«Похвала Пресвятой Богородицы» (новгородская икона, XV век) |
«Что
означают слова “Невеста Неневестная”? Знаю, что так называют Богородицу, но почему?»
Ирина Матейчук, г. Белгород-Днестровский
Словосочетание
«Невесто Неневестная» — перевод с греческого. Церковнославянскому «невеста» соответствует
слово «нимфа», означающее не только невесту (в смысле девушку, готовящуюся ко вступлению
в брак), но и новобрачную жену, молодую женщину.
Слово «Неневестная» переводится как «не вступившая в брак». То есть, выражение «Невесто Неневестная» значит — Богородица, будучи Невестой, тем не менее осталась Девой.Слова, именующие Богородицу Невестой Неневестной, кратко выражают учение Православной Церкви о Деве Марии как Матери и Деве, Приснодеве. Возникает закономерный вопрос: чья Невеста Дева Мария?
Слово «Неневестная» переводится как «не вступившая в брак». То есть, выражение «Невесто Неневестная» значит — Богородица, будучи Невестой, тем не менее осталась Девой.Слова, именующие Богородицу Невестой Неневестной, кратко выражают учение Православной Церкви о Деве Марии как Матери и Деве, Приснодеве. Возникает закономерный вопрос: чья Невеста Дева Мария?
Уже
у святого Иринея Лионского († 202 г.) присутствует учение, согласно которому если
Господь Иисус Христос есть второй Адам (см.: 1 Кор. 15: 45), то Дева Мария есть
новая Ева. Святитель Григорий Палама в гомилии на Благовещение говорит, что Бог-Слово,
желая воплотиться ради спасения людей, выбрал из всех народов один, из народа —
колено, из колена — род, из рода — семью, из семьи — Ту, Которая стала Матерью Богочеловека.
Таким образом, ветхозаветная история — это ожидание Достойной послужить великому
таинству благочестия: Воплощению Бога (см.: 1 Тим. 3: 16).
Богородица
находится в исключительном состоянии — Матери и Девы, Невесты Господней и Матери
Богочеловека Иисуса Христа. Исходя из этого, предположения, что у Нее могли быть
дети от Иосифа после Рождения Христа, являются своего рода десакрализацией Девы
Марии, низведением Ее в состояние обыкновенной женщины, живущей после Рождества
заурядной жизнью.
Трудно представить себе более непоследовательный и даже примитивный взгляд на Пресвятую Богородицу. Мать Богочеловека навсегда связана с Ним узами Матери и Сына, поэтому у Нее не могло быть других детей, так как Ее Сын не простой человек, а Мессия, Который «будучи совершенным Богом, делается совершенным человеком, и совершается дело, новейшее из всего нового, дело, которое одно только ново под солнцем» (преподобный Иоанн Дамаскин). И Она, послужившая совершению дела, «которое одно только ново под солнцем», должна быть Матерью тоже в исключительном смысле.
Можно сказать, что как Христос может быть только один, так и Мать Его может иметь только одного Ребенка, ибо Она была избрана для рождения одного Младенца, а не для того чтобы стать многодетной матерью. Дева Мария — Невеста Агнца, Мать Бога-Слова и Приснодева — Невеста Неневестная.
Трудно представить себе более непоследовательный и даже примитивный взгляд на Пресвятую Богородицу. Мать Богочеловека навсегда связана с Ним узами Матери и Сына, поэтому у Нее не могло быть других детей, так как Ее Сын не простой человек, а Мессия, Который «будучи совершенным Богом, делается совершенным человеком, и совершается дело, новейшее из всего нового, дело, которое одно только ново под солнцем» (преподобный Иоанн Дамаскин). И Она, послужившая совершению дела, «которое одно только ново под солнцем», должна быть Матерью тоже в исключительном смысле.
Можно сказать, что как Христос может быть только один, так и Мать Его может иметь только одного Ребенка, ибо Она была избрана для рождения одного Младенца, а не для того чтобы стать многодетной матерью. Дева Мария — Невеста Агнца, Мать Бога-Слова и Приснодева — Невеста Неневестная.
Иногда
в Писании находят ссылки, якобы указывающие на то, что после Рождества Богородица
вступила в брак с Иосифом Обручником и имела других детей. В контексте нашего ответа
будет уместным привести читателям объяснения некоторых евангельских выражений, данные
преподобным Исидором Пелусиотом († ок. 449 г.).
«Как
говоришь, по мнению твоему, … служило соблазном сказанное в Слове Божием: и не знаяше
Ея, дондеже роди Сына Своего, — как будто этим выражается, что после сего обрученный
с Девою имел с Нею общение. … слово дондеже, как находим, нередко в Божественном
Писании употребляется в значении “всегда”. «Дондеже положу враги Твоя подножие ног
Твоих» (Пс. 109: 1), — значит положу навсегда. «И голубица не возвратилась к Ною,
дондеже изсяче вода от земли» (Быт. 8: 9–12), — а она вовсе не возвращалась.
«И дондеже состареетеся, Аз есмь», — говорит Бог (Ис. 46: 4), но Бог пребывает всегда. Много и других подобных мест находится повсюду в Божественном Писании. … То же дает видеть и последнее распоряжение Господа, поручившего Богородицу девственному Иоанну и сочетавшего девство обоих, когда на Кресте претерпевал Он животворящую смерть» (Письмо Комиту Ермину. На сказанное о Богородице: и не знаяше Ея, и проч. (см.: Мф. 1: 25)).
«И дондеже состареетеся, Аз есмь», — говорит Бог (Ис. 46: 4), но Бог пребывает всегда. Много и других подобных мест находится повсюду в Божественном Писании. … То же дает видеть и последнее распоряжение Господа, поручившего Богородицу девственному Иоанну и сочетавшего девство обоих, когда на Кресте претерпевал Он животворящую смерть» (Письмо Комиту Ермину. На сказанное о Богородице: и не знаяше Ея, и проч. (см.: Мф. 1: 25)).
Игумен Сильвестр (Стойчев)
Комментариев нет:
Отправить комментарий