«Мой
хороший знакомый, человек верующий, но не церковный, в церковь ходит только на
большие праздники и, как правило, в храмы т. н. «Киевского патриархата». Я
пыталась ему объяснить, что не надо этого делать, но он говорит, что все везде
одинаковое, только язык разный, и, вообще, он ходит к Богу, а Господь везде
Один и Тот же. Подскажите, как правильно рассказать человеку об истинности,
каноничности, законности Церкви?»
Елена,
г. Киев
Отвечает
протоиерей Николай Баранов:
Священное
Писание сообщает, что Христос после Воскресения из мертвых утверждает апостолов
в особом служении. Так, Господь говорит: «…идите, научите все народы, крестя их
во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам»
(Мф. 28: 19–20), при этом «кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто
не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16).
Во время одного из явлений Спаситель обращается к апостолам: «мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 21–23). При Вознесении на небо Христос обещает ученикам: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1: 8).
Во время одного из явлений Спаситель обращается к апостолам: «мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 21–23). При Вознесении на небо Христос обещает ученикам: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1: 8).
АПОСТОЛЬСКОЕ
СЛУЖЕНИЕ
После
сошествия Святого Духа апостолы отправились из Иерусалима с евангельской
проповедью, о чем пророчески говорит Псалтирь: «по всей земле проходит звук их,
и до пределов вселенной слова их» (Пс. 18: 5). Посещая города и страны, ученики
Господа основывали христианские общины, рукополагая епископов и оставляя их
своими преемниками. Об этом нам сообщает книга Деяний святых Апостолов: «Рукоположив
же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их
Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14: 23).
Апостолы заповедали передавать через таинство епископского рукоположения всю полноту благодатных даров церковной иерархии: «…напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1: 6), причем «рук ни на кого не возлагай поспешно…» (1 Тим. 5: 22). Апостол Павел, обращаясь к Титу, прямо говорит: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит. 1: 5).
Апостолы заповедали передавать через таинство епископского рукоположения всю полноту благодатных даров церковной иерархии: «…напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1: 6), причем «рук ни на кого не возлагай поспешно…» (1 Тим. 5: 22). Апостол Павел, обращаясь к Титу, прямо говорит: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит. 1: 5).
ОТЦЫ
ЦЕРКВИ ОБ АПОСТОЛЬСКОМ ПРЕЕМСТВЕ
Об
апостольском преемстве говорят отцы древней Церкви. Так, священномученик Ириней
Лионский во второй половине II в. свидетельствует: «Мы можем перечислить
епископов, поставленных апостолами в Церквах, и преемников их до нас».
Священномученик Климент Римский в 95 г. пишет: «И апостолы наши знали через
Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По
этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили
вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы, когда они
почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение».
Апостольское
преемство является одним из признаков Церкви. Раннехристианский теолог
Тертуллиан говорит: «Пусть покажут (еретики) основания своих церквей, раскроют
череду своих епископов, идущую от начала через преемство, и так, чтобы первый
имел наставником и предшественником своим кого-либо из апостолов, либо мужей
апостольских (но такого, который пребывал с апостолами постоянно). Ибо
апостольские Церкви таким именно образом доказывают свое положение».
Святитель
Филарет (Дроздов) в своем «Катехизисе» говорит, что Церковь «непрерывно и
неизменно сохраняет от Апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через
священное рукоположение».
ХРАНИТЬ
ВЕРНОСТЬ АПОСТОЛЬСКОМУ ПРЕДАНИЮ
Важно,
что такой способ сохранения и передачи иерархического служения не являлся
нововведением. Протопресвитер Николай Афанасьев в своем труде «Церковь Духа
Святаго» пишет: «Идея преемственности служений и лиц, исполняющих их, была
очень распространенной в древнем мире, как языческом, так и иудейском.
У нас нет никаких оснований считать, что ее не имелось с самого начала в Церкви. Основой жизни первоначальной Церкви была традиция. «Ибо я от Господа принял то, что и вам передал…» (1 Кор. 11: 23). «Ибо я первоначально преподал вам, что и принял…» (1 Кор. 15: 3). Преемство традиции было привычной мыслью для Павла, т. к. он сам до обращения был воспитан у ног Гамалиила (см.: Деян. 22: 3). Идея преемства традиции включает в себе идею преемства лиц, которые являются хранителями традиции».
У нас нет никаких оснований считать, что ее не имелось с самого начала в Церкви. Основой жизни первоначальной Церкви была традиция. «Ибо я от Господа принял то, что и вам передал…» (1 Кор. 11: 23). «Ибо я первоначально преподал вам, что и принял…» (1 Кор. 15: 3). Преемство традиции было привычной мыслью для Павла, т. к. он сам до обращения был воспитан у ног Гамалиила (см.: Деян. 22: 3). Идея преемства традиции включает в себе идею преемства лиц, которые являются хранителями традиции».
Учитывая
особую важность епископского служения, протоиерей Олег Давыденков в своем
«Катехизисе» отмечает: «Церковь всегда тщательно следила, чтобы сохранялась
преемственность епископата, восходящая к апостолам, чтобы не было
самосвятства».
Следует
сказать, что апостольское преемство выражается не только в непрерывной цепочке
епископских хиротоний. «Православная энциклопедия» сообщает, что оно включает в
себя «верность церковной иерархии апостольскому Преданию в учении, в
священнодействии и в каноническом устроении Церкви». Только в этих условиях
хиротония будет действительной и законной и может быть гарантией сохранения
апостольской преемственности.
Святитель Василий Великий говорит, что «хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати… Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство». Богослов XX в. патриарх Сергий (Страгородский) пишет: «Церковь понимает под апостольским преемством, несомненно, не одну внешнюю, механическую передачу самого акта рукоположения, но и веру, соединяемую с этим актом, то есть сохранность в данном обществе апостольского учения о благодати священства».
Святитель Василий Великий говорит, что «хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати… Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство». Богослов XX в. патриарх Сергий (Страгородский) пишет: «Церковь понимает под апостольским преемством, несомненно, не одну внешнюю, механическую передачу самого акта рукоположения, но и веру, соединяемую с этим актом, то есть сохранность в данном обществе апостольского учения о благодати священства».
«Православная
энциклопедия» определяет апостольское преемство как богоустановленный способ
сохранения и передачи иерархического служения в Церкви от святых Апостолов
посредством Таинства Священства.
ВОЗМОЖНО
ЛИ АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕЕМСТВО ВНЕ ЦЕРКВИ?
Апостольское
преемство однозначно не может полноценно существовать вне Православной Церкви.
Патриарх Сергий (Страгородский) пишет: «Громадное преимущество инославных
обществ, сохранивших у себя апостольское преемство, в том, что Церковь считает
их еще “церковниками”, “еще не чуждыми Церкви”; она еще сохраняет с ними
“некоторое правило общения”, наподобие того, какое она имеет с падшими и
несущими епитимию. Однако, если это несовершенное и ненадежное общение не
завершится полным единением с Церковью в единой Евхаристии, все преимущества
таких инославных обществ пропадают без пользы».
В
заключение отметим, что апостольское преемство является одним из условий того,
что Церковь благодатна. Все то существенное, чем обладала при апостолах основанная
Христом Церковь, всегда в ней через это преемство сохраняется. И в этой Церкви
действительно совершаются Таинства, а значит, она выполняет свое назначение
вести людей ко спасению.
На
основании сказанного постарайтесь объяснить Вашему знакомому, что Церковь важна
именно тем, что в ней люди могут получить благодать Святого Духа и соединиться
с Богом. А благодатной является та христианская община, которая берет свое
начало от апостолов (исторически это можно проследить по цепочке епископских
хиротоний) и которая сохраняет верность учению Церкви, т. е. не впадает в ересь
или раскол.
Комментариев нет:
Отправить комментарий