06 февраля 2013

«ВСЕ МОИ ЛУЧШИЕ МЕЧТЫ БОГ ИСПОЛНИЛ»

Наш собеседник — автор и исполнитель собственных песен священник Сергий Киселев (г. Киев). Писать стихи он начал еще в ранние школьные годы, потом увлекся бардовской песней. В 25 лет принял Крещение. Его личный путь к Богу, духовный поиск и переживания отразились в песнях и стихах, которые вошли в альбом «Красота Истины и убожество души». В 32 года он принимает сан священника и служит на сельском приходе.

В это время его песни приобретают вид рифмованных проповедей в гитарном сопровождении и выходят в сборниках: «В океане жизни», «Путь к Небесной стороне», «Без боли не прожить нам»...

— Отец Сергий, к вере Вы пришли во взрослом возрасте. Семья как-то повлияла на Ваш духовный выбор?
— Мама не была крещеной, но крестилась позднее. Папа был крещен, однако в церковь не ходил. А вот мой дед, папин отец, Иван Егорович, читал Псалтирь по усопшим. Наверное, кто-то из усопших сродников молился обо мне, поэтому я и пришел к вере.

— Что вдохновляет Вас на творчество?
— От избытка сердца говорят уста (Мф. 12: 34; Лк. 6: 45). Стихи, песни всегда пишутся для кого-то, чтобы поделиться своей радостью, болью, подсказать правильный шаг в жизни, предостеречь от ошибки. Я стараюсь максимально просто и доступно, так сказать, на пальцах, рассказать неверующим людям о вере в Бога, дать духовную оценку событиям и явлениям современной жизни…

— А Вам известны случаи, когда Ваши песни кому-то помогли кардинально изменить жизнь, поддержали в тяжелый момент?
— К счастью, да. Как-то после концерта ко мне подошел человек и сказал: «Батюшка, Ваши песни меня вытащили из ада». У него распалась семья, еще что-то случилось, и он решил свести счеты с жизнью. Каким-то образом к нему попала моя кассета. Прослушав ее, он долго плакал, переосмысливая свою жизнь. После этого начал ходить в церковь, и жизнь его переменилась к лучшему.

Или, например, был военнослужащий, полковник, полный атеист. Очень сильно болел и умирал в госпитале в Санкт-Петербурге. Там работает медсестра, верующая женщина. Она пытается подвигнуть больных к покаянию, к причастию. И ему предложила. Он сказал: «Не надо мне ваших попов и не говорите мне о них». Прогнал ее, а она принесла диск с моими песнями и поставила в палате. Он прослушал весь диск и спросил: «Кто это поет?». — «Да вот, есть такой человек, батюшка». — «Принесите, пожалуйста, все песни, какие у него еще есть». И он плакал, когда слушал. Он скончался в слезах, слушая эти песни...

— Как Вы определяете для себя тематику песен?
— Есть вопросы, на которые ответить нелегко, тем более в песне. Начнем с того, что я не чувствую в себе столько мудрости, столько духовных сил, чтобы это сделать, да и всего знать невозможно. Пытаюсь писать о том, что я уже понял — благодаря учению Церкви, святых отцов и своему духовному опыту — о духовной жизни, молитве и покаянии, о том, как вести себя в сложных жизненных ситуациях.

Я считаю, что нужно говорить о хорошем в Церкви. Чтобы люди не отошли от нее, а пришли в нее. Болезни Церкви — это вопросы внутренние, и решать их надо внутри Церкви. В нашей Церкви столько духовного богатства, которое, к сожалению, не востребовано, столько благочестивых и святых людей — вот о чем должен поведать проповедник современному миру.

Из безбожья глухой пещеры
Сердцем к Свету скорей спеши,
Православная наша Вера —
Это Солнце людской души.
Коль взойдет Оно, всех чудесней,
Боль изгонит, тоску и страх,
И душа запоет, воскреснет,
Засияет в Его лучах!
(из альбома «Себя спасаешь ты, других любя!»)

По роду своей деятельности я много езжу по Украине, России, бываю и в других странах, где встречаю, по милости Господней, очень много хороших людей — и епископов, и священников, и мирян. И радуется сердце, что их так много в разных уголках земли.

— Известно, что в свое время огромное влияние на Вас оказали песни Владимира Высоцкого. Будучи христианином, как Вы оцениваете его творчество?
— Конечно, Высоцкий человеком церковным не был, но и вовсе безбожником он не был тоже. Большая часть его песен глубоко нравственны. Священник Михаил Ходанов говорит, что поэзия Владимира Высоцкого несла жизнеутверждающее начало, необходимое для выживания в той эпохе, из которой мы все недавно вышли — «эпохи великой жестокости, демагогии и лжи». В песнях Высоцкого столько патриотизма, душевности, мужества, искренности, что они могли бы просветить и утвердить в добре современную молодежь.

— Сейчас ведется много разговоров о «вреде» электронных документов. Что Вы можете об этом сказать?
— Это очень серьезный вопрос. Одни считают, что ничего страшного в этих документах нет, другие шарахаются от них, как бес от ладана. Но истина, как всегда, где-то посредине. Я думаю, что ответ на этот вопрос даст не священник, не старец и не богослов, а соборный разум Церкви (см.: «ЦПГ» № 20 за 2012 г. — Прим. ред.).

В своих песнях я написал об этом так: если уж говорить об электронном концлагере, то он имеет своим началом греховные страсти, таящиеся в наших душах. Поэтому первое дело — бороться не с какими-то внешними врагами, а со своими грехами. Чтобы каждый из нас, с помощью Божией, преодолевал их в себе, встав на путь праведной жизни. А такие вещи, как стояния, митинги, крестные ходы против глобализации... Не знаю, может быть, это кому-то и нужно, но я сколько ни встречал таких людей — с ними спокойно говорить невозможно, они слышат только себя.

Увлеченные этой внешней деятельностью, которая представляет собой поле страстей, считая это важнейшим делом своей жизни, они забывают о главном: о смирении, молитве, покаянии, послушании Церкви. Чрезмерное уклонение в эту сторону — это болезнь, недооценивание этой проблемы — тоже болезнь. Я считаю, нужно трезвомыслие. Священный Синод так и сказал по этому поводу: «Необходимо хранить христианское трезвомыслие».

— Мешает ли поэту внешний комфорт в написании проникновенных, доходящих до глубины души, строк? Или все же правда, что художник должен быть бедным?
— Все люди, не только поэты, имеют разное материальное положение. Но хоть в бедности, хоть в богатстве человек может и должен сердцем искать Бога и спасения, умножать данные Им таланты, для пользы своей и ближних. Я думаю, смысл жизни человека в этом и заключается — служить своими дарованиями ближним своим.

Я пытаюсь обходиться малым, но действительно необходимым. Это, конечно, не на велосипеде ездить, хотя на велосипеде я тоже езжу. Машина нужна, она позволяет погрузить туда колонки, усилитель, ящик с дисками, гитару, чтобы поехать на концерт. Машина служит не только мне, но и прихожанам нашей церкви, другим людям, если нужно чем-то помочь.

Компьютер нужен? Нужен, я на нем печатаю, у меня там все словари, Священное Писание, многие сведения для работы. Иногда и фильм хороший посмотреть. Но, если придется, надо спокойно расстаться со всем, что имеешь. Господь дает нам все для радости и пользы, но мы не должны прикипать к этому сердцем, чтобы не вещи владели нами, а мы — ими.

— Какую музыку и каких исполнителей Вы любите слушать?
— В молодости любил слушать М. Магомаева, Е. Мартынова, В. Толкунову, М. Бернеса, И. Талькова и др. Некоторые их песни — лирические, о простых добрых чувствах, нравственные — я и сейчас иногда слушаю, сам их пою. Но больше всего я любил авторские песни В. Высоцкого, А. Дольского, Б. Окуджавы... Современные эстрадные исполнители меня совсем не привлекают. А из современной духовной авторской песни слушаю отца Романа (Матюшина), матушку Людмилу Кононову, Светлану Копылову и др.

— Есть ли святой, к которому Вы часто обращаетесь за помощью?
— Конечно. Это наш покровитель — праведный Иоанн Кронштадтский. Когда я пришел служить в Сретенский храм, то начал строить зимний придел. Мой духовный отец, протоиерей Михаил Макеев, спросил: «Ты же сделаешь его во имя преподобного Сергия Радонежского?».

А я ответил ему: «Сергиевых приделов много, а вот во имя Иоанна Кронштадтского нет ни одного в Украине. Благословите в честь него!». Так был построен первый в стране придел во имя этого великого святого. Потом появились, слава Богу, и в других храмах такие приделы и даже целые храмы во имя праведного Иоанна Кронштадтского.

— В юности Вы мечтали стать моряком, затем пошли в медицину, а в итоге стали священником. Не жалеете, что ранняя мечта не сбылась?
— Часто бывает так, что мечты — это одно, а жизнь — уже другое. Но я могу с уверенностью сказать, что все мои лучшие мечты Бог исполнил. Когда-то я также мечтал стать артистом, поступал в театральный. У меня была мысль петь песни, как Высоцкий, и нести в них людям добро и правду. Эта мысль жила во мне много лет еще до священства. И Господь ее полностью исполнил: привел меня к истинной вере и дал возможность проповедовать ее другим людям, и не только в храме.

Беседовал Сергей Кубасов

В ГАЛЕРЕЕ «СОБОРНАЯ» СОСТОЯЛСЯ КОНЦЕРТ ПРАВОСЛАВНОЙ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ

22 января 2013 г. священник Сергий Киселев выступил перед гостями Духовно-просветительского центра в честь Воскресения Христова. Православный бард представил на суд слушателей свою концертно-просветительскую программу «Рождественские мотивы». Выступление вызвало живой интерес у посетителей галереи «Соборная», которая действует на месте строительства кафедрального собора УПЦ.

По словам отца Сергия Киселева, в своих песнях он старается дать духовную оценку явлениям современности. «Аудитория, которая больше всего любит и лучше всего принимает — это, конечно, люди церковные, хотя свои песни я пишу для аудитории светской, — поясняет священник. — Рассуждаю так: верующие и без меня знают о Боге — они ходят в церковь, слушают проповеди, читают Евангелие и творения святых отцов. По большому счету, мои духовные композиции им не очень-то и нужны, но, что интересно, именно они больше всего и любят мое творчество».

Комментариев нет:

Отправить комментарий