Центральное
место в богослужениях Страстной седмицы занимает утреня Великой Пятницы. В
Типиконе она именуется «Последование святых и спасительных Страстей Господа
нашего Иисуса Христа». На практике эта служба совершается вечером в Великий
Четверг и в народе именуется «службой 12-ти Евангелий».
Утреня
Великой Пятницы имеет древнее происхождение. На заре христианства в
Иерусалимской Церкви Евангелие читали всю ночь в святых местах: там, где
Господь учил Своих учеников перед страданиями — на Елеонской горе, где был взят
под стражу — в Гефсимании, где был распят — на Голгофе.
Ночью, переходя из одного навеки памятного места к другому, освещая каменистый путь светильниками, шли верующие по стопам Господа с молитвой. Так и сегодня все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок сих подвигов слышится в каждом слове богослужения.
Ночью, переходя из одного навеки памятного места к другому, освещая каменистый путь светильниками, шли верующие по стопам Господа с молитвой. Так и сегодня все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок сих подвигов слышится в каждом слове богослужения.
Содержание
Евангелий и последование богослужения посвящены прощальной беседе Иисуса Христа
со Своими учениками на Тайной Вечери, преданию Его Иудой, суду над Ним у
первосвященников и Пилата, Его распятию и погребению. Церковь раскрывает пред
верующими полную картину страданий Господних. Перенося нас мысленно через
минувшие века, Церковь духовно подводит нас к самому подножию Креста Христова,
делая трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают
евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого
чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему,
Господи!». После начала чтения очередного Евангелия соответственно ударяют в
колокол.
Двенадцать
Евангелий составлены из текстов всех четырех евангелистов. В промежутках между чтениями
с первого до шестого Евангелия принято петь 15 антифонов, которые дополняют и
поясняют течение евангельских событий. В них выражается негодование из-за
предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты народа.
«Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? — говорится здесь. —
От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или,
совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл,
а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился».
И далее от имени Господа хор обращается к древним иудеям: «Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну — желчь, за воду [в пустыне] — уксус, вместо любви ко Мне — ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную».
И далее от имени Господа хор обращается к древним иудеям: «Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну — желчь, за воду [в пустыне] — уксус, вместо любви ко Мне — ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную».
После
шестого Евангелия и пения «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…» возглашается
прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий».
Сразу
после восьмого Евангелия следует канон, передающий в сжатой форме последние
часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и муки Господа.
Затем
хор поет трогательный светилен, в котором вспоминается покаяние разбойника:
«Разбойника благоразумного в тот же день Ты рая удостоил, Господи. И меня древом
Крестным просвети и спаси меня».
Перед
окончанием службы хор поет тропарь: «Искупил Ты нас от проклятия закона
драгоценною Своею Кровию: ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, Ты людям
источил бессмертие. Спаситель наш, слава Тебе!». Существует древний обычай
после последнего Евангелия не гасить свою свечу, но принести ее домой горящую и
ее пламенем сделать маленькие крестики вверху каждой двери дома. Этой же свечой
зажигают лампаду перед иконами.
Утреня
Великой Пятницы — одно из самых трогательных и умилительных богослужений всего
церковного года. Мы вспоминаем, что во время прощальной беседы с учениками
Господь говорил: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а
мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16:
20). Так и для каждого верующего человека печаль Великой Пятницы становится
радостью о Христе Воскресшем в день Святой Пасхи.
Подготовил протоиерей Николай Баранов
Комментариев нет:
Отправить комментарий