Некоторые люди считают, что пост в смысле ограничения
пищи — дело необязательное, второстепенное, главное же — не говорить неправды
или не обижать ближнего. Так ли это?
Традиция
поста имеет древнее происхождение, о чем свидетельствует Библия. В самом начале
бытия человечества ярким примером поста был запрет нашим прародителям на
вкушение от древа познания добра и зла в Эдемском саду. Смысл поста для Адама и
Евы заключался не только в отказе от определенного рода пищи, но и в послушании
Богу.
В
дальнейшей библейской истории мы также встречаем многочисленные примеры поста.
Известные праведники Ветхого Завета проводили многие дни в посте и молитве.
Так, 40 дней постился пророк Моисей перед получением Заповедей Божиих. Пророк
Илия перед явлением ему Господа также провел время в 40-дневном посте.
Но
не только отдельные люди налагали на себя пост. Жители целых городов проводили
время в посте и покаянии. В книге пророка Ионы повествуется о покаянном посте
царя и граждан города Ниневии, причем пост налагался на всех без исключения.
Иудеи
во времена опасности или общественных бедствий считали религиозной обязанностью
налагать на себя пост, т. е. воздерживаться от пищи, приносить особые жертвы и
усиленно молиться.
Архимандрит
Никифор (Бажанов) в своей “Библейской энциклопедии” отмечает, что “посты
соблюдались евреями с особенною строгостью, и вообще от вечера до вечера, т. е.
24 часа, и отличались не только воздержанием от пищи, но даже и от всех других чувственных
потребностей. При этом они обыкновенно облекались во вретище, снимали свои
сандалии, посыпали пеплом голову, ходили с неумытыми руками, с непомазанною
главою; синагоги во время постов наполнялись воплями, полными печали и
покаяния”.
В
Новом Завете говорится, что Сам Христос перед началом своего служения 40 дней
постился в пустыне. Ученики Христа — апостолы, многие свои действия сопровождали
постом (Деян. 13: 2–3).
Важно
отметить, что пост является не только древней традицией, но и необходимым
элементом духовной жизни верующего человека. Господь Иисус говорит о борьбе с
нечистой силой: “сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17: 21).
Святой
праведный Иоанн Кронштадтский отмечает: “Кто отвергает посты, тот отнимает и у
себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола,
сильных против нас особенно через наше невоздержание, от которого происходит всякий
грех”.
Тем
не менее некоторые люди считают, что пост в смысле ограничения пищи — дело
необязательное, второстепенное, главное же — не говорить неправды или не
обижать ближнего. При этом часто ссылаются на слова Писания: “не то, что входит
в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека”
(Мф. 15: 11). Подобное мнение встречается нередко, поэтому рассмотрим этот
вопрос более внимательно.
Господь
обличает лицемерие книжников и фарисеев, которые уделяют чрезмерное внимание
своим преданиям. Одним из таких преданий было обязательное умывание рук перед
едой, причем строго оговаривалось количество воды, а также его время и порядок.
Считалось, что если человек ел неумытыми руками, то он осквернял себя.
Исследователь
Священного Писания архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: “Соблюдение этих
правил считалось настолько важным, что нарушивший их подвергался синедрионом наказанию
вплоть до отлучения”. Неисполнение этих преданий книжники и поставили в вину
Христу и Его ученикам.
В
ответ Господь доказывает, что фарисеи в следовании своим преданиям сами доходят
до нарушений заповедей Божиих, в частности заповеди о почитании отца и матери.
Дело в том, что книжники разрешали детям отказывать родителям в материальной поддержке,
если они объявляли свое имущество посвященным Богу. При этом сам посвятивший
мог продолжать пользоваться собственным имуществом, платя небольшой выкуп в
сокровищницу храма. Но за это он считал себя свободным от обязанности
заботиться о своих родителях, отказывая им в самом необходимом для их жизни и
пропитания.
Поэтому
Господь, обличая фарисеев в лицемерии, и произносит слова о том, что на самом
деле оскверняет человека. Оставшись наедине с учениками, Христос поясняет: “исходящее
из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят
злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления
— это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека”
(Мф. 15: 18–20). Таким образом, Христос не отвергает пост, а обличает
лицемерие.
Архиепископ
Аверкий поясняет: “Фарисеи не понимали разницу между чистотой физической и
нравственной, и полагали, что пища, если она нечиста или взята грязными руками,
способна нравственно загрязнить человека, делая его нечистым перед Богом.
Господь же показывает, что нравственно нечистым делает человека только то, что
исходит из нечистого сердца”.
Священное
Писание свидетельствует, что “Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и
все живущее в ней” (Пс. 23: 1). Апостол Павел отмечает, что “пища не приближает
нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не
теряем” (1 Кор. 8: 8). Поэтому мнение об осквернении человека пищей является
ошибочным.
О
посте же Христос говорит в Нагорной проповеди: “Также, когда поститесь, не
будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы
показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду
свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться
постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой,
видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6: 16–18).
Святитель
Иоанн Златоуст отмечает, что “у древних был обычай помазывать себя во время
радости и веселья, как это видно из примера Давида и Даниила”. При этом
святитель поясняет, что “Христос заповедует помазывать голову не с тем, чтобы
мы непременно делали это, но чтобы тщательно старались скрывать пост — это
стяжание свое”. Здесь Господь нас предостерегает беречься “закваски фарисейской,
которая есть лицемерие” (Лк. 12: 1).
Говоря
о мере телесного поста, можно обратиться к словам преподобного Кассиана
Римлянина. Он говорит: “Крайности с той и другой стороны равно вредны — и
излишество поста и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв
побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом, и впали в ту же
страсть чревоугодия, по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста”. И
преподает нам общее правило воздержания, которое “состоит в том, что каждый
сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько
нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения”.
Прекрасно
выразил смысл поста один из пророков Ветхого Завета Исаия. Иудеи обращаются к
Богу: “Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?”.
Господь устами пророка отвечает им: “Вот, в день поста вашего вы исполняете
волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и
распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это
время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
Таков ли тот пост, который Я избрал, – день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господа будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, — и Господь услышит; возопиешь, — и Он скажет: «вот Я»” (Ис. 58: 3–9).
Таков ли тот пост, который Я избрал, – день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господа будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, — и Господь услышит; возопиешь, — и Он скажет: «вот Я»” (Ис. 58: 3–9).
Поэтому
подвиг поста ни во что вменяется Господом, если христианин не будет в то же
время соблюдать Божиих заповедей о любви и милосердии к ближнему. Святитель
Иоанн Златоуст риторически вопрошает: “Не говори мне, что «я столь много дней
постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту», но покажи
мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли
человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что если ты упоен
гневом, то зачем угнетаешь свою плоть?”.
Вот
почему пост для христианина должен быть и телесным, и духовным. Святитель Иоанн
Златоуст говорит: “Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма
бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и
слух, и руки, и ноги, и все наше тело”.
Протоиерей
Николай Баранов
Комментариев нет:
Отправить комментарий