02 апреля 2012

ПУТЬ СВЯТОГО ИАКОВА. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В ИСПАНИИ. Часть II. C ХIII В. ДО НАШИХ ДНЕЙ

Эскориал - монастырь святого Лаврентия,
дворец и резиденция короля Испании
Филиппа II близ Мадрида.
Построен в 1563-1584 гг.
Новое образованное поколение испанцев относится к вере более сознательно, не как к традиции, а глубоко лично. Возрождается пришедшее в упадок еще в XVI в. паломничество в Сантьяго-де-Компостела («Путь святого Иакова»). Если в 1978 г. по нему прошли всего 13 человек, то в 2009-м — более 145 тысяч. 7 ноября 2010 г. папа Бенедикт XVI провел обряд освящения недостроенного собора Святого Семейства в Барселоне — шедевра мировой архитектуры.

ЗАВЕРШЕНИЕ РЕКОНКИСТЫ (ХIII–ХV вв.)

Битва при Лас-Навас-де-Толоса стала поворотным пунктом Реконкисты. Знаменем ее был святой Иаков, над полями сражений гремел боевой клич христианского воинства — «Сантьяго!», в среде рыцарства апостол получил прозвание «Сантьяго-Матаморос» («Сантьяго — истребитель мавров»). Успехи христианских королевств не ограничивались Реконкистой. В 1212-м, решающем году победы над маврами, король Леона и Галисии Альфонсо IX основал университет в Саламанке, старейший в Испании. Четыре года спустя папа Гонорий III утвердил орден братьев-проповедников, получивший позднее название доминиканцев по имени его основателя — Доминика де Гусмана Гарсеса, уроженца селения Калеруэга в Испании.

Орден был создан для подготовки грамотных проповедников и борьбы с ересями. В последнем он особенно преуспел: недаром его прозвище — «Псы Господни» (Domini Canes) — веками наводило ужас на реальных и мнимых еретиков средневековой Европы. Католическая традиция связывает с именем Доминика появление розария — широко распространенной католической молитвы на четках.

29 июня 1236 г. королю Кастилии и Леона Фернандо III Святому наконец удалось взять Кордову, а 12 лет спустя и Севилью, в которую он перенес столицу. К концу жизни Фернандо завоевал практически все мусульманские государства полуострова. Он отверг предложение французского короля Людовика IX участвовать в крестовом походе против восточных мусульман, бросив: «Мне своих мавров хватает!». Эмир Гранады Мухаммад I ал-Галиб был вынужден признать себя данником королей Кастилии. Фернандо Святой основал красивейшие соборы в Бургосе и Толедо.

В восточной части полуострова король Арагона Хайме I Завоеватель отвоевал Балеарские острова, в 1238 г. вступил в Валенсию, в течение следующих трех десятилетий войн изгнал мавров из Мурсии. В те годы торговец Петр Ноласко выкупил из рабства множество христианских пленников, истратив на это все унаследованное им отцовское состояние. Духовник короля (позднее генерал доминиканского ордена) Раймунд де Пеньяфорт и барселонский епископ Беренгарий при полной поддержке короля одобрили создание Ноласко монашеского ордена мерседариев, целью которого стал выкуп пленных.

При отвоевании полуострова Католическая Церковь и духовно-рыцарские ордена Сантьяго, Калатравы, Алькантара наряду со светскими феодалами становились владельцами огромных поместий. Сюда они переманивали льготами крестьян с севера, давая им земли, отнятые у мусульман. И все же кастильские короли, начиная с просвещенного государя Альфонсо Х Мудрого (1252–1284), долгое время были относительно терпимы к представителям других религий и именовали себя «королями трех религий».

Уровень развития экономики и культуры мусульманских эмиратов был выше, чем в католических королевствах. Замечательный укрепленный дворец Альгамбра, построенный в начале ХIV в. в Гранаде, прекрасные сады и изобильные поля поражали европейцев, приезжавших в эмират. В ХIV — первой половине ХV вв. Реконкиста шла в целом вяло, но в октябре 1340 г. на Рио-Саладо произошло одно из крупнейших ее сражений, в котором вторгшиеся из Марокко мавры были разбиты. В этот период постепенно усиливается религиозная рознь, прежняя терпимость уступает место фанатизму.

Искупительный храм Святого Семейства
в Барселоне, строящийся на частные
пожертвования начиная с 1882 г.
 Знаменитый проект Антонио Гауди
19 октября 1469 г. в Алькасаре Сеговии, замке инфанты, был заключен династический брак принцессы Кастильской Изабеллы с принцем Арагонским Фердинандом (Фернандо), который десять лет спустя, когда они унаследовали свои королевства, положил начало объединению Испании. Приняв власть, католические короли вполне заслужили этот титул, полученный ими в 1496 г. от папы Александра VI, уроженца Испании. Изабелла I Кастильская и Фердинанд II Арагонский на протяжении всего своего совместного правления стремились политическое объединение страны дополнить религиозным.

Приор монастыря Санта-Крус-ла-Реал, духовник кастильской королевы Томас де Торквемада был назначен ими «Великим инквизитором». Этот «молот еретиков» дал ход сожжению на кострах не только «ведьм» и еретиков (количество аутодафе в его время оценивается минимум в 2200), но и некатолической литературы, в основном ценнейших еврейских и арабских библиотек. В 1492 г. была завоевана Гранада.

КАТОЛИЧЕСКАЯ ИСПАНИЯ В ХVI — НАЧАЛЕ ХIХ вв.

Спустя три месяца в занятой ими роскошной Альгамбре Изабелла и Фердинанд издали эдикт от 31 марта, поставивший иудеям жесткое условие: перейти в католицизм или в трехмесячный срок покинуть страну. Уже более десятилетия инквизиция Торквемады (который сам был выходцем из крещеных евреев) пристально следила за подлинностью крещения марранов. Криптоиудеи выявлялись и беспощадно карались: на них налагали штрафы (на которые, как и на займы у еврейских ростовщиков, во многом велись завершающие бои Реконкисты), их сжигали на костре. Этот эдикт был первым в истории Испании, изгнавшим с ее территории целый народ (до 300 тысяч человек), проживавший здесь уже на протяжении полутора тысячелетий.

Девять лет спустя судьбу иудеев разделили мусульмане. Прагматические эдикты 1501–1526 гг. полностью запретили арабский язык, ношение мусульманской одежды, любые проявления арабско-мусульманской культуры (мусульманские имена, песни, танцы, обычаи) и даже мавританские бани, которые к этому времени превратились в место тайных собраний мусульман.

Продолжатель дела Торквемады, архиепископ Толедо Франсиско Хименес де Сиснерос своей крайней религиозной нетерпимостью привел множество людей на костер инквизиции. В то же время, требуя искреннего служения Богу и Церкви, он провел многие расследования о поведении клира и монахов, беспощадно изгоняя тех, кто не выполнял обетов, нарушал заповеди и не был «образцом святой жизни». В 1500–1502 гг. Сиснерос издал переведенные с вестготского на латынь миссал и бревиарий древнего мосарабского обряда, который был реконструирован в виде, максимально приближенном к тому, каким был при Исидоре Севильском.

Он распорядился сохранить или же повторно ввести обряд в Толедо, Саламанке и Вальядолиде, а также добился от папы Юлия II официального разрешения на его использование. Полтора десятилетия спустя была завершена организованная им с привлечением лучших знатоков древностей работа над Комплютенской полиглоттой — текстом Священного Писания на древнееврейском, греческом и латинском языках, что позволило увидеть библейские тексты без позднейших искажений.

С того времени мощная Испанская Церковь, усиленная инквизицией, надолго стала незыблемой опорой абсолютизма в Испании и католицизма в Европе. Это помогло предотвратить в самой Испании распространение Реформации, начатой в год смерти Сиснероса Мартином Лютером в далеком Виттенберге. Однако Реформация затронула Испанию другой стороной, втянув ее в разорительные религиозные войны. Испанский король Карл I Габсбург, ставший в 1520 г. и императором Священной Римской империи Карлом V, повел нещадную борьбу с протестантизмом. Одержав ряд побед, Карл все же вынужден был пойти на компромисс — Аугсбургский религиозный мир 1555 г. признал лютеранство официальной религией в германских владениях империи. Разочарованный, Карл I сложил с себя испанскую корону в пользу сына Филиппа, а два года спустя и императорские полномочия. Остаток жизни бывший император провел в монастыре в Сан-Херонимо-де-Юсте в Эстремадуре.

Большое влияние на Карла оказал создатель ветви босоногих францисканцев Петр Алькантрийский. Он также был наставником и духовником Терезы Авильской, автора мистических сочинений и преобразовательницы испанского кармелитского монашества (ветвь «босоногих кармелиток»). В Контрреформации большую роль сыграл основанный в 1534 г. испанцем Игнасио де Лойолой орден иезуитов (официальное название «Общество Иисуса»). Члены ордена, подчиненного непосредственно папе Римскому, повели миссионерскую и прозелитическую деятельность по всему миру.

"Путь святого Иакова".
Паломники к гробнице апостола
в Сантьяго-де-Компостелла
Правление Филиппа II стало зенитом могущества Испании. В 1561 г. Филипп избрал своей резиденцией Мадрид, вблизи которого распорядился возвести Эскориал, сочетавший в себе королевскую резиденцию, монастырь святого Лаврентия и династическую усыпальницу. В 1580 г. ему удалось объединить Португалию с Испанией под одним скипетром. Но разгром англичанами Непобедимой армады в 1588 г., 40-летняя борьба с проходившей под протестантскими лозунгами революцией в испанских Нидерландах, изгнание полумиллиона морисков из Испании ознаменовали провал политики, которую полтора столетия вели испанские короли. Результатом было обнищание и почти полное банкротство Испании к концу правления бездарного Филиппа III и началу Тридцатилетней войны, закончившейся победой протестантских стран и полной независимостью Голландии и Португалии.

Грубые суеверия, царившие в стране при последнем из испанских Габсбургов — Карле II, вылились в грандиозное аутодафе 1680 г. Возможно, что это событие вызвало одно из немногих самостоятельных действий Карла II: по-видимому, будучи противником жестокостей инквизиции, он велел исследовать ее деятельность, учредив Великую Хунту. Война за испанское наследство, разразившаяся после смерти короля в 1700 г. и стоившая Европе более полумиллиона жизней, привела на испанский престол французских Бурбонов.

В правление Карла III (1759–1788) Испания начала оправляться от упадка. Опирался король-реформатор на талантливых и просвещенных министров — графа Аранда, ограничившего влияние инквизиции, графа Флоридабланка, который добился от папы издания буллы 1773 г., уничтожившей орден иезуитов. Граф Кампоманес пытался положить предел чрезмерному возрастанию церковных имуществ, увеличил размеры жалованья приходских священников и заботился о повышении их образовательного и нравственного уровня, бывшего крайне низким. Реформы Карла III вызывали народные волнения, подстрекаемые невежественным духовенством и иезуитами. Король отзывался об этом так: «Мой народ, как ребенок, — он плачет, когда его моют». В 1767 г. иезуиты были изгнаны из страны.

ИСПАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИЙ (1808–1938)

Начиная с 1808 г., в течение четверти века Испания пережила две иностранные интервенции и две революции, потеряла почти все колонии в Америке. Наполеон, посадив на испанский трон брата Жозефа, упразднил инквизицию и две трети монастырей. В то же время целью восставших испанцев стали защита «родины, короля и религии». Изгнав с помощью английской армии французов, испанцы вернули трон Фернандо VII, который возвратил Церкви конфискованные при Жозефе имущества, восстановил инквизицию и монастыри, вернул в страну иезуитов. В 1826 г. в Валенсии был казнен через повешение школьный учитель Риполль по обвинению в деизме, причем в последний раз были соблюдены обрядовые стороны аутодафе.

После смерти Фернандо VII в 1833 г. вследствие отмены им салического закона вступила на престол его малолетняя дочь Изабелла II. Правительством в условиях начавшейся революции была отменена инквизиция, проведена дезамортизация — распродажа государственных, церковных и общинных земель, которая сопровождалась разрушением храмов и монастырей. Вместе с собственностью Церковь потеряла возможность осуществлять благотворительную деятельность, будь то пожертвования, содержание больниц, сиротских домов, приютов, монастырских школ.

Новый собор в Саламанке.
Построен в XVI - XVIII вв.
Начался 40-летний период перемежаемых революциями карлистских войн, названных так по имени брата умершего короля дона Карлоса Старшего, претендовавшего на престол. Карлисты опирались на часть духовенства, титулованную знать, верхушку армии, отсталые слои крестьянства севера и востока страны. 16 февраля 1851 г. был заключен конкордат Испании с папским престолом, узаконивший статус католицизма как государственной религии Испании. После года Первой республики, политику лидеров которой испанцы определили как «дебилидад» (слабость), к власти в 1874 г. пришел Альфонсо XII и, возглавив армию, разбил карлистов. Отличаясь тактом и миролюбием, амнистировав карлистов и проведя через кортесы умеренную конституцию, король получил от подданых прозвание Умиротворитель. 

Реставрация монархии, архитектором которой был премьер-министр Испании Антонио Кановас де Кастильо, возродила прежние теплые отношения между Церковью и монархией, не разрушая при том либеральных основ государства. Католицизм стал единственным официально поддержанным вероисповеданием, остальные получили лишь статус допустимых. И все же за вторую половину XIX в. Католическая Церковь почти потеряла пастырскую связь с самыми бедными испанцами: сельский пролетариат внял обещаниям анархизма, городской — оказался под влиянием социалистических идей. Также и значительная часть городской буржуазии и интеллигенции под влиянием идей позитивизма, дарвинизма или марксизма относилась к Церкви равнодушно или скептически.

Годы правления короля Альфонсо XIII (1886–1931) пришлись на испано-американскую войну 1898 г., закончившуюся крайним унижением Испании, утратой остатков ее влияния в Европе. Это усилило политический кризис в стране, начался разгул терроризма. Религиозный вопрос в первые десятилетия ХХ в. перестал быть основой единой политической системы, как это задумал Кановас, а стал причиной раскола между партиями либералов и консерваторов.

Католицизм стал устойчиво ассоциироваться с консерватизмом. Альфонсо XIII был изгнан из страны революцией 1931 г. В годы Второй республики конституция отделила Церковь от государства, был запрещен орден иезуитов, конкордат был денонсирован. В марте 1933 г. принят закон о конфискации церковных земель и части недвижимости. Победу Франко в гражданской войне испанский клир встретил с воодушевлением.

Причины этой поддержки лежат в области обычной (и «закрытой») традиционалистской ментальности, а также связаны с жесточайшими преследованиями Церкви со стороны республиканцев во время гражданской войны: около семи тысяч священников были убиты, были разрушены находившиеся в республиканской зоне многочисленные храмы и уничтожена значительная часть художественного наследия.

ГОДЫ ФРАНКИЗМА И НАШИ ДНИ (1939–2012)

Испания 1940–1950-х гг. носила ярко выраженный клерикальный характер, это была эпоха «религиозного пыла и воодушевления». Однако уже тогда многие видные католики, даже министры, категорически протестовали против построения настоящего фашистского государства. В 1953 г. был подписан новый конкордат с Ватиканом. В 1960-е и в 1970-е гг. Церковь вместе со всем обществом отдалялась от режима, испанский католицизм переживал при этом сильнейший кризис идентичности.

Эти перемены были связаны во многом со II Ватиканским собором Католической Церкви и с его идеями: акцент сместился на осуществление человеком и обществом религиозных, политических и культурных свобод. Испанский католицизм во главе с кардиналом Висенте Энрике-и-Таранконом, руководившим «разводом» Церкви и франкизма, эволюционировал к полному приятию либеральной демократии.

Православный храм РПЦ
во имя Архангела Михаила
в г. Алтеа, Испания
Франко умер 20 ноября 1975 г. Король Хуан Карлос I начал процесс постепенного перехода к демократии. Конституция 1978 г. отделила Церковь от государства. За прошедшие с тех пор три десятилетия религиозность испанцев значительно снизилась.
Если в 1980 г. 90% жителей страны были католиками, то в 1996 г. их стало 83%, а в сентябре 2010 г. — лишь 73% населения Испании. Среди верующей молодежи более заметный спад: если в 1980 г. Католиками называли себя 76% молодежи от 15 до 29 лет, то сегодня — 52%. Средний возраст католических священников в Испании составляет 63 года, а из 23,3 тысячи приходов почти половина не имеет своего постоянного священника.

По словам папы Бенедикта XVI, сегодня «в Испании существует агрессивный антиклерикализм, подобный тому, которым были отмечены 30-е годы прошлого века». Действительно, несмотря на решительное осуждение испанским клиром во главе с кардиналом-архиепископом Мадрида Антонио Марией Роуко Варелой, в Испании, в дополнение к облегчению процедуры развода и абортов, в 2005 г. был легализирован однополый брак. В том же году, впервые со времени падения диктатуры Франко, Церковь открыто вмешалась в политическую жизнь Испании — кардинал Роуко Варела призвал верующих принять участие в антиправительственной манифестации, направленной против всех этих нововведений.

Одновременно происходит консолидация тех, кто остался верен христианству: новое образованное поколение относится к вере более сознательно, не как к традиции, а глубоко лично. Возрождается пришедшее в упадок еще в XVI в. паломничество в Сантьяго-де-Компостела («Путь святого Иакова»). Если в 1978 г. по нему прошли всего 13 человек, то в 2009-м — более 145 тысяч. 7 ноября 2010 г. папа Бенедикт XVI провел обряд освящения недостроенного собора Святого Семейства в Барселоне — шедевра мировой архитектуры. В августе 2011 г. в Мадриде, при участии папы и от 1 до 1,5 млн человек, состоялся XXVI католический Всемирный день молодежи.

Храм в честь Рождества Христова в Мадриде,
заложен 6 декабря 2011 г. Проект московского
архитектора А. Р. Воронцова в сотрудничестве
 с испанским архитектором Хесусом Сан Висенте
С начала 90-х гг. ХХ в. в Испании динамично развивается Православие. Православных ныне в стране около 1,5 млн человек (в основном трудовые мигранты), две трети из них — румыны, около 300 тысяч — граждане Украины. В 2001 г. был образован приход РПЦ в честь Рождества Христова в составе Корсунской епархии. 6 декабря 2011 г. епископ Егорьевский Марк (Головков) и епископ Корсунский Нестор (Сиротенко) освятили закладной камень в основание храма в честь Рождества Христова в Мадриде. Строятся и другие, например храм во имя Архангела Михаила в г. Алтеа.

Растет интерес к Православию и среди коренных жителей страны. «Испанцы, почти ничего не знавшие о Православии раньше, — пишет иеромонах Арсений (Соколов), — сегодня живо им интересуются. Кого-то влечет красота и таинственность древних византийских обрядов, кого-то — культурно-этнографический интерес, а у кого-то (есть, к счастью, и такие) желание узнать о Православии, возникшем так внезапно на испанском монорелигиозном ландшафте, обосновано живым религиозным интересом».

Владимир Моисеенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий