05 февраля 2013

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

Эта обитель расположена в 52 километрах от старинного города Пскова. Она никогда не закрывалась, сохранив тем самым драгоценную преемственность монашеской традиции.

МОНАСТЫРЬ-КРЕПОСТЬ

Псково-Печерский монастырь умиляет своей красотой и тишиной. Великолепие храмов, золотые кресты на куполах, обилие цветов и зелени — все радует глаз и создает особую благостную атмосферу.

Основание обители связано со святыми пещерами, сохранившимися в первозданном виде до наших дней. Правда, в них не так просто зайти, как в Ближние или Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры, — для этого надо иметь благословение наместника. Там от входа идут семь достаточно широких улиц. Со свечами в руках мы прошли по некоторым из них.

Чувствуется повышенная влажность, температура воздуха здесь круглый год неизменна: около +5°С. Запахов тления нет, у могил почитаемых старцев благоухают цветы. Воздух чистый и свежий, хотя в пещерах в настоящее время похоронено более 14 тысяч человек: монахов, благотворителей обители, воинов... Их имена запечатлены на керамидах — особых надгробных плитах, установленных в стенах.

Экскурсовод рассказал нам историю возникновения пещер. В ХІV в. на месте монастыря стоял густой, непроходимый лес, в котором обитало множество диких зверей. Однажды изборские охотники, отец и сын Селиши, услышали в глубине оврага дивно поющие голоса и ощутили благоухание «яко от множества фимиама». Вскоре местные крестьяне купили эти земли и разделили между собой. По жребию участок земли с глубоким оврагом достался Ивану Дементьеву, который положил начало деревне Пачковке, стоящей до сего дня рядом с монастырем.

Как-то раз, когда он рубил лес, одно большое дерево, падая, увлекло за собой еще несколько деревьев, под корнями которых обнаружился вход в пещеру, а над ним надпись: «Богом зданныя пещеры», т. е. построенные, созданные Богом.

Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Эти подвижники остались неизвестны, летописная история сохранила лишь имя «начального инока» — преподобного Марка. Под землей монахи соорудили храм. С увеличением количества братии монастырь стал обустраиваться на поверхности.

Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 г., когда была освящена Успенская церковь, выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой.

Михайловский собор и дом наместника
На территории монастыря паломники прошли дорогой под названием «Кровавый путь». Ее история переносит нас в ХVІ в., в царствование Ивана Грозного, когда игуменом обители был преподобный Корнилий. Именно с ним связывают расцвет монастыря. Игумен построил вокруг обители каменную ограду с девятью башнями, тем самым превратив ее в крепость на северо-западных рубежах России: монастырь часто страдал от набегов иностранных завоевателей.

В 1570 г. царь приехал в монастырь. Издали, увидев мощные крепостные стены, он утвердился в мысли, будто бы преподобный хочет отделиться от Российского государства. Тем временем игумен Корнилий с братией, под колокольный звон, вышли навстречу правителю.

Иван Грозный в гневе отсек игумену голову — и тут же, при виде невинной жертвы, раскаялся. Он взял на руки тело преподобного и внес его в обитель. А эту дорогу по сей день называют «Кровавым путем».

ДОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Именно так называли Псково-Печерский монастырь со дня его основания. Связано это с нахождением в нем чудотворных икон Божией Матери «Успение» и «Умиление».

В 1581 г. Стефан Баторий со многочисленным войском предпринял осаду Пскова, окончившуюся полным провалом благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы. Тогда в этот город крестным ходом принесли чудотворные иконы из монастыря. Сей факт и послужил к прославлению Печерских икон. Неприятель за пять месяцев осады 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. Пытались отряды Батория захватить и саму Псково-Печерскую обитель, но и здесь потерпели поражение.

В память об этом событии ежегодно, в 7-ю Неделю по Пасхе, чудотворную икону «Умиление» носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря во Псков.

Множество богомольцев привлекали вести о чудесных исцелениях, происходящих после молитв у чудотворных икон (все это записывалось в летописи). Некогда «убогое место» пополнялось обширными угодьями и вотчинами, иконы украшались драгоценностями.

Пожертвования тратились не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую обитель постоянно оказывала беженцам во времена войн.

Кроме того, за счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях. Когда наступало перемирие, монастырь выкупал у неприятеля военнопленных.

ХРАМЫ И СВЯТЫНИ

В 1812 г. Псков и Печоры оказались под угрозой захвата наполеоновскими войсками. И вновь псковичи обратились с горячей молитвой к Божией Матери. После крестного хода совершилось чудо: враг не только не подошел ни к Печорам, ни к Пскову, но и был изгнан из Полоцка.

В память об этом событии был возведен величественный Михайловский собор. Там, в особом ковчеге, хранится десница (правая рука) святой мученицы Татианы, переданная в обитель в 1977 г.

До 1940 г. монастырь находился на территории Эстонии, и это спасло его от разорения. Во время Великой Отечественной войны, когда советские войска приближались к Печорам, монастырскую ризницу вывезли немцы — якобы спасая церковные ценности от большевистских варваров. В 1973 г. эти сокровища вернулись в обитель.

ПОДВИЖНИКИ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЕ

Во все времена существования обители в ней не угасал огонь старческого служения. Приходящие за духовным утешением и советом находили таковые в беседах с великими старцами, исполненными духовной силы и мудрости.

Вот имена некоторых из них: иеросхимонах Лазарь-затворник (конец XVIII — начало XIX в.), схиархимандриты Агапий и Пимен. Широкую известность получил архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910–2006), духовные наставления которого вошли в сокровищницу церковного предания.

В Псково-Печерской обители начинал свой духовный путь нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ныне здесь несут свой подвиг 100 монахов, обитель продолжает благоукрашаться, сохраняя древние традиции.

СЛОВЕНСКИЕ КЛЮЧИ

Недалеко от Пскова расположен старинный город Изборск, который стоит на Словенских ключах, известных с XIV в. Они издавна считаются целебными и привлекают множество людей.

Паломники наблюдали, как вода бьет из-под земли 12 мощными потоками, сливаясь в «Реку жизни». Никому из нас раньше не приходилось видеть что-либо подобное. Ежесекундно выбрасывается до четырех литров ледяной, кристально чистой воды. Она проходит через известняк и слои глин, фильтруется, очищается, но в ней остается много минеральных солей и кальция.

Издавна существует мнение, что каждый ключ имеет особую, свойственную лишь ему исцеляющую силу. Ежегодно, в пятницу Светлой седмицы, в празднование иконе Божией Матери «Живоносный Источник», Словенские ключи освящаются епископом Псковским и Великолукским.
Тамара Зозуленко

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УСПЕНИЕ» И «УМИЛЕНИЕ»

Эти иконы также именуются Псково-Печерскими. В главном приделе Успенского собора хранятся два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери «Умиление», которая, как и образ Успения Пресвятой Богородицы, явила множество чудес.

Икона «Умиление» была написана иеромонахом Арсением с Владимирского образа Божией Матери. В Печерскую обитель она принесена в игуменство преподобного Корнилия.

При царе Феодоре Иоанновиче образ был украшен жемчугом и драгоценными камнями — в память о чудесном избавлении г. Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория.

В 1521 г. в монастырь двумя псковскими купцами принесена была новая икона «Успение», названная «Умиление», которая прославилась великими чудесами во Пскове и в Новгороде.

За несколько дней до польского нашествия благочестивый старец Дорофей сидел в сенях своей келии и плакал о предстоящем бедствии, ожидающем город. И тут он увидел идущий от Печерской обители к Пскову необыкновенный свет в виде столба, и в этом свете — Пречистую Богородицу в окружении преподобных Антония Киево-Печерского и Корнилия, игумена Псково-Печерской обители.

Богородица стала на городской стене. Пред Нею благоговейно предстали святые угодники Псковские. Пресвятая Богородица, взирая с гневом на город, сказала: «О, беззаконные люди! Грехами своими вы прогневали Сына и Бога Моего, и вот теперь пришла на вас беда великая!».

Тогда святые стали со слезами молиться Ей о помиловании псковитян. И Пресвятая Богородица, обращаясь к Дорофею, сказала: «Пойди скорее к воеводам, Печерскому игумену и к народу в соборе Святой Троицы и скажи, чтобы все они усерднее, со слезами, молились Богу о своих грехах, чтобы принесли Печерский образ и хоругвь на стену города, на то место, где Я теперь стою, и отсюда стреляли бы из пушек по королевским шатрам. Сама Я буду молиться Сыну Своему и Богу о прощении их грехов и о небесной помощи». Когда старец Дорофей возвестил о бывшем ему видении, то сделали так, как повелела Дева Мария. Неприятель начал приступ, даже пробил городскую стену, но был отбит...

ДЕСНИЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ТАТИАНЫ

Об истории обретения монастырем этой святыни рассказал в одном из своих писем архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

«В 1977 году, 30 января, в воскресный день, в Псково-Печерскую обитель прибыла святыня — десница святой мученицы Татианы. Ее передал монастырю иеромонах Владимир (Москвитин) — брат архимандрита Афанасия (Москвитина), у которого эти мощи хранились ранее. Отец Афанасий служил в селе Спасском Клинского района Московской области 22 года, вплоть до дня кончины. Ему свою святыню передали благочестивые супруги именитого рода, его духовные чада, впоследствии оба принявшие от отца Афанасия монашеский постриг. Они же в свое время выкупили святые мощи на золотую валюту при разорении Царскосельского дворца, где те хранились. По жестокости прошедших лет святыня хранилась втайне, как у супругов, так и у отца Афанасия, но всегда с должными ей почестями и молитвенным предстоянием перед нею. В обители десную руку мученицы Татианы переоблачили и сокрыли в ковчежце, в коем она покоится и поныне в храме Архистратига Божия Михаила, с правой стороны царских врат…».

Комментариев нет:

Отправить комментарий