01 февраля 2013

СВИДЕТЕЛЬ НЕБЕСНЫХ ТАИН. Преподобный Макарий Александрийский (день памяти — 1 февраля по н. ст.)

Своей подвижнической жизнью, строгим постом, отрешением от всего земного он стяжал дар чудотворения и прозрения сокровенных мыслей людей, удостоился многих видений. Однажды преподобный Макарий Александрийский переправлялся паромом через р. Нил. С ним был его ближайший друг преподобный Макарий Египетский. На пароме оказались также два римских трибуна (тысяченачальника) с армейской свитой, похваляющейся своими воинскими отличиями: цепями и золотыми поясами. Заметив в углу парома двух старцев, одетых в ветхие одежды, трибуны стали восхвалять их жизнь в смирении и простоте.

Один из них обратился к Макарию Александрийскому: «Блаженны вы — пренебрегающие миром». В ответ подвижник ответил: «Мы действительно пренебрегаем миром, тогда как над вами мир смеется». При этом Макарий заметил, что слова трибуна были пророческими, поскольку в переводе с греческого «Макарий» значит «блаженный». Трибун оказался под сильным впечатлением от общения с пустынниками. Вернувшись домой, он раздал свое имущество и стал вести отшельнический образ жизни.

Макарий Александрийский принял Крещение, когда ему было уже 40 лет, все это время занимаясь торговлей. А отошел ко Господу около 394–395 гг., в возрасте 100 лет, посвятив служению Богу большую часть своей жизни. Духовным наставником преподобный избрал святого Антония Великого. Макарий нес послушание настоятеля египетского монастыря «Келлии», где монахи-отшельники подвизались каждый отдельно и в полном безмолвии.

Чтобы усмирить тело, праведник на семь лет отказался от какой-либо приготовленной пищи и вкушал только жесткое просо или семена, размоченные в воде. Затем в течение трех лет каждый день съедал по небольшому куску хлеба и выпивал немного воды. Преподобный некоторое время боролся и со сном, но так до конца и не смог его побороть, сказав: «Человеческой природы, требующей сна, я не был в силах одолеть, а потому и должен был повиноваться ей».

Во время сильного искушения от беса любодеяния, святой шесть месяцев просидел по пояс в болоте, подвергаясь укусам больших комаров, и только затем вернулся в родную обитель. Голос — вот, что заставило братию узнать в нем своего авву — настолько изменился внешний вид подвижника. Чтобы победить искушение тщеславием, праведник наполнил мешок песком, взвалил его на себя и носил по пустыне, пока не истощил свое тело и гордая мысль не оставила его.

За такие труды Господь наградил Своего угодника многими дарами и благодатными откровениями. Некоторыми из них преподобный делился с братией. Так, он видел, как Ангел из своих рук подавал Святые Дары тем причастникам, которые достойно их принимали, а нерадивым монахам — горящие угли, при этом преподаваемое иерейской рукой Тело Христово возвращалось обратно в алтарь. От тех же, кто были достойны Святого Причастия, бесы отбегали далеко.

Еще авва говорил о том, как видел в церковных собраниях или за богослужением бесов, которые глумились над нерадивыми монахами, сидя у них на шее или плечах. Когда с той же целью они подходили к истинным подвижникам, то невидимая сила отгоняла их прочь так, что они больше не смели к ним приближаться. Своим духовным опытом преподобный Макарий поделился в «Слове о исходе души», монашеском правиле (в 30 главах) и письме к инокам.

Подготовил Андрей Гор

Комментариев нет:

Отправить комментарий