Отец
Павел своего правящего архиерея видел не часто —
не потому что придерживался старого солдатского (и поповского тоже)
правила «подальше от начальства, поближе к кухне», а из-за того что из своих «палестин»
до епархиального управления было без малого полторы сотни километров, из которых
половина — грунтовка. В прошлом году, летом, владыка
приезжал в престольный день.
Литургию отслужил, слово свое святительское сказал и каждого прихожанина расцеловал. Да и как не расцеловать, если прихожан в наличии на архиерейской службе было двадцать две души?
Литургию отслужил, слово свое святительское сказал и каждого прихожанина расцеловал. Да и как не расцеловать, если прихожан в наличии на архиерейской службе было двадцать две души?
В алтаре,
конечно, многолюдно. Окрестные священники съехались,
да свита архиерейская число служащих прибавила. В храме же свободно. Бабушки и дедушки
с тремя представителями молодого поколения, непонятно почему
из села не уехавшими, много места не занимают.
В соседнем
от храма доме приготовили для владыки и гостей трапезу. Как вспоминают старожилы,
в последний раз такой богатый стол еще при советской власти накрывали: аккурат на
майские праздники, когда высокое начальство им знамя победителей социалистического
соревнования вручало. Сегодня областные чиновники вкупе
с районными о наличии данного села вспоминали редко.
И, если бы не храм, с его воскресными и праздничными службами
да неугомонным настоятелем, обивающим пороги
местных государственных учреждений, — забыли бы о нем напрочь.
На
обеде праздничном рассказали прихожане своему «владыченьке», что в километре от
храма криница есть. Вода в ней удивительная, целебная и святая.
— Это
почему же «святая»? — удивился архиерей.
— Так
там еще до колхозов часовня была, к ней вся округа ездила, — разъяснил дед
Федор, исполняющий на приходе все должности, кроме
настоятельской.
— В
той балочке, дорогой владыка, — продолжил дед, — на Пасху да на Преполовение всегда
служилось, и архиереи туда частенько заезжали. Я-то еще мальцом был
несмышленым, плохо помню, а вот отец мой рассказывал, что воду эту даже в столицу
самому царю возили.
— Так
и «самому царю»? — засомневался архиерей, но, подумав,
обратился к настоятелю: — Ты, батюшка, разузнай, что это за родничок такой знаменитый.
Смотришь, и у тебя источник духовный расцветет.
Отец
Павел благословение архиерейское на «потом» откладывать
не стал, по окрестным селам целый розыск учинил и, в конце концов, на местного краеведа-архивариуса
вышел. В отличие от районного музея, где кроме
каменных скифских баб, фотографий времен прошлой войны, а также орденов и биографий
передовиков сельского хозяйства никаких документов не
осталось, в домашней коллекции краеведа батюшка
почти все нужное нашел. Была тут и карта, где на месте криницы крестик
стоит с надписью «Святой источник».
Видя,
как искренне радуется священник, краевед, отнесшийся
изначально к визиту батюшки скептически и с опаской, хмыкнул удивленно и сказал:
— Счас,
погоди.
Это
«счас» длилось минут десять. И вот перед опешившим отцом Павлом лежали несколько
пожелтевших, наклеенных на картон, фотографий его собственного приходского храма,
где под снимками ясно читалось: «1912 год». Было среди фото и изображение небольшой
беседки с крестом вверху, рядом с которой стояли несколько офицеров и светских дам.
На немой батюшкин вопрос «Это что, наш источник?» — краевед утвердительно кивнул и,
видя сомнения в глазах священника, еще раз сказал:
— Счас.
Сил
для новых удивлений у отца Павла уже практически не осталось, и, когда перед ним
появилась подшивка «Клировых ведомостей» начала прошлого века и метрическая
книга его родного прихода тех же времен, он лишь смог произнести банальное: «Ух
ты!». Из документов выходило, что дед Федор был прав во всем, даже в том, что по
благословению архиерейскому воду с этой криницы в Санкт-Петербург действительно отсылали.
Отец
Павел тут же засобирался в епархию. Да вот беда, краевед
на уговоры священника съездить вместе с этими находками к
владыке наотрез отказался, а копии сделать не разрешал. Пришлось прибегать к главному
аргументу. Батюшка заверил местного историка и хранителя фактов и артефактов, что
данное историческое открытие будет обязательно обнародовано во
всех СМИ, даже в Интернете, с указанием имени первооткрывателя. Данное заявление
подействовало неотразимо. В областной центр батюшка и краевед, взяв
с собой документально-исторические сокровища, поехали
вместе.
Пришел
черед удивляться правящему архиерею. Правда, удивление владыки сочеталось с сугубым
прагматизмом административно-пастырского характера. Изначально он поинтересовался:
отслужил ли отец Павел благодарственный молебен после столь грандиозного
открытия.
Объяснения
насчет того, что не было времени, так как сразу в епархию поехал, владыка воспринял
скептически и объяснил настоятелю, что Бога благодарить надобно за всякую милость,
пусть даже самую незначительную, и одного «спаси Господи» вкупе со «спасибо» никак
не достаточно.
Пока
в домовом епархиальном храме батюшка с архиерейским келейником служили
молебен, владыка поил чаем с вареньем и пирогом краеведа. Местный архивариус и хранитель
артефактов был настолько поражен необычностью обстановки
и уважительным отношением к его персоне, что внутренне уже согласился предположить,
что Бог все же существует. Это предположение начало переходить в уверенность, когда
архиерей легко разобрался в предоставленной карте и без проблем
стал бегло читать записи в метрической и приходской книгах, которые
сам краевед с трудом разбирал и расшифровывал.
Перед
возвратившимся с молебна священником в архиерейской приемной
предстала удивительная картина: во всю длину и ширину стола, за которым обычно собирался
епархиальный совет, были расстелены две карты, архивная
и современная; над ними склонились две головы, горячо доказывающие друг
другу свое видение данной местности в ракурсе только что совершенных исторических
открытий. Причем данные головы называли друг друга на «ты»
и позволяли себе горячо спорить и давать определения типа «Ничего ты не понимаешь».
Если бы не разные одеяния и прически, отцу Павлу трудно было бы и определить, кому
доложить о выполненном послушании.
Архиерей
поднял голову и жестом пригласил батюшку присоединиться
к окончательному разрешению архивных справедливостей. Оказывается,
что на источнике действительно была часовня, к которой когда-то
шел и стар и млад. Это неоспоримо доказывалось документами
и свидетельствами. Вот только не на Пасху собирались там священники и верующие,
а в Лазареву субботу, потому что сохранила история предание,
что воскресила та удивительная родниковая вода единственного сына
матери-вдовы, когда везли его на телеге уже на кладбище… Вырос тот сын и, испросив
благословения у тогдашнего епископа, поставил
на месте криницы часовню, освященную в честь святого и
праведного Лазаря.
Годы
лихие военные да последующий голод уничтожили практически всех жителей тех мест,
свидетелей прошлого. Предания забылись. Факты растерялись, а
храмы порушились.
— Видишь,
батюшка, — обратился владыка к отцу Павлу, — как
бы не тот мой приезд, да служба на приходе вашем, да обед, которым меня старики
твои угостили, так бы и не узнали мы о святыне этой. Согласен со мной?
— Согласен,
владыка, — ответствовал священник. — Промысл Божий.
Этот
диалог внимательно слушал краевед, пытаясь понять, о
каком таком обеде идет речь и что это за штука такая — «Промысл». Впрочем, удивляться
он уже перестал по причине того, что все происходящее никак
не вкладывалось в его сугубо материалистическое сознание, давшее в тот день внушительный
крен в сторону религиозного идеализма православного толка. Краевед пока понял лишь
только то, что его многолетний труд, от которого отмахивались все, начиная от жены
и заканчивая местной властью, не только нужен, но просто необходим, востребован
и будет сохранен.
Да
и как не понять, если архиерей сказал, что все эти исторические
материалы будут опубликованы, а батюшка должен добиться, чтобы церковная земля у
святого родника была возвращена их законному владельцу.
Документы, как говорится, к этому требованию «прилагаются».
В следующий
свой приезд в областной центр отец Павел направился в самый главный и большой государственный дом
с колоннами. В доме этом, в последние сто лет, при любой власти всегда всякие руководители
обретались. Флаги над домом менялись, гимны разные в нем звучали, в кабинетах счеты
заменились арифмометрами, затем компьютерами, а
начальство как сидело по комнатам и залам, так и нынче
сидит, даже в большем количестве. Долго бродил священник от
одной двери к другой, читал солидные и грозные наименования руководителей и
отделов, размышляя, куда же ему обращаться.
Все
разъяснила пожилая женщина, которой батюшка вкратце объяснил, в чем, собственно,
состоит его дело.
— Так
это в «земельный отдел», — подсказала она и указала нужную
дверь.
В «земельном
отделе» все были заняты рассматриванием бумаг и компьютерных мониторов, но все же
вид длинноволосого священника в подряснике никак не вписывался в
чисто светский конторский интерьер, поэтому батюшка вскоре услышал стандартное:
— Вы
по какому вопросу, святой отец?
— По
земельному, — откликнулся отец Павел, обернувшись к молодому человеку.
— Какой
район? — спросил чиновник.
Батюшка
назвал район и село. Молодой клерк долго выстукивал на клавиатуре дробь данных,
а потом странно посмотрел на пришедшего попа и, поняв, что тот не шутит, ответил:
— Такого
поселения в вашем районе нет.
Пришел
черед удивляться батюшке:
— Это
как же нет?
Дальше
события развивались по сценарию, который в данном
кабинете никто предположить не мог. Отец Павел решительно
придвинул к клерку стоявший рядом пустующий стул, уселся на него и так же безоговорочно
взял у обомлевшего чиновника бразды управления компьютером.
Быстро
в поисковой строке набрал «Яндекс-карты», перешел в спутниковый режим,
приблизил картинку и указал на две родные улочки с тремя десятками хат.
— Вот
мое село! А вот это храм!
У стола
с восседающим перед компьютером священником собрались
все областные «земельные ресурсы» в лице начальников и их помощников. Да и как не
собраться? Если, во-первых, поп за компьютером, а, во-вторых, в области нашлось
село, которого по документам не существует…
История
с получением документов на землю рядом с поселением, которое нигде не значится,
могла перейти в разряд долгой переписки, с согласованиями
и разбирательствами, но на очередном областном празднике, куда пригласили
и правящего архиерея, владыка взял и рассказал областному начальству об истории
с криницей.
Дело
сразу приняло позитивное направление. И не только направление. В
областной газете появилась статья о новом, удивительном историческом месте родного
края; на телевидении батюшкин краевед дал интервью о своих находках и открытиях,
а на месте криницы быстро была построена такая же, как на архивном фото, часовенка.
В Великий
пост отец Павел пригласил владыку посетить его приход в Лазареву субботу.
— Приезжайте,
владыка, Литургию отслужим и часовню на кринице освятим.
— Приеду,
— с улыбкой пообещал архиерей, — готовься.
— Вот
только, владыка, немного распорядок вашей службы изменить
придется, — продолжил священник.
— Это
почему же? — не понял архиерей.
— Так
вы прошлый раз расцеловали всех молящихся, а теперь их много, не получится…
Протоиерей Александр Авдюгин
Комментариев нет:
Отправить комментарий