14 апреля 2012

ХРИСТОС — НАША ПАСХА

Вновь милосердный Господь сподобил нас встретить светлый и спасительный праздник Своего Воскресения — Пасху, праздников праздник и торжество из торжеств. Пасха Христова — величайшее проявление Божественной любви к каждому человеку.

Движимый желанием спасти человечество от греха и смерти, Господь Иисус Христос умер на Честном и Животворящем Кресте за каждого из нас и воскрес из мертвых на третий день для каждого из нас, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 15).

Новозаветная христианская Пасха тесно связана с еврейской ветхозаветной Пасхой. Слово «пасха» (евр. — «песах») в переводе означает «прохождение мимо, избавление, освобождение». В ночь исхода израильтян из Египта Ангел Господень прошел мимо тех домов израильтян, которые были помазаны кровью пасхального агнца. Сей агнец был прообразом Предвечного Агнца Божия — Господа Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи мира.

Иудеи, празднуя Пасху, благодарят Бога за избавление от смерти и окончание рабства. Мы же, христиане, с апостольских времен восприняли смерть Спасителя — Крестную Пасху — как искупление мира от грехов, а Его Воскресение — Пасху Воскресения — как божественную победу над смертью, неизбежным, страшным следствием человеческого греха. 

Иудеи ели пасхального агнца с пресным хлебом (мацой) и горькими травами, вспоминая и радость освобождения, и горечь рабства. Наша пасха — сладкая, пышная, красивая. В день Светлого Христова Воскресения, после Литургии, мы несем ее вместе с куличами, пасхальными яйцами как дар нашего семейного пасхального стола Воскресшему Спасителю для освящения Его благодатью. Вкушая ее всю Светлую седмицу, мы снова переживаем радостную весть о Воскресшем Спасителе и надеемся на блаженную жизнь с Ним в Его Небесном Царствии.

В пасхальные дни Церковь ликует. Пасхальные богослужения особенно торжественны. Воскресение Христово — основа и венец нашей веры, главная и величайшая истина, благовествуемая апостолами и всей Церковью. «Христос бо воста, веселие вечное», — поется в Пасхальном каноне Иоанна Дамаскина.

Поучителен древний благочестивый обычай Православной Церкви дарить крашеные пасхальные яйца. Этот обычай, по преданию, берет свое начало от святой равноапостольной Марии Магдалины, пришедшей в Рим для проповеди Евангелия. Придя во дворец к императору Тиберию, при котором был распят Господь Иисус Христос, она приветствовала его пасхальным возгласом: «Христос Воскресе!» и подарила ему белое яйцо, так как была бедна и не могла дарить дорогих подарков.

В ответ император Тиберий произнес: «Невозможно мертвому человеку воскреснуть, так же как невозможно этому белому яйцу стать красным». Но, милостью Божией, свершилось чудо. Как только Тиберий произнес эти слова, белое яйцо в его руке стало красным. Таким образом, сам император Тиберий невольно засвидетельствовал истинность Воскресения Христова.

С тех пор мы дарим друг другу на Пасху красные яйца, исповедуя, по примеру равноапостольной Марии Магдалины, истинность Воскресения Христа-Жизнедавца и приветствуя друг друга апостольскими словами: «Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!».

Виктор Науменко

Комментариев нет:

Отправить комментарий