11 февраля 2013

НЕ ЖДИ ИСПРАВЛЕНИЯ ДРУГОГО — ИСПРАВЛЯЙСЯ САМ

Гнев — один из аффектов (от лат. affectus — душевное волнение, страсть), работе с которым уделяется много внимания и в православной аскетике, и в психологии. Ведь любой психический процесс затрагивает три параметра человеческого естества: физический, психический и духовный.

Однако эти параметры редко учитывались вместе, особенно в светской науке. Поэтому очень важно дополнение психологических знаний аскетическими.

Считается, что гнев возникает как реакция на препятствия, возникающие на пути наших желаний, когда нам напоминают об отсутствии нашего всемогущества. Преподобный Иоанн Лествичник причиной гневливости называет самопревозношение. И в психотерапии один из диагностических критериев личностных нарушений — частый гнев и ярость.

Но многие психологические тенденции не всегда подходят верующему человеку. Например, некоторые современные направления психотерапии считают, что одна из форм работы с гневом — активное «отыгрывание» его в кабинете психотерапевта. Так, мол, сосуд освобождается, и мы можем наполнить его чем-то новым.

Мой опыт наблюдения за работой таких психологов и мнение моих коллег свидетельствуют: возможность излить свой гнев, враждебность в кабинете психотерапевта иногда способствует разрядке «здесь и сейчас» и может даже помочь наладить отношения с тем, на кого этот гнев копился.

Однако, в общем, человек становится все более и более вспыльчивым, и в итоге — неуправляемым. Отношения все равно портятся, и часто — вследствие отыгрывания гнева — такой человек не может подчиняться и уважать авторитеты.

ПРАВЕДНЫЙ ГНЕВ

У церковных писателей встречается мысль и о, так сказать, положительном гневе. Епископ Варнава (Беляев): «Гнев в своей основе есть законная и нужная человеку способность “раздражительной” части души, которую он, как и все прочие, по падении извратил и сделал вместо добродетели страстью.

Гнев, по первоначальному плану Творца, должен был быть энергией, ревностью, рвением, которое бы “раздражало”, то есть приводило в напряжение “вожделевательную” силу души (пожелание, вожделение, обратившееся теперь <после грехопадения>, подобно гневу, в страсть, именно в похоть) и заставляло последнюю усиленно устремляться горе, к Богу».

Например, такой гнев может быть полезен, когда нам нужно установить какой-либо порядок или указать людям, стремящимся к бессовестности, на суть их поступков. Такой гнев не будет чрезмерен, он придаст нашему голосу силу, телу нужную напряженность и энергию. И это произведет соответствующее впечатление. Иначе мы можем сделать замечание слабым или упрашивающим голосом, с сутулыми плечами, опущенными глазами. Прислушаются ли тогда к нам?

ИЩИТЕ ПРИЧИНУ

Что же делать с гневом, который разрушает нас? Первое, что предлагает Церковь — Исповедь. Однако гнев может наступать у человека чаще, чем он исповедуется. В случае затяжного конфликта, после Исповеди градус гневливости спадает, потом может опять нарастать.

Первое в работе психолога (что предлагает и аскетика) — нужно исследовать причины своего гнева. Проявление гнева может говорить нам о том, что наши душевные, а порой и физические силы иссякли, что какой-то жизненный процесс глубоко не подходит именно нам. И тогда нужно разбираться, что можно изменить, а к чему адаптироваться.

Но в любом случае важно обратить внимание, что наша личная мера может быть превышена. Т. е. иногда мы сами перед собой ставим задачи (возможно, из-за собственных амбиций), решение которых сверх наших сил. Важно не забыть под гневом поискать страдательную эмоцию (например, саможаление): бывает, что страдание защищает себя агрессией.

ОСЕДЛАТЬ СВОИ ЧУВСТВА

Иногда психологи предлагают нарисовать свой гнев, посмотреть на него и подумать, во что бы вы хотели его превратить. Такая работа с рисунком помогает, особенно деткам. Например, один мальчик нарисовал свой гнев в виде злого тигра, живущего в джунглях. Тигр был готов напасть на всех, в том числе и на него (это значит, что и сам мальчик страдал от своего гнева и не мог с ним справиться).

Когда ему был задан вопрос, в какого дружелюбного зверя он мог бы превратить свой гнев, мальчик посмотрел на оранжевые и черные краски, которыми был нарисован тигр, взял их и нарисовал жирафа, оранжевого с черными пятнышками. Жираф катал ребенка по джунглям. Символически мальчик уже овладел своим гневом и превратил его во что-то безопасное и ему подвластное (он оседлал жирафа).

И теперь, когда ребенку что-то не нравилось, он мог говорить об этом с недовольством, настойчиво, но без гнева и скандалов. Так происходит понимание, что то место души, которое занял гнев, может быть отдано для чего-то другого и человек может стать хозяином своих внутренних процессов. Для самопомощи при гневе подойдет быстрая ходьба, любая физическая работа, несколько глубоких вдохов и сильных, резких выдохов. Это не устранит причину, но поможет справиться с нахлынувшими чувствами.


НУЖНО ВЗРОСЛЕТЬ

Гнев — это реакция инфантильной силы души на трудные обстоятельства. Если у личности есть более зрелые душевные силы, то инфантильным силам можно помочь дорасти. При работе с гневом важно понимать, считает ли человек, что причина в нем, или перекладывает ответственность на другого: «Это он меня разгневал!».

Тогда можно задать вопрос: «Есть ли твой вклад в таком твоем состоянии?». Если у человека есть способность взглянуть на себя критически, он увидит и задумается, если нет, то помочь ему очень трудно.

Так, например, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин писал: «Главную причину нашего исправления и спокойствия надо видеть не в произволе другого, который не подлежит нашей власти, а заключается она в нашем состоянии. Итак, чтобы нам не гневаться, это должно происходить не от совершенства другого, а от нашей добродетели, которая приобретается не чужим терпением, а нашим великодушием».

Анастасия Бондарук

ОТЕЧНИК

Побеждающему гнев подается благодатная сила Святого Духа

Борьба с гневом ставилась великими подвижниками благочестия, в частности преподобным Серафимом Саровским, в большую заслугу борющемуся. Однажды пустынножитель Марк спросил преподобного Серафима: «Кто в нашей обители выше всех предстоит перед лицом Божиим?». Старец, недолго думая, сказал: «Повар из бывших солдат на кухне».

И объяснил при этом свои слова так: «Характер у повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За такую борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие Слово, Которое говорит: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собой и облеку в белые одежды” (см.: Откр. 3: 4, 5, 21). И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет душу к верной гибели и отчаянию».

Грешника люби, а грех ненавидь

Мать Синклитикия говорила: «Хорошо не гневаться; но если ты разгневан, то знай, что не к послаблению страсти твоей назначил меру дня сказавший: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4: 26). А ты ожидаешь, пока пройдет все это время. Зачем ты ненавидишь оскорбившего тебя человека? Не он оскорбил тебя, а диавол; питай ненависть к болезни, а не к больному».

Гнев питается гордыней

Авва Дорофей: «Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если сердце его сперва не вознесется над ним, если он не уничижит его, и не сочтет себя высшим его».

Гнев губит гневающегося

Авва Макарий сказал: «Если ты, делая кому-либо выговор, придешь в гнев, то удовлетворишь своей страсти. Таким образом, чтобы спасти другого, ты не погуби себя самого».

Комментариев нет:

Отправить комментарий