Мытарь и фарисей (Лк. 18: 9-14) |
Человек
– существо сложное. То, что в нем доступно взгляду со стороны, не есть весь
человек. Существует еще человек сокровенный, внутренний. О нем чаще всего
упоминает в своих посланиях апостол Павел.
“По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием” (Рим. 7: 22).
“Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется” (2 Кор. 4: 16).
“Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке” (Еф. 3: 16).
По-разному
ведут себя эти два человека, внешний и внутренний. По-разному относится к ним
душа и господствующий ум. Если один из этих “людей” для души, ума и воли –
сынок, то другой – пасынок.
Можно
всю жизнь заниматься внешним человеком: мыть, лечить, украшать, питать и
ублажать его. При этом совершенно небречь о сокровенном человеке. Можно
поступать наоборот, однако таких людей до крайности мало. Возможно, мы ни разу
их не встречали, но лишь читали о них в тех книгах, где говорится о богатырях духа
– настоящих подвижниках.
А
может быть, есть возможность совместить оба служения и ублажить и внешнего
человека, и внутреннего? Может быть. Но, скорее всего, слова Иисуса Христа,
сказанные об отношении к богатству, касаются и этого вопроса. “Никто не может
служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или
одному станет усердствовать, а о другом нерадеть” (Мф. 6: 24).
Все
труды, рождаемые верой, труды, на которые зовет нас Евангелие, обращены к
пользе внутреннего человека. Это пост, молитва и милостыня. Они дарят свободу,
окрыляют и облагораживают внутреннего человека. Но ценность их сохраняется лишь
тогда, когда они совершаются для Бога, перед лицом Божиим, а не для
человеческих глаз и похвал.
Поститься и молиться нужно “пред Отцом твоим, Который втайне” (Мф. 6: 18). Иначе добродетель превращается в свою противоположность. Люди видят ее обманчивую внешность, хвалят мнимого подвижника, и тот, получая в Евангелии имя “лицемера”, лишает себя всякой награды.
Поститься и молиться нужно “пред Отцом твоим, Который втайне” (Мф. 6: 18). Иначе добродетель превращается в свою противоположность. Люди видят ее обманчивую внешность, хвалят мнимого подвижника, и тот, получая в Евангелии имя “лицемера”, лишает себя всякой награды.
Что
касается поста (воздержания от различных сластей житейских и телесных
приятностей), то лицемерие здесь, согласно Слову Божию, проявляется в напускной
унылости и “принятии на себя мрачного лица, чтобы показаться людям постящимся”
(Мф. 6: 16). Вместо этого Христос Господь советует помазать главу и умыть лицо,
а пост и сетование сохранить в тайне души. Слова об умовении лица и помазании
головы нужно понимать, исходя из Священной истории и древних обычаев.
Древние
люди не знали внутренней скорби, которая не вырывалась бы наружу. То же можно
сказать и о радости. Все, что было у человека внутри, он выплескивал вовне. Так
и до сих пор живут на Востоке, шумно радуясь и громко плача. Поэтому в период
поста (а пост был приурочен к скорбным датам и связан с покаянием) человек разрывал
на себе одежду, отказывался от умывания.
Вместо ухода за внешним видом, посыпал голову пеплом или прахом земным, размазывал по лицу слезы. Весь его внешний вид должен был говорить о внутренней скорби. И, конечно, со временем получилась ситуация, при которой человек привлекал к себе внимание наружностью, а сердце его при этом могло не плакать и не скорбеть, но искусно лицемерить. От этого и предостерегает нас Господь.
Вместо ухода за внешним видом, посыпал голову пеплом или прахом земным, размазывал по лицу слезы. Весь его внешний вид должен был говорить о внутренней скорби. И, конечно, со временем получилась ситуация, при которой человек привлекал к себе внимание наружностью, а сердце его при этом могло не плакать и не скорбеть, но искусно лицемерить. От этого и предостерегает нас Господь.
Поэтому
нам голову ничем особенным мазать не надо. Это сказано для тогдашних людей с их
обычаем помазывания головы маслом в радостные дни. Нам же не стоит увлекаться
внешними знаками воздержания, как то: особыми одеждами и уже упомянутым
“мрачным лицом”. Внешний вид наш всегда должен быть не вызывающ, скромен и
аккуратен. И по части внешнего вида Великий пост не предъявляет к нам никаких
особых требований.
Напротив, мы должны ощутить период поста как время душевной весны и чистой внутренней радости. Облегчение тела от избытка пищи и от лишнего веса, упражнение в чтении Слова Божия и молитве способны дать душе ощущение внутренней свежести и, как следствие, радости. Тогда абсурдной покажется внешняя угрюмость и действительно захочется “умыть лицо и помазать главу”.
Напротив, мы должны ощутить период поста как время душевной весны и чистой внутренней радости. Облегчение тела от избытка пищи и от лишнего веса, упражнение в чтении Слова Божия и молитве способны дать душе ощущение внутренней свежести и, как следствие, радости. Тогда абсурдной покажется внешняя угрюмость и действительно захочется “умыть лицо и помазать главу”.
Но
даже если пост дастся тяжело; если враг смущает помыслами и нападениями; если
вместо внутренней легкости будет сухость и скорбь, – то и тогда не надо всему
окружающему миру слать сигналы о том, что творится у тебя внутри. Скорби пред
Отцом, Который втайне, и Отец твой утешит тебя явно.
Можно
быть обычным человеком, ничего особенного из себя не представлять, но ничего
особенного из себя и не строить. Да, это далеко не идеал. Но это лучше, чем
попасть в категорию людей, о которых сказано: “имеющие вид благочестия, силы же
его отрекшиеся” (2 Тим. 3: 5). О таких далее апостол говорит: “Таковых
удаляйся”.
Посему
потщимся убежать от лицемерия и показушничества, но послужить постом истинным
Богу Живому, чтобы “крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке” (Еф.
3: 16).
Протоиерей
Андрей Ткачев
Комментариев нет:
Отправить комментарий