-языческим направлением. После его смерти настоятель монастыря Сан-Марко, один из предшественников Реформации Джироламо Савонарола жестокими диктаторскими методами предпринял попытку нравственного и государственного преобразования Флоренции, но был свергнут и казнен.

Под влиянием новой идеологии папы сделались, по сути, светскими государями и почти открыто обратили религию в средство личного обеспечения, не забывая и своей родни. Непотизм (от лат. nepos — внук, племянник) привел к появлению «черной знати» — потомков непотов, получивших княжеские или герцогские титулы.

«Самая мрачная фигура папства» — Александр VI, как и ранее Сикст IV, — меценат, любитель искусств, но в то же время крайний циник, безнравственность которого отражена в прозвании его понтификата царством Венеры. Юлий II (1503—1513) вошел в историю не только как один из наиболее воинственных пап, но и как щедрый меценат искусства, им было начато строительство нового собора святого Петра. Деморализация курии дошла до того, что якобы сын Лоренцо Медичи папа Лев X откровенно называл христианство прибыльной для духовенства сказкой.

Религиозная реформация XVI в. была протестом против всего этого. Встряска, заданная ею и взятием в 1527 г. Рима взбунтовавшимися императорскими войсками (когда папа Климент VII едва успел скрыться за стенами своего замка Святого Ангела и был выпущен оттуда, только заплатив фантастический выкуп в 400 тысяч дукатов) вызвала католическую Контрреформацию. Во второй трети XVI в. моральный облик папства кардинально меняется — на папском престоле появляются энергичные личности, опиравшиеся на новый орден иезуитов.

Под главным алтарем римской базилики Санта Мария Маджоре
 находится реликварий, где хранятся пять кусков
 окованного железом дерева — части Вифлеемских яслей Христа

Тридентский собор (1545—1563) возвел на степень догматов учения о главенстве пап и о чистилище, утвердил безбрачие духовенства, причащение мирян под одним видом и т. д. Следующие 300 лет Католическая Церковь не созывала общего собора, власть пап в ней была почти безгранична. Контрреформация второй половины XVI в. опиралась на союз папства с католическими монархами, особенно с испанским королем Филиппом II.

Суровый аскет, Пий V ходил в процессиях босой и без тиары, с помощью инквизиции уничтожил непотизм и неукоснительно требовал строгости нравов от духовенства. Нарушителей папских прав и еретиков он предал анафеме буллой «In coena Domini», вызвавшей протест даже католических государей. Он создал Священную антиосманскую лигу, венециано-испанская армада которой разгромила 7 октября 1571 г. при Лепанто флот султана Селима. Следующий папа Григорий XIII привел в порядок каноническое право, исправил календарь и построил летнюю резиденцию пап — Квиринальский дворец, в настоящее время это официальная резиденция президента Италии.

Но в XVII в. притязания пап на всемирное владычество были уже анахронизмом. Во всех католических странах Европы проявляется стремление ограничить влияние папства в светских и даже в духовных делах. Павел V, конфликтовавший с Венецианской республикой, подверг ее интердикту — последнему по отношению к суверенному государству. Урбан VIII ошеломил современников возрождением непотизма: чтобы доставить своим племянникам владение княжеством Кастро, он ввязался в войну с Венецией, Флоренцией, Пармой и Моденой. Но время безвозвратно ушло — протестанты победили в Тридцатилетней войне, Вестфальский мир 1648 г. признал их религиозную равноправность в Германии.

Облик папства этого периода отразил Джакомо Квирини, личный секретарь Александра VII. «Александр — папа только по названию, — писал он. — Вопросы управления Церковью он отодвигает от себя и думает только о том, чтобы жить в ничем не нарушаемом спокойствии духа». Благодаря меценатству этого папы в Риме возник шедевр барочной архитектуры, — прекрасная колоннада на площади собора святого Петра, произведение Джованни Лоренцо Бернини. Климент IX был страстным любителем оперной музыки, сам сочинял либретто, на месте старой городской тюрьмы выстроил музыкальный театр.

Иннокентий XI, казалось, возродил времена аскетизма и морального ригоризма 100летней давности — вел суровый образ жизни, поправил финансовое положение папского государства, но при этом отличился благотворительностью, лично оказывая помощь населению, страдавшему от стихийных бедствий.

В XVIII в. отношения между папами и даже католическими монархами, несмотря на дипломатические усилия Климента XI, становились все более натянутыми. «Клирик без хвастовства и алчности, князь без фаворитов, папа без непотов», Бенедикт XIV заключил конкордаты с Савойским герцогством, Испанией, Неаполитанским королевством и Португалией, но со стороны последней вскоре последовал удар: из страны были изгнаны иезуиты. 

Папа Климент XIII издал буллу в их защиту, но всеобщая ненависть к ордену привела к почти повсеместному его изгнанию, в том числе в соседних папе Неаполе и Парме. Его преемник Климент XIV уступил духу времени — осудил учение иезуитов и в 1773 г. буллой «Dominus ас Redemptor» упразднил орден.

РИСОРДЖИМЕНТО И МОНАРХИЯ. «ЭПОХА ПИЕВ»

С Пия VI в 1775 г. в истории папства начинается т. н. «Эпоха Пиев», период консерватизма. Италия же, наоборот, пробуждалась, период Рисорджименто (итал. il risorgimento — возрождение, обновление) отражал назревшую необходимость уничтожения отживших феодально-абсолютистских порядков и объединения страны.

Тяжкий удар нанесла папству Французская революция. Наполеон, заключив 15 июля 1801 г. с папой Пием VII конкордат, позднее объявил о прекращении его светской власти. Папа ответил буллой об отлучении императора от Церкви, за что до низвержения Наполеона оставался в заточении.

После падения империи реакция в восстановленной Папской области была особенно сильна. Пий VII в 1814 г. Восстановил иезуитский орден. Борьбу с революционерами при содействии австрийских войск и шаек разбойников вел Григорий XVI. Часть итальянских патриотов во главе с философом, священником Винченцо Джоберти надеялись поставить Пия IX (1846—1878) во главе объединения Италии, но во время революции 1848 г. папа бежал под покровительство неаполитанского короля.

8 декабря 1854 г. Пий IX провозгласил новый догмат непорочного зачатия Пресвятой Девы (что, как и прочие католические т. н. «мариологические» догматы, Православная Церковь относит к области богословских мнений). Ватиканский собор 1869–1870 гг. установил первенствующее положение папы и принял догмат о папской непогрешимости, что также было категорически отвергнуто как протестантами, так и Православной Церковью.

Достигнув вершины могущества в духовных делах, папа в тот же год безвозвратно потерял свою светскую власть, державшуюся на штыках войск Наполеона III. После начала франко-прусской войны король Виктор-Эммануил занял Рим и Папская область была включена в состав итальянского королевства. В 1871 г. положение папы было определено законом о гарантиях. 

Папа пользовался всеми правами главы Церкви, ему гарантировалась свобода осуществления духовной власти, свобода дипломатических контактов с любыми государствами; предоставлены ранг и почести монарха, Ватикан, Латеранская базилика и вилла Кастель Сан-Гандольфо. Но папа отказался от содержания и объявил себя «ватиканским пленником». Буллой «Non expedit» он запретил всем католикам участвовать в политической жизни нового итальянского государства.

Преемник Пия IX, Лев XIII, рассматривал себя прежде всего как главу миллионов католиков, чем укрепил свой авторитет в консервативных кругах. Энциклика «Rerum Novarum» от 15 мая 1891 г. Сформулировала первые тезисы римско-католической социальной доктрины, которую его преемники дополняли и модифицировали в соответствии с менявшимися условиями. 

После его смерти конклав избрал (благодаря вмешательству австрийского императора) консервативного Пия Х. В 1904 г. в связи с парламентскими выборами католические деятели обратились к папе с просьбой отменить буллу «Non expedit». Не отменив буллу, папа предоставил епископам право решать в каждом отдельном случае, нужно ли католикам участвовать в выборах.

Понтификат следующего папы (о котором нынешний, Бенедикт XVI, сказал, что для него одной из причин выбора имени стало почтение к этому «апостолу мира») пришелся на суровые годы Первой мировой войны (он назвал ее «самоубийством Европы») и первые кризисные послевоенные годы. Бенедикт XV неоднократно обращался к воюющим сторонам с планами мирного урегулирования, с просьбами о прекращении огня на Рождество, но, как правило, эти просьбы игнорировались ими. 12 ноября 1919 г. им была официально отменена булла «Non expedit», в том же году в Италии образовалась католическая Народная партия.

В самом начале правления Пия XI в Ватикане видели угрозу создания двух потенциальных диктатур: фашистской и коммунистической. Второй они опасались гораздо сильнее, но и ставшая в том же 1922 г. реальностью первая, выждав, заговорила (в лице Муссолини) с Ватиканом с позиции силы. Латеранские соглашения 1929 г., состоявшие из трактата и конкордата, признали за Ватиканом статус суверенного государства, а он, в свою очередь, признал итальянское государство со столицей в Риме. Ватикан оплатил свой суверенитет 15 годами сотрудничества (отчасти вынужденного, отчасти добровольного) с фашистским режимом.

ЦЕРКОВЬ В ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ. ПРАВОСЛАВИЕ В ИТАЛИИ

Италия с 1946 г. стала республикой, Латеранские соглашения вошли составной частью в ее Конституцию. С концом понтификата Пия XII, возглавлявшего Католическую Церковь в годы Второй мировой войны, заканчивается т. н. «Эпоха Пиев» (1958 г.). Четыре года спустя Иоанн XXIII созвал II Ватиканский собор, сессии которого длились три года и в основном — при новом папе Павле VI. Собор многое изменил в жизни католиков Италии и всего мира. Перемены претерпели месса и обряды католиков, приоритетом стали экуменические отношения.

Новый конкордат, убравший понятие «государственная религия» из законодательства Италии, был заключен в 1984 г. Однако и сегодня более 95% населения страны формально являются католиками и до 38% — активными прихожанами. Согласно опросу Eurobarometer 2005 г. 74% жителей Италии верят в Бога, и только 6% — атеисты.

Православие исповедует около 2% населения (1,2 млн. чел. в 2008 г.) страны. Это греки, румыны, болгары, другие выходцы с Балкан. Прихожане РПЦ в Италии представлены несколькими волнами иммиграции. Решением Священного Синода от 27 декабря 2007 г. приходы РПЦ в Италии были подчинены вновь образованной Богородской викарной епархии. До назначения епископа архипастырское окормление приходов сохраняется за архиепископом Корсунским.

1 марта 2009 г. РПЦ была возвращена церковь во имя Николая Чудотворца в Бари, построенная в начале ХХ в. по проекту академика Щусева. А совсем недавно в Риме построен замечательный храм во имя святой великомученицы Екатерины.

Храм во имя святой великомученицы Екатерины в Риме.
Начало XXI в.
В римской базилике Санта Мария Маджоре хранится приписываемая апостолу Луке икона Богородицы «Salus Populi Romani» («Спасение римского народа»), она является главным Богородичным образом Рима. В 1954 г. икона была коронована папой Пием XII. Там же находится другая святыня — реликварий, где хранятся пять кусков окованного железом дерева — части Вифлеемских яслей Спасителя.

Владимир Моисеенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий