19–26
апреля состоялся пресс-тур на Святую Землю, организованный Министерством
туризма Израиля при поддержке авиакомпании «Эль Аль» (EL AL) и при содействии
Паломнического центра при Отделе внешних церковных связей Украинской Православной
Церкви. В поездке приняли участие директор Паломнического центра УПЦ Владимир Телиженко
и представители православных средств массовой информации Украины.
В
сопровождении гида Игоря Трибельского журналисты посетили известные места
христианского паломничества на Святую Землю (Вифлеем, Галилею, Иерусалим) и
некоторые туристические центры Израиля (например, Старый Акко, где сохранился
средневековый город крестоносцев); побывали в ряде музеев, парков и заповедников;
имели встречи с иерархом Иерусалимской Православной Церкви митрополитом Капитольядским
Исихием и представителями мэрии Иерусалима (интервью с ними опубликованы на
портале «Православие в Украине»).
Предлагаем
вашему вниманию заметки корреспондента «Церковной православной газеты» о состоявшейся
поездке.
ВМЕСТО
ПРЕДИСЛОВИЯ
Найти
среди православных христиан человека, который не стремился бы побывать в паломничестве
по Святой Земле, пожалуй, трудно. Нельзя, конечно, исключать, что существуют отдельные
затворники, которым близка позиция святителя Григория Нисского: «<…>
перемена места не приближает нас к Богу. Но, где бы ты ни был, Господь придет к
тебе, если обитель души твоей окажется такой, чтобы Господь мог вселиться в
тебе и ходить (см.: Лев. 26: 12). А если внутренний твой человек полон лукавых
помыслов, то, хотя бы на горе Масличной, хотя бы над памятником Воскресения, ты
далек от принятия Христа в себя».
С
другой стороны, нельзя исключать и того, что словами святого Григория утешаются
те, кто, по тем или иным причинам, не имеет пока возможности побывать на Святой
Земле. А как только такая возможность возникает, душа, задолго до ожидаемой
поездки, устремляется к тем местам, которые связаны с земной жизнью Спасителя,
Его Пресвятой Матери и святых апостолов. Устремляется как лань желает к потокам
воды (Пс. 41: 2).
И,
кстати, следует заметить, что сам Григорий Нисский, посетив Святую Землю,
исполнился величайшей радости от того, что видел «спасительные следы пребывания
здесь оживотворившего нас Бога», а вышеупомянутые предостережения, как
полагают, адресовал не всем христианам, а монахам, избравшим строгую жизнь.
Впрочем,
предостережение о внутреннем человеке, полном лукавых помыслов, актуально не только
для монахов. И в этом смысле примечательными были церковно-календарные рамки нашей
поездки. Незадолго до нашего отъезда (точнее, отлета), на утрене четверга 5-й
седмицы Великого поста, в православных храмах читалось житие преподобной Марии
Египетской.
Ее
путь к покаянию начинался с путешествия из Александрии в Иерусалим, с
путешествия из Египта (который, как известно, нередко служит образом греха) на
Святую Землю, где, в церковном притворе, ее сердца коснулась правда Божия.
Память преподобной Марии совершалась и в ближайшее воскресенье, когда мы были
уже на Святой Земле.
В
читаемых накануне на вечерне стихирах на «Господи, воззвах» есть такие слова:
«Местом поклонившися радостно святым, добродетели напутное спасительнейшее,
оттуду прияла еси, и зело потекла еси доброе шествие…». Чем не памятка для паломника?
Вернулись же мы из нашего путешествия накануне Лазаревой субботы, Вербного воскресенья
и Страстной седмицы, в пятницу седмицы ваий. То есть на самом «выходе» из Великого
поста, ведь именно в этот день на вечерне поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу…».
Конечно,
состоявшуюся поездку украинских журналистов на Святую Землю вряд ли можно назвать
паломничеством в обычном понимании. Пресс-тур есть пресс-тур. И светских,
туристических, впечатлений было едва ли не больше, чем собственно паломнических.
И максимально комфортабельные (по журналистским понятиям) гостиничные «келии»,
и микроавтобус с кондиционером никак не ассоциировались с паломническим подвигом.
Но
возможность «радостно поклониться» святым местам у нас была. А уж как кто
принял «добродетели напутствие» — вопрос отдельный и обсуждению в газете не
подлежит…
ИОППИЯ
Одна
только программа нашего пресс-тура по Святой Земле составляла две страницы убористым
шрифтом. В связи с этим попытка рассказать на страницах газеты обо всех местах,
посещенных в рамках поездки, вылилась бы либо в слишком «пунктирный» рассказ,
либо в изрядно затянувшееся повествование. А потому ограничимся упоминанием
лишь отдельных пунктов нашего маршрута.
Первым
из них был древний портовый город Яффа (Иоппия). Отсюда, в VIII в. до Рождества
Христова, отплывал в Фарсис пророк Иона, безуспешно пытаясь уклониться от
повеления Божия проповедовать ниневитянам покаяние (см.: Ион. 1: 1–3). Здесь, в
Иоппии, святой апостол Петр гостил у Симона кожевника (см.: Деян. 10: 5–6).
Здесь он воскресил Тавифу, что сделалось известным по всей Иоппии, и многие
уверовали в Господа (Деян. 9: 42). Здесь святому Петру было видение, во время
которого Бог открыл апостолу, чтобы он не почитал ни одного человека скверным
или нечистым (Деян. 10: 28).
Географическое
напоминание о пророке, трехдневное пребывание которого во чреве кита
прообразовало трехдневное пребывание Сына Человеческого в сердце земли (см.:
Мф. 12: 39–41), ввиду приближения Страстной седмицы было более чем уместным.
Как и напоминание в первый же день пребывания в Израиле о видении, после которого
святой Петр познал, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий
по правде приятен Ему (Деян. 10: 34–35).
Первым
православным храмом, который мы посетили во время нашего пресс-тура по Святой
Земле (посетили несколько неожиданно, в ходе прогулки по яффскому кварталу художников),
стал греческий монастырский храм (Иерусалимского Патриархата) во имя Архангела
Михаила. Небесный покровитель Киева и здесь не оставлял
нас…
КЕСАРИЯ
На
второй день поездки мы посетили Национальный парк Кесария. В свое время Ирод Великий
построил на этой земле, на берегу Средиземного моря, большой город и назвал его
Кесарией в честь римского императора Октавиана Августа (одним из имен которого
было имя «Цезарь»). Рассказ о достижениях Ирода как строителя впечатляет. Но
останки его дворца напоминают о том, как «проходит земная слава», а евангельское
повествование об избиении Иродом Вифлеемских младенцев — о том, на сколь
великое зло может быть обращено могущество земной власти.
Впрочем,
Кесария напоминает не только об Ироде. Здесь принял Крещение сотник Корнилий —
муж добродетельный и боящийся Бога, первый язычник, обратившийся ко Христу (см.:
Деян. 10). В Кесарии содержался под стражей и предстал на суд Феста святой
апостол Павел (см.: Деян. 25: 1–12).
В
тот же день мы посетили древний Акко, который также упоминается в Деяниях
святых Апостолов, под названием Птолемаида (см.: Деян. 21: 7). В XIII в. здесь
была столица крестоносцев на Святой Земле. В наше время Старый Акко — настоящая
находка для тех туристов, которые в детстве зачитывались романами о рыцарях…
ФАВОР
В
третий день нашего путешествия, пришедшийся на воскресенье, мы побывали на горе
Фавор — той горе, на которой, согласно преданию Церкви, Господь Иисус Христос
преобразился перед Своими учениками. Преобразился, Божества Своего «малу зарю
обнажив» (как поется в праздничной стихире на утрене).
Побывав,
хоть и недолгое время, в расположенном на Фаворе православном монастыре, мы,
вслед за очевидцем Преображения апостолом Петром, могли бы сказать: хорошо нам
здесь быть (Мк. 9: 5; Лк. 9: 33). Но впереди нас ждали другие святые места — Назарет
и Кана Галилейская.
Михаил Мазурин
Комментариев нет:
Отправить комментарий