21 февраля 2012

«СКАЗАЛ ГОСПОДЬ ГОСПОДУ МОЕМУ». Библия о Божестве Христа. Часть 2

"Спас в Силах",
Андрей Рублев, 10-е годы XV века
Истинное православное богословие всегда категорически настаивало на том, что Христос есть истинный Человек. Однако при этом оно столь же категорически утверждало, что Он одновременно есть и истинный Бог. Христос имеет две природы — Божество и Человечество, Он есть Богочеловек, то есть одновременно и Бог, и Человек. Не полубог-получеловек, но полностью совершенный Бог и полностью совершенный Человек, соединившиеся в одной Личности
 
«…великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3: 16)

ГОСПОДЬ О СВОЕМ РАВЕНСТВЕ С ОТЦОМ

Следует отметить, что Христос Сам неоднократно утверждал Свое Божественное достоинство. На слова Симона Петра: «Ты — Христос, Сын Бога Живого…» — Он ответил: «Блажен ты, Симон, ‹…› потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на Небесах» (Мф. 16: 16–17). В Евангелии от Иоанна Христос говорит: «Я и Отец — одно» (Ин. 10: 30). На вопрос первосвященников: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» — Он ответил: «Я» (Мк. 14: 61, 62).

Важным является евангельское повествование об исцелении расслабленного в купальне Вифезда. Фарисеи обвиняют Христа в нарушении субботы, на что Спаситель отвечает: «…Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5: 17). Протоиерей Олег Давыденков отмечает, что тем самым Господь, «вопервых, приписывает себе Божественное сыновство, вовторых, усвояет Себе власть, равную с властью Отчей, и, втретьих, указывает на Свое соучастие в промыслительном действии Отца. Здесь слово “делаю” стоит не в смысле “создаю из ничего”, а как указание на промыслительную деятельность Бога в мире». Христос указывает на вечность Своего бытия: «…истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8: 58). 

В первосвященнической молитве Господь говорит: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17: 5). Сын являет в Себе всего Отца. На Тайной вечери на просьбу апостола Филиппа «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» — Господь отвечает: «…Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14: 9). Господь указывает, что Сына должны чтить наравне с Отцом: «…кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5: 23). И не только чтить, но и веровать в Него как в Бога: «…веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин. 14: 1).

АПОСТОЛЫ О БОЖЕСТВЕ ХРИСТА

Апостол Павел пишет, что в Воплощении Сына Божия открылась «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3: 16). Именование Спасителя Богом уже само по себе свидетельствует о полноте Его Божества. Архимандриты Алипий (Кастальский-Бороздин) и Исаия (Белов) в своем «Догматическом богословии» отмечают, что Бог не может быть «второй степени» или «низшего разряда», так как Божественная Природа не подлежит умалению или ограничению. Бог может быть только один и всесовершен. Так, апостол учит, что во Христе «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2: 9).

По словам апостола Павла, Христова Церковь — «Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20: 28).

Истинность того, что Христос — «сущий над всем Бог, благословенный вовеки» (Рим. 9: 5), познает и святой апостол Фома, когда восклицает Воскресшему: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20: 28). Напомним себе, что главное и святейшее из всех имен, которыми в Ветхом Завете именуется Бог, — это Иегова. 

Кандидат богословия, священник Марк Соукуп в своем труде «Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа» сообщает, что евреи были крайне щепетильны и имели ревность в вопросах славы Божией. Они хорошо помнили, что Бог Иегова есть Бог ревнитель, Который сказал Своему народу: «Ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа (Иеговы — евр.), потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх. 34: 14). Также: «Я Господь (Иегова — евр.), это — Мое имя, и не дам славы Моей иному» (Ис. 42: 8). Поэтому никогда бы апостол Фома не назвал Богом того, кто Им не является. И эти слова никогда бы не вошли в состав Священного Писания, если бы апостолы, написавшие Новый Завет, не знали с последней степенью достоверности, что Христос есть истинный Бог, в Божественном Своем достоинстве равный Богу-Иегове.

ТОЛКОВАНИЕ «УНИЧИЖИТЕЛЬНЫХ» МЕСТ ПИСАНИЯ

В Священном Писании имеется немало текстов, в которых говорится не о Божестве, а о человечестве Христа, о том, что Христос есть истинный Человек, что Он имеет общую с нами человеческую природу.

Прежде всего, Сам Христос называл Себя многократно Сыном Человеческим или даже просто Человеком. «Ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину» (Ин. 8: 40), — говорит Он иудеям. Нередко и апостолы называли Христа Человеком. «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2: 5), — слова апостола Павла.

О человеческой природе Христа косвенно свидетельствуют также и те многочисленные тексты Писания, из которых видно, что Христу были присущи все качества земной человеческой природы. Например, Он уставал от пути и зноя (см.: Ин. 4: 6), нуждался во сне, в пище и питии (см.: Мк. 4: 38; Ин. 4: 7; Мф. 21: 18), испытывал свойственные людям эмоции, например радость и любовь (см.: Ин. 11: 15; Мк. 10: 21), гнев и скорбь (см.: Мк. 3: 5; Мк. 14: 34), даже плакал (см.: Ин. 11: 35). Все это, конечно, неопровержимо свидетельствует о том, что Христос — это настоящий, реальный, земной Человек.

Но ведь об этом никакого спора и нет, христианское богословие никогда не отвергало полноценное земное человечество Христа. Отвергали его еретики. Истинное же православное богословие всегда категорически настаивало на том, что Христос есть истинный Человек. Однако при этом оно столь же категорически утверждало, что Он одновременно есть и истинный Бог. Христос имеет две природы — Божество и Человечество, Он есть Богочеловек, то есть одновременно и Бог, и Человек. Не полубог-получеловек, но полностью совершенный Бог и полностью совершенный Человек, соединившиеся в одной Личности. Поэтому на вопрос, правда ли то, что Христос есть истинный и реальный Человек, следует ответить: да, это правда, однако не вся, а только половина правды. Вторая же половина заключается в том, что Христос одновременно есть и Истинный Бог.

Эти две природы во время земной жизни Христа проявляли себя посвоему. «В каждом действии Христа, — говорит В. Лосский, — можно видеть два различных действования, так как Христос действует сообразно Своим двум природам, через обе Свои природы, — подобно тому, как раскаленный докрасна меч в одно и то же время режет и жжет: он режет, поскольку он — железо, и жжет, поскольку он — огонь. Каждая природа действует сообразно своим свойствам: рука Человека поднимает с одра девицу, Божество ее воскрешает; ноги Человека ступают по поверхности вод, Божество водную поверхность укрепляет». Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Не человеческая природа воскресила Лазаря, но и не Божество проливало слезы у его гроба».

ЦЕЛЬ БОГОСЛОВИЯ — ОБÓЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

В завершение нашей статьи еще раз скажем, что, исследуя Священное Писание, можно убедиться, что Божество Христа — Единородного Сына Божия — открыто нам в библейских текстах. В Ветхом Завете — часто иносказательно и прикровенно, а в Новом — более ясно и совершенно. Тем, кто отрицает равенство Христа Богу Отцу, и говорит, что человек не может стать Богом, что для человека это невозможно, мы ответим следующее: верно, человек не может стать Богом по естеству. Но Церковь и не учит, что человек Христос стал Богом, она учит, что Бог стал человеком — Христом. Ведь для Бога все возможно.

В то же время каждому верующему необходимо помнить, что богословие не ставит перед собой целью снять тайну, приспособив богооткровенную истину к нашему пониманию, но призывает нас изменить наш ум так, чтобы он стал способен к созерцанию Божественной реальности. Для того чтобы удостоиться созерцания Святой Троицы, необходимо достичь состояния обóжения.

Святитель Григорий Богослов пишет: «Будут сонаследниками совершенного света и созерцания Пресвятой и Владычной Троицы ‹…› те, которые совершенно соединятся с совершенным Духом, и это будет, как я думаю, Царство Небесное». Таким образом, смысл жизни верующего человека заключается в обóжении, что выражено в известных словах отцов Церкви: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом».

Подготовил

Комментариев нет:

Отправить комментарий