«С
детства нам знакома сказка А. С. Пушкина «О Попе и работнике его Балде», в
которой высмеивается жадность и глупость попа. Сегодня в обществе часто встречается
подобное представление о духовенстве. Насколько это справедливо?».
Александр Михайлов
«Сказка
о Попе и работнике его Балде» была одним из вымыслов няни Пушкина Арины
Родионовны, которым она баловала своего Сашеньку на ночь. Когда тот подрос, то
решил изложить сказку в стихотворной форме. При жизни поэта она не издавалась.
Автор не хотел совершать кощунство и просил, в случае публикации после его смерти,
заменить персонаж. Жуковский, перед которым поставили задачу напечатать
неизданные произведения Пушкина, в 1840 г. выпустил эту сказку под названием «Сказка
о купце Кузьме Остолопе и работнике Балде», заменив Попа на Кузьму.
Но
вернемся к вопросу. Его автор утверждает, что большинство наших сограждан видят
духовенство таким жадным, каким был Поп из сказки А. С. Пушкина. Не могу согласиться
с тем, что именно такими нас все и видят, поскольку всеукраинского соцопроса по
этому поводу еще не проводилось, но можно смело утверждать, что есть немало
людей, которые именно так и считают.
Передо
мной поставлен вопрос ― так ли это на самом деле? И похоже, что на выбор даны
два варианта ответа. Первый ― «Да, это правда, мы о-о-очень, о-о-очень жадные».
Второй ― «Нет, что вы, мы настолько утонченно-аскетичные, что такие глупости,
как стяжание, сребролюбие, нас давно не интересуют. Мы вообще, если хотите
знать правду, питаемся воздухом и небесной росой».
Боюсь
разочаровать читателя. Я не смогу выбрать ни один из предложенных ответов. Так
же, как и не смогу унифицировать все духовенство по какому-то одному признаку.
Если отвечать на вопрос, является ли жадность необходимой качественной
характеристикой священнослужителя, могу ответить твердо: «Нет». Далее диалог может
звучать примерно так: «Есть ли среди вас жадные, сребролюбивые попы?» ― «Да». ―
«Много их?» ― «Немало». ― «Большинство?» ― «Надеюсь, что нет».
Ошибка
рядового обывателя заключается в том, что он пытается подвести нравственную
характеристику священнослужителя под один виртуально придуманный им же самим
стандарт и приписывать этот стандарт каждому служителю Церкви. Этих стандартов,
как известно, два.
Первый:
священник ― это ходячий попрошайка, наживающийся на кровно заработанных
средствах прихожан, живущий за чужой счет и избравший в качестве существования
паразитический образ жизни. Второй: это святой, который пребывает всегда в
состоянии умной Иисусовой молитвы и, созерцая нетварный свет, нисходит своей милостью
к нашим немощам, научая, пророчествуя, прозревая, открывая своей пастве пути и
судьбы Божии, касающиеся каждой конкретной личности.
Правда,
как всегда, посередине. Священники ― это прежде всего люди, плоть от плоти
своего народа, нации, социума, в котором мы все живем. Люди, которые своими путями
пришли к Богу, которые имеют страх Божий (хотя есть и потерявшие его). И,
конечно же, «ничто человеческое им не чуждо». Все они имеют немощи и
недостатки, свойственные всем людям, а также владеют какими-то добродетелями и
положительными характеристиками. В душе каждого из них, так же как и у всех
нас, соткан сложный узор из черно-белых нитей. Не нужно считать, что священники
― это однозначно плохие или хорошие люди. Они, как и все мы, просто разные.
Я
понимаю, что тот путь, который они избрали для себя в качестве основополагающего,
обязывает их в какой-то мере быть непохожими на других. Есть то, что им нельзя
прощать. Например, если бизнесмен едет на крутой машине, имеет любовницу и ведет
себя по-хамски, это никого уже не удивит. Но если священник будет жить таким
образом, это, конечно же, будет кощунством. Но таких горе-пастырей, думаю,
очень мало. А по отношению к большинству это все же люди, которые пытаются
как-то подниматься вверх, на Небо.
На
этом пути они, бывает, падают, оступаются, но при этом каются и снова пытаются
идти вперед. Думаю, что не стоит смеяться и тыкать пальцем, когда кто-то из них
в очередной раз упадет. Мы еще не знаем, что нам уготовал следующий день.
Преподобный Амвросий Оптинский по этому поводу говорил так: «Всяк Еремей про
себя разумей». Чего и я всем нам желаю.
Протоиерей Игорь Рябко
Комментариев нет:
Отправить комментарий