«Как
правильно вести себя с сектантами? Ведь с ними встречаешься почти каждый
день...»
Ирина Мосейчук
Отвечает
протоиерей Андрей Ткачев:
Не
секрет, что сектантов у нас много, их даже больше, чем нам кажется, Тогда как
Православная Церковь стремится к единству, секты, напротив, стремятся к
множественности.
Множественность ― их обычная среда существования и дальнейшего размножения. В их интересах та ситуация, когда сект так много, что только при наличии специальных знаний с ними можно приблизительно разобраться.
Множественность ― их обычная среда существования и дальнейшего размножения. В их интересах та ситуация, когда сект так много, что только при наличии специальных знаний с ними можно приблизительно разобраться.
Дело
зашло так далеко, что не все секты даже предложат вам свое понимание Библии и свой
вариант взаимоотношений с Богом. Некоторые будут предлагать купить «ну очень
хороший товар» с «очень хорошими скидками», станут пугать вас клещами в матрасе
и глистами в кишечнике. Потом попросят прийти на семинар и привести с собой
друга. И, хотя речь пойдет не о Царствии Божием и не о том, что священники якобы
учат поклоняться делам рук человеческих, а о сковородках, витаминах, моющих
средствах, все же по степени назойливости и по силе смущения в душе вы поймете ―
это секта.
Раньше
сектантами называли только протестантов. И правильно делали, поскольку они
разбивают истину на «сектора» и занимают свою нишу, отделяясь «от единства веры»
(Иуд. 1: 19). Но сегодня к понятию «секты» добавились секты тоталитарные,
культы коммерческие, культы восточные и еще, наверное, кое-что, ускользнувшее
от попадания в список.
В
сравнении с этими новейшими явлениями старые знакомые ― протестанты ― иногда
выглядят почти что ангельски. И это тоже усложняет проблему. Как относиться к
сектам?
Теоретически
простой вопрос с таким же простым ответом. В секты нельзя вступать ― раз. Их
нельзя бояться ― два. С ними не надо спорить, учитывая крайне малую пользу
подобных споров. Это ― три. Бороться с ними, доказывать, сопротивляться могут
немногие. Да и те, что могут, страдают от подобного общения.
Не
надо также впадать в иллюзорное благодушие и говорить, что их надо любить.
Дескать, Господь всех любит, и нам тоже надо. Для начала поупражняйтесь в
покаянии и приобретите твердое знание основ Православной веры.
Учиться
же любить надо начинать не с врагов веры, а с родни, да с сослуживцев, да с
братьев и сестер по приходу. На них падает львиная доля нашего раздражения, осуждения,
сплетен, злорадства и прочего. Укрываться за великими словами о любви ко всем
негоже. Любящий всех человек подобен подвижнику, любящему даже паразитов,
сосущих кровь из его незажившей раны, и воров, выносящих вещи из его келии.
Вряд ли мы даже понимаем, что значит «любить всех». А понимать надо. Духовные
механизмы нужно постигать хотя бы для того, чтобы не цитировать Евангелие всуе.
Лучшее
лечение — это профилактика. Лучшая защита — это информирование. Кто информирован,
тот вооружен. Священникам на приходах предстоит не только обучать паству
основам веры, но и информировать о новых угрозах, появившихся в
непосредственной близости к приходу.
Церковное
учительство — так называется наше оружие. Проповедь, беседа, увещание, призыв,
предостережение, объяснение ― вот из чего состоит это оружие, если мысленно
разобрать его на части.
Следует
также понимать, что сектантство — это не только принадлежность к одной из сект.
Вначале, еще до попадания в секту, должна быть в душе, в характере человека
некая склонность к сектантству. Склонность эта заключается в желании попасть в
узкий круг «избранных и посвященных». Еще ― в неумении и нежелании замечать
хоть что-либо доброе в тех, кто не принадлежит к «узкому кругу избранных». Еще ―
желание учить, то самое «любоначалие» из молитвы Ефрема Сирина. Обязательно ―
страсть осуждать всех и вся. Без осуждения сектант ― не сектант. Свою «посвященность»
он должен созерцать на фоне «презренных профанов».
Сектант
по характеру чудовищно глух к голосу размышления, к вдумчивым вопросам. Он либо
проповедует «свое» (которое у него вечно одно и то же, как заезженная
пластинка), либо затыкает уши и убегает от собеседника. Нормально общаться, без
подчинений и убеждений, он не умеет. Православные христиане тоже не избавлены
от «психологической бациллы сектантства». И когда мы видим, что Истина
проповедуется или защищается неподобающим способом, то грусть рождается в душе.
Грусть и смущение.
Я
очень давно пришел к одной мысли и уже очень часто ее повторял, а именно ― что
угроза оказаться в секте тем больше, чем менее культурен человек. Культурен не
в смысле сморкания в платок и уступания даме места, а в смысле количества
прочитанных книг, умения думать и разбираться в явлениях жизни. Чем больше
хороших книг прочитал человек, чем более серьезную музыку он слушает, чем более
глубокомысленная фильмография ему знакома, тем меньше шансов превратить его в
распространителя сектантских листовок на улицах города. Иначе человек
становится плоским. Это не видно только слепому.
И
плоский человек без мыслей, без идеалов, без высоких целей, с одними рефлексами
и инстинктами, неизбежно будет уловлен если не в одни, так в другие сети.
Человека нужно изменить в лучшую сторону ради его же безопасности. И это есть
лучшая контрмера против умножающегося сектантства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий