18 июня 2014

ВОЗЛЮБИВШИЙ ДОБРОДЕТЕЛЬ. Преподобный Дорофей, из обители аввы Серида (день памяти — 18 июня по н. ст.)

Сравнительно небольшое письменное наследие этого Божия угодника получило широкую популярность в христианском мире и стало классикой аскетической литературы. Перу преподобного аввы Дорофея принадлежит более 20 поучений, 10 посланий, 87 вопросов с записанными ответами преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Кроме того, известны его 30 слов о подвижничестве, а также запись наставлений преподобного аввы Зосимы, которые находятся в рукописном виде. Многие из упомянутых трудов были очень любимы на Руси и пользовались большой популярностью наравне с «Лествицей» преподобного Иоанна Лествичника и творениями преподобного Ефрема Сирина. Труды святого Дорофея наполнены глубиной духовной мудрости, отличаются ясным, отточенным стилем, простотой и доступностью изложения.

Праведник жил в VI в. и был родом из палестинского города Аскалон (совр. Ашкелон, Израиль). Детские и юношеские годы Дорофея прошли в городе Газа, где он и получил образование. Вот как святой описывает это время: «Когда учился я внешнему учению, то вначале весьма тяготился я учением, так что когда приходил брать книгу, то шел как бы к зверю. Но когда стал я принуждать себя, то Бог помог мне, и я так привык, что не знал, что ел, что пил, как спал, от теплоты, ощущаемой при чтении. Никогда не могли завлечь меня за трапезу к кому-либо из друзей моих, даже не ходил к ним и для беседы во время чтения, хотя любил я общество и любил товарищей моих. Когда отпускал нас философ... я отходил туда, где жил, не зная, что буду есть, ибо не хотел тратить времени для распоряжения насчет пищи».

Праведник принял монашеский постриг в обители преподобного Серида и стал келейником святого Иоанна Пророка, находясь у него в послушании около десяти лет. «Когда пришел я в монастырь, — вспоминал авва, — то говорил себе: если столько любви, столько теплоты было для внешней мудрости, то тем более должно быть для добродетели, — и тем более укрепился».
Главным занятием подвижника стало встречать паломников, приходивших в обитель, и устраивать их в гостиницы. На средства своего родного брата Дорофей построил в монастыре больницу, в которой также прислуживал. Вот как описывает этот период своей жизни сам преподобный: «В то время я только что встал от болезни тяжкой. И вот приходят странники вечером, — я проводил с ними вечер, а там погонщики верблюдов, — и им приготовлял я нужное; много раз случалось, что, когда отходил я спать, встречалась другая нужда, и меня будили, — а затем приближался час бдения». Чтобы бороться со сном, преподобный Дорофей попросил одного монаха будить его к службе, а другого — не давать ему заснуть во время богослужения. «И поверьте мне, — говорит праведник, — я так уважал их, словно от них зависело мое спасение».

После смерти святого Иоанна Пророка преподобный Дорофей оставил монастырь аввы Серида, чтобы предаться отшельнической жизни. Но скоро вокруг одиноко стоящей келии подвижника начали селиться те, кто, как и он, стремился достичь Царства Небесного. Так возник новый монастырь, где святой Дорофей стал игуменом. Это послушание праведник нес до конца жизни. Благодаря ближайшему ученику аввы, преподобному Досифею, нам известно, как монахи воспринимали своего игумена. «К подвизавшейся с ним братии, — говорит преподобный Досифей, — он относился со стыдливостью, смирением и приветливо, без гордости и дерзости; ему были свойственны добродушие и простота, он уступал в споре, — а ведь это начала благоговения, доброжелательства и того, что слаще меда — единодушия, матери всех добродетелей».

Подготовил Андрей Гор

Комментариев нет:

Отправить комментарий