Отец
Анатолий — известный киевский священник, многолетний настоятель Макариевского храма
на древней Юрковице-Татарке (с 1984 по 2006 гг.), благочинный второго
Шевченковского округа Киева, председатель Всеукраинского православного педагогического
общества.
Сейчас, в послепасхальный период, Макариевский приход живет в ожидании дня памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, на который припадает 35-летие священнической хиротонии отца Анатолия.
Сейчас, в послепасхальный период, Макариевский приход живет в ожидании дня памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, на который припадает 35-летие священнической хиротонии отца Анатолия.
Духовная преемственность
Духовную
эстафету настоятельства отец Анатолий принял от одного из авторитетнейших
киевских священников второй половины ХХ в. — Георгия Едлинского, сына
священномученика Михаила Едлинского, профессора Киевской духовной академии, современника
и духовного друга Иоанна Кронштадтского.
Известный
факт: когда ко всероссийскому молитвеннику и чудотворцу в Кронштадт приезжали
киевляне, батюшка Иоанн говорил: «Зачем вы ездите ко мне? У вас в Киеве есть
отец Михаил Едлинский».
Сын
отца Михаила — отец Георгий — хотя и не был репрессирован, но всегда находился
под бдительным оком КГБ, — блистательный эрудит, молитвенник, духовник, добрейшей
души человек, будто магнитом притягивавший к себе людей, особенно к нему
тянулась киевская интеллигенция.
Древний
Макариевский храм на Татарке расположился так укромно почти в центре старого
Киева, что несведущему человеку найти его среди урочищ и оврагов этого района было
нелегко. Сюда устремлялись верующие, молодежь. Собирались и на квартире отца Георгия.
Вот к такому 82-летнему старцу был послан молодой священник Анатолий Затовский.
Так
Господь определил духовную преемственность. Это произошло в 1984 г. в день памяти
Георгия Победоносца. В этот же день праздновалась память мучеников Анатолия и Протолеона.
То есть, день Ангела у обоих священников был одинаков — 6 мая. И именно в этот день
состоялось назначение священника Анатолия Затовского в Макариевский храм.
И
хотя батюшка был назначен на приход настоятелем, он исполнял эту должность номинально,
фактически находясь в послушании отца Георгия. Молодой священник понял, насколько
велик авторитет старца в народе, каким огромным духовным и жизненным опытом
обладает отец Георгий Едлинский...
Через
много лет, уже в ХХІ в., в Макариевском храме была выпущена прекрасная книга воспоминаний
об отце Георгии «Любящее Господа сердце». В ней перед читателем открывается
целая эпоха Православия ХХ в., одним из участников которой был протоиерей Георгий
Едлинский, сын священномученика Михаила Едлинского.
Из рода в род
Следует
отметить, что сам протоиерей Анатолий Затовский также из священнического рода,
его отец Леонид Затовский († 1990), дядя Всеволод Затовский, дедушка Михаил Затовский
(† 1953) были священниками. А дядя отца — протоиерей Иоанн Затовский — был расстрелян
в 1938 г. в Черкассах и в 1998 г. причислен к лику святых мучеников.
Так
состоялась встреча представителей служителей престола Божия — Едлинских и Затовских.
И Богу было угодно, чтобы встреча эта произошла именно в Макариевской церкви, в
лице двух ее настоятелей — 82-летнего отца Георгия и 39-летнего отца Анатолия.
На
протяжении пяти лет старец передавал опыт духовничества отцу Анатолию. И отец
Анатолий, вспоминая те годы, считает их самыми счастливыми в его жизни. Как уже
было сказано, он числился настоятелем, но принимать на себя административные
функции не спешил, поскольку увидел, что попал в духовно сильную православную общину,
в которой слово отца Георгия ценилось и исполнялось, а авторитет его и известность
простирались далеко за пределы Киева.
И
только со временем, когда отец Георгий стал значительно сдавать физически и не
был в состоянии принимать огромное количество посетителей, прихожане стали
обращаться по духовным вопросам к «молодому батюшке» отцу Анатолию, увидев в
нем достойного преемника.
22
декабря 1988 г. православный Киев облетела весть — мирно отошел ко Господу подвижник
веры и благочестия, любимый в народе батюшка Георгий, 45 лет прослуживший настоятелем
Макариевского храма. Но прихожане, оплакивая разлуку, благодарили Бога за то,
что Он, принимая в вечные обители духоносного старца, подготовил ему замену в
лице протоиерея Анатолия Затовского.
22
года нес отец Анатолий послушание настоятеля Макариевского храма, затем передав
настоятельство достойному преемнику протоиерею Владиславу Софийчуку, супругу
своей дочери. В этом видится древняя и отчасти утерянная традиция нашей Православной
Церкви, когда настоятельство передавалось от отца к сыну или священнику —
супругу дочери, как это было, например, в судьбе Иоанна Кронштадтского.
И
не только это — отец Анатолий в каком-то смысле прошел жизненной стезей своего предшественника
и учителя — отца Георгия Едлинского. И хотя батюшке 1 июня с. г. исполнится 68
лет, он еще полон сил, каждый его день насыщен делами на приходе и в
благочинии, которым он руководит уже много лет, журналистской работой и педагогической
деятельностью.
Вот
уже несколько лет он регулярно исповедует и причащает одну из своих прихожанок
— Веру Дмитриевну, перенесшую инсульт (автор этих строк лично знаком с ней).
Всю жизнь она, занимая ответственные должности, помогала Церкви, чем могла.
Пережив великое горе — трагическую смерть единственной юной дочери, нашла в
себе силы не сломаться, продолжая трудиться, оставаться истинной христианкой.
А
когда тяжелый недуг стал препятствием для посещения родного Макариевского
храма, начала молиться дома, регулярно причащаясь Святых Христовых Таин, с
которыми приходит к ней ее любимый духовник, друг и наставник — отец Анатолий.
Сейчас,
в послепасхальный период, Макариевский приход живет в ожидании дня памяти святителя
Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, на который припадает 35-летие
священнической хиротонии отца Анатолия. И, надо полагать, поздравить дорогого
батюшку придет духовенство, православные киевляне, с которыми юбиляра связывает
многолетняя духовная дружба.
Хочется
присоединиться к этим поздравлениям греческим возгласом «Аксиос!», что значит —
«достоин». Действительно, именитый священник достоин этого. Потому что на заре
молодости в его душу запали слова Христа: жатвы много, а делателей мало (Мф. 9:
37, Лк. 10: 2). «Господи! — сказал он тогда, — хочу быть Твоим делателем!» И,
поверьте, слово это он сдержал.
«Церковная православная газета» в гостях у батюшки
— Отец Анатолий,
от имени читателей нашей газеты разрешите поздравить Вас с 35-летием
священнической хиротонии и задать Вам вопрос: что самое сложное в служении священника?
—
Каждый священник, когда его рукополагают, знает, что это рукоположение идет от
апостолов. Когда я стоял перед престолом Божиим, просто молился и испытывал
благоговение и страх Божий.
В
народе говорят: самое сложное — Богу молиться и досмотреть родителей до смерти.
Очень важно и вместе с тем очень сложно быть образцом христианского благочестия
для паствы, для семьи и вообще для окружающих людей. Предстоять у престола —
тоже большая ответственность и огромный труд.
Например,
приходит на Исповедь человек с изломанной душой, и нужно найти такие слова,
чтобы его согреть. И когда видишь, как после Исповеди, Причастия просветляются
лица людей, — чувствуешь важность служения, испытываешь радость.
Мне,
наверное, было легче начинать служение, чем другим, т. к. в церковной атмосфере
я находился со дня рождения. Папа, дедушка, дядя — все в нашей семье были
священниками. И я рос среди них, слушал их разговоры, прислуживал в алтаре, в
сердце слагая их мудрые мысли и советы. Все они были для меня образцами для подражания.
— Значит, Вы
росли в семье потомственных священников? Расскажите о своем отце.
—
Дедушка мой, отец Михаил, когда в 1930-х годах начались массовые аресты, взял
кусок хлеба и пошел в Медведовский монастырь, который в то время был превращен
в лесопилку, где устроился на работу. Таким образом и переждал лихое время. Вернулся
оттуда в 1941 г. и стал служить в Липянке Шполянского района, где
учительствовал мой отец.
А
чтобы отец после семилетки смог продолжить образование (для сына священника
тогда все дороги были закрыты), нашей семье пришлось пойти на хитрость: папу
усыновила его родная тетя. Поменяв фамилию, он поступил в Черкасское медучилище.
Однако скоро «товарищи» по учебе его разоблачили, и он был отчислен из медучилища.
Через некоторое время отец поступил на рабфак, потом в Черкасский пединститут,
после окончания которого преподавал в школе физику и математику.
Отец
рассказывал, как во время работы в школе он закрывался в кабинете физики, вроде
бы для подготовки уроков, а сам молился. А на большие праздники — Пасху,
Рождество — шел далеко в поле, где никого не было, и пел праздничные богослужения.
Душа требовала молитвы. В 1942 г. он был рукоположен, в 1947 г. заочно окончил
Одесскую духовную семинарию, а в 1955 г. — Ленинградскую духовную академию.
— Расскажите,
как Вы стали священником.
—
С 1963 по 1970 гг. я учился в гидрометеорологическом институте в Одессе. Это
было время так называемого «хрущевского гонения». Закрывали храмы, монастыри.
Человек полетел в космос — до веры и Христа никому дела не было. И все же огоньки
веры теплились. Ведь веру нельзя уничтожить. В некоторых домах сохранилось Священное
Писание. Многие переписывали его вручную. Мой дедушка отец Михаил переписал в
1941 г. Требник и Минею. Теперь это наши семейные реликвии.
Я
работал научным сотрудником в НИИ и ходил в храм Божий. Хотя видел, что
большинство населения в нашей стране не верило в Бога, все же решил стать на
этот путь. Это было непростое решение. Рекомендацию мне написал благочинный Черкасского
округа отец Евгений Барщевский.
4
января 1976 г. состоялось рукоположение в сан диакона, затем было служение во
Флоровском монастыре г. Киева. В том же году наш нынешний Предстоятель Блаженнейший
Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, тогда ректор Московской духовной
академии, принял две группы на стационар и впервые 100 человек — на заочное
отделение.
Ведь
до этого в Москве, Ленинграде и Одессе набирали группы по 30 человек, т. е. на
всю страну получалось 90 семинаристов. Власти рассчитывали, что постепенно само
понятие «священник» исчезнет: старые умрут, а заменить их будет некем. Ведь в
те годы один священник окормлял часто по нескольку приходов.
— Батюшка, если
сравнивать то и это время, в чем разница?
—
В 70–80-х годах 90 % прихожан были люди преклонного возраста, а сейчас большинство
— молодежь, молодые семьи. В 80-х годах на Пасху после «сигнала» старосты:
«Приехал уполномоченный» — мы прятали детей под столами, накрытыми скатертями,
а сейчас на праздничных и воскресных Литургиях дети составляют чуть ли не половину
причастников.
Неизменным
в храме остается память об отце Георгии. Единицы помнят батюшку, а дух его незримо
присутствует среди нас. В домике, где сейчас воскресная школа, есть комната, в
которой он спал, молился, читал, готовился к проповеди. Здесь и его портрет. А
главное, остались традиции и порядки, которые были при нем. Нам удалось сберечь
атмосферу, заложенную отцом Георгием. Богослужения в нашем храме неспешные,
часто по пятницам совершаются заупокойные службы — парастасы.
Наша
беседа с отцом Анатолием была продолжительной. К сожалению, газетный формат не
позволяет разместить ее полностью. Но если вы захотите узнать еще что-то
интересное об этом пастыре и Макариевском храме, приезжайте на улицу Старая
Поляна, 46. Богослужения совершаются ежедневно.
Сергей Герук
Комментариев нет:
Отправить комментарий