27 февраля 2012

МОЖНО ЛИ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ В «ГРАЖДАНСКОМ БРАКЕ»?

Новым веянием времени стали так называемые «гражданские браки» — вступление в супружеские отношения без венчания в Церкви и без государственной регистрации. Мол, так удобнее решать имущественные споры, если семья распадется, ведь в таком «браке» квартира, машина, земельный участок и т. д. не являются совместной собственностью.

Но возникает вопрос: могут ли быть счастливы люди в «гражданском браке»? Конечно, можно найти пары, определенное время чувствующие себя «комфортно» без венчания и регистрации. Недавно на телеканале NEWS ONE показали короткий сюжет о семье, которой якобы удается жить счастливо без регистрации.

Если бы журналисты задались целью доказать преимущества именно такого «брака», то им бы не составило труда найти для контраста и пары, несчастливые в своем венчанном и зарегистрированном браке. Это действительно так: в наше время немало и венчанных, и зарегистрированных браков не выдерживает испытания временем. А если так, то какой смысл церковного венчания? И зачем в паспорте ставить штамп о регистрации брака?

Если рассматривать проблему брака с современной, секулярной, а по сути — языческой точки зрения, (согласно которой человек является свободным и самодостаточным и всеми возможными способами должен поддерживать эту свободу и самодостаточность, жить для себя, всегда стремясь получить удовольствие), то в таком случае и правда венчание или государственная регистрация брака излишни, поскольку препятствуют наслаждаться удовольствиями этой жизни.

Совсем иначе воспринимают венчание или просто штамп в паспорте люди, которые имеют твердую веру в Бога, которым свойственна жертвенность по отношению к своему ближнему, которые стремятся жить не только в свое удовольствие, которые осознают, как тяжело самостоятельно, без помощи Божией, противиться всяческим искушениям и жить по совести. Для них Венчание в Церкви — это не просто обряд, традиция или мода, а великое Таинство; через него они получают Божию благодать и силу, чтобы нести нелегкий семейный крест.

Видимо, не случайно во время своего короткого земного служения Спаситель Христос сотворил первое чудо на свадьбе в Кане Галилейской. Когда у хозяев закончилось вино, то Господь из воды сделал вино, и оно было намного лучше, чем то, которое подавали до этого. Во время Таинства Венчания жениху и невесте напоминают об этом чуде: перед тем как обводить их вокруг аналоя с Распятием и Евангелием, священник дает им выпить общую чашу вина. Этот символ следует понимать так, что им гораздо легче будет пройти вместе жизненный путь, если они будут черпать вдохновение от доброго вина благодати Божией, а не от вина плотской страсти, которое зачастую очень быстро заканчивается.

Белое полотенце, на котором стоят молодые, и венцы, которые держат свидетели над их головами, должны по мнению святителя Иоанна Златоуста, свидетельствовать о том, что они до брака сохранили свое целомудрие, не повредили свою душу и тело развратом. Белый цвет символизирует чистоту и благодать Божию, которая будет вечно поддерживать в них верность и взаимную любовь; вечность символизируют круг, который они трижды замыкают в сопровождении священника, обходя вокруг аналоя с Крестом, и золотые кольца, которыми они трижды обмениваются.

Церковь может разрешить развод только в случае прелюбодеяния, сильного пьянства или агрессии одного из обвенчанных, когда совместная жизнь в браке уже невозможна. Почему же некоторые венчанные браки распадаются даже без вышеперечисленных причин? Наверное, потому что очень мало молодых людей сейчас способны осознавать важность сохранения целомудрия до брака. К сожалению, часто во время Таинства Венчания над молодыми держат венцы, которых они в действительности не заслужили. Статистика свидетельствует: лишь четверть юношей и девушек вступают в брак, сохранив целомудрие.

Если семья, как пишет в своем послании апостол Павел, — это малая церковь, которая, как и Церковь Божия, должна быть святой и непорочной, то те, кто теряет девственность до брака, закладывают в фундамент своей будущей семьи не твердый камень доверия и любви, а хрупкие кирпичи, слепленные из гнилой соломы похоти. Неудивительно, что такие браки, даже когда они венчаны, очень часто недолговечны. Статистика просто шокирует: более половины венчанных и зарегистрированных браков распадается.

Что же делать тем, кто не сохранил целомудрие, но мечтает о счастливом браке, о супруге на всю жизнь?

Церковь, Главой которой является Сам Господь Бог, две тысячи лет назад пришедший на землю, чтобы спасти не только праведников, но и всех грешников (в том числе и блудников), предлагает таким людям как можно скорее прийти в храм и искренне покаяться в опрометчивых грехах юности.

Обычно за такие грехи священник налагает епитимию. Епитимия — это средство для исцеления духовных недугов, которое может состоять из молитв, земных поклонов, милостыни и т. п. Она помогает вернуть утраченную изза телесной и душевной невоздержанности чистоту — залог настоящей, неиссякаемой любви и верности в семье.

Что же скажем после этого о «гражданском браке»? На самом деле, это никакой не брак, ибо брак — это гармония любви, а не сочетание двух эгоизмов; это безграничное доверие друг к другу, а не подозрение; это жертвенность и самоотверженность, а не корысть.

Только церковный брак, совершаемый не по моде, а по вере в силу Таинства Венчания, брак, Исполнителем которого является Сам Господь, может подарить двум сердцам общее счастье, не ограничиваемое этой жизнью, а уходящее в вечность.

Архимандрит Маркелл (Павук)

Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость благожелателям и печаль недоброжелателям. Общие заботы супругов облегчают для них скорби; общие радости для них обоих восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а в скудости само единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожелания, печатью необходимой привязанности. У них одно питие из домашнего источника, которое не вкушают посторонние, которое не вытекает никуда и ниоткуда не притекает. Составляя одну плоть, они имеют и одну душу, и взаимною любовию одинаково возбуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что больше имеет побуждений.

Святитель Григорий Богослов

Берегите с женой взаимную любовь. В этом источник счастливой семейной жизни. Но надо блюсти его, чтобы не засорился. Доверие друг к другу потерять или поколебать как-нибудь паче всего бойтесь. Тут основа счастливой супружеской жизни.

Святитель Феофан Затворник

Комментариев нет:

Отправить комментарий