27 марта 2012

«ОТКУДУ НАЧНУ ПЛАКАТИ ОКАЯННАГО МОЕГО ЖИТИЯ ДЕЯНИЙ?». Великий канон преподобного Андрея Критского

В самом начале Великого поста, на Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы частями, а на утрене Четверга пятой седмицы полностью, поется и читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Составленный почти 1200 лет назад, Великий канон во всем, кроме обширности, сходен с другими. Впрочем, он имеет еще и ту особенность, что заключает в себе девять песней, в отличие от обыкновенных богослужебных канонов, не имеющих второй песни. К тропарям канона прилагается псаломский припев: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”. Устав предписывает на каждый тропарь канона совершать “метания три”, то есть три поясных поклона, а в некоторых храмах поясные поклоны заменяют одним земным.

Сначала Великий канон имел только 210 тропарей, позже Церковь присоединила к ним еще 40 в честь его составителя и в память Марии Египетской. Таким образом, называясь Великим по своему содержанию, высоте мыслей и силе их выражения, канон святого Андрея называется также Великим и по своему объему, потому что все другие подобные произведения заключают в себе всего около 30 песнопений или немногим более.

Преподобный Андрей Критский, собрав в Великом каноне воедино события ветхозаветной и новозаветной истории от падения праотца Адама до Вознесения Христова, излагает их в духе глубокого сердечного сокрушения, с необыкновенным искусством прилагая каждое из них к состоянию грешной души. Из священной сокровищницы Писания он извлекает сильнейшие побуждения к покаянию и нравственному исправлению.

В нем предлагаются христианам многоразличные образцы праведной жизни для подражания и примеры жизни нечестивой для предостережения от них, а также спасительные уроки покаяния и деятельного восхождения к Богу. Этот канон можно назвать покаянным плачем, раскрывающим нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающим душу раскаянием и надеждой.

Перед взором грешника проходят лица, деяния и события мира ветхозаветного и новозаветного, в которых с особою силою отразились значение и сила греха, а также достоинство святой жизни; его вниманию предлагается вся Священная история на примерах благочестия и нечестия ее персонажей, их обращений к Богу и нераскаянности в грехе. Помимо примеров из Священной истории творец канона указывает на живой пример самого крайнего падения и восстания в лице святой подвижницы Марии Египетской, достигшей высокой степени совершенства.

Святая Церковь предлагает нам именно эти песнопения в первые дни Великого поста, потому что пост — это время покаяния и очищения. Канон преподобного Андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жизни.

При всем своем неизъяснимом, полном духовного умиления, достоинстве, Великий канон святого Андрея Критского тем не менее содержит в себе некоторые трудности для понимания. “Неудобопонятность” Великого канона зависит главным образом от того, что обилие мыслей выражается в нем немногими словами, а с другой стороны — от дословного и притом не всегда точного их перевода с греческого. Неоднократно предпринимались попытки улучшить качество церковнославянского перевода, но в силу разных причин успехом они не увенчались.

Несколько слов следует сказать и о самом авторе Великого канона. Преподобный Андрей, архиепископ Критский, родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. О раннем детстве святого известно, что до семи лет его считали немым, так как до этого времени он не произнес ни одного слова. Когда же, по достижении семилетнего возраста, он причастился в церкви Тела и Крови Христовых, немота его разрешилась, и он стал говорить. На четырнадцатом году жизни святой Андрей был приведен родителями в Иерусалим для служения Богу в монастыре Братства Гроба Господня. По пострижении в монашество был назначен нотарием, то есть секретарем, Иерусалимской патриархии.

После 681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого Вселенского Собора, святой Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, был послан в византийскую столицу от лица своего патриарха, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной Церкви, находившейся тогда под мусульманским игом.

По окончании Собора Андрей стал известен императору своей книжной премудростью и глубоким знанием догматов Церкви и был оставлен в Константинополе, получив навсегда прозвище “Иерусалимита”, то есть “Иерусалимлянина”. В столице Империи он получил послушание возглавить Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии с зачислением в клир главного храма Византии.

Двадцать лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя должную заботу и попечение. Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил литургическое наследие Святой Церкви.

После продолжительного диаконского служения святой Андрей был рукоположен в епископский сан и назначен на самую далекую кафедру империи — остров Крит, где за свои усердные труды был удостоен титула архиепископа. Для своей паствы он был любящим отцом, неустанно проповедовал и молитвами своими отражал все напасти и невзгоды, являясь непреклонным обличителем и грозой еретиков. Не оставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений.

Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники, кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, так как в его время этот праздник отдельно еще не праздновался. Великопостное богослужение, кроме Великого канона, было украшено и другими творениями святого песнописца.

Несколько раз святитель, оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором, а также с близкими ему людьми. Там же выступил он в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое последнее посещение столицы святой Андрей, почувствовав приближение кончины, простился со своими друзьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил его остановиться на острове Митилина в городке Ерессо, где святой и скончался 17 июля (4 июля по ст. ст.) около 740 года. В этот день и доныне Святая Церковь совершает его память. Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас!

Подготовил протоиерей Николай Баранов

Комментариев нет:

Отправить комментарий