02 апреля 2013

МЫ ВСЕ ПРОСТО РАЗНЫЕ

«С детства нам знакома сказка А. С. Пушкина «О Попе и работнике его Балде», в которой высмеивается жадность и глупость попа. Сегодня в обществе часто встречается подобное представление о духовенстве. Насколько это справедливо?».

Александр Михайлов

«Сказка о Попе и работнике его Балде» была одним из вымыслов няни Пушкина Арины Родионовны, которым она баловала своего Сашеньку на ночь. Когда тот подрос, то решил изложить сказку в стихотворной форме. При жизни поэта она не издавалась. Автор не хотел совершать кощунство и просил, в случае публикации после его смерти, заменить персонаж. Жуковский, перед которым поставили задачу напечатать неизданные произведения Пушкина, в 1840 г. выпустил эту сказку под названием «Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике Балде», заменив Попа на Кузьму.

Но вернемся к вопросу. Его автор утверждает, что большинство наших сограждан видят духовенство таким жадным, каким был Поп из сказки А. С. Пушкина. Не могу согласиться с тем, что именно такими нас все и видят, поскольку всеукраинского соцопроса по этому поводу еще не проводилось, но можно смело утверждать, что есть немало людей, которые именно так и считают.

Передо мной поставлен вопрос ― так ли это на самом деле? И похоже, что на выбор даны два варианта ответа. Первый ― «Да, это правда, мы о-о-очень, о-о-очень жадные». Второй ― «Нет, что вы, мы настолько утонченно-аскетичные, что такие глупости, как стяжание, сребролюбие, нас давно не интересуют. Мы вообще, если хотите знать правду, питаемся воздухом и небесной росой».

Боюсь разочаровать читателя. Я не смогу выбрать ни один из предложенных ответов. Так же, как и не смогу унифицировать все духовенство по какому-то одному признаку. Если отвечать на вопрос, является ли жадность необходимой качественной характеристикой священнослужителя, могу ответить твердо: «Нет». Далее диалог может звучать примерно так: «Есть ли среди вас жадные, сребролюбивые попы?» ― «Да». ― «Много их?» ― «Немало». ― «Большинство?» ― «Надеюсь, что нет».

Ошибка рядового обывателя заключается в том, что он пытается подвести нравственную характеристику священнослужителя под один виртуально придуманный им же самим стандарт и приписывать этот стандарт каждому служителю Церкви. Этих стандартов, как известно, два.

Первый: священник ― это ходячий попрошайка, наживающийся на кровно заработанных средствах прихожан, живущий за чужой счет и избравший в качестве существования паразитический образ жизни. Второй: это святой, который пребывает всегда в состоянии умной Иисусовой молитвы и, созерцая нетварный свет, нисходит своей милостью к нашим немощам, научая, пророчествуя, прозревая, открывая своей пастве пути и судьбы Божии, касающиеся каждой конкретной личности.

Правда, как всегда, посередине. Священники ― это прежде всего люди, плоть от плоти своего народа, нации, социума, в котором мы все живем. Люди, которые своими путями пришли к Богу, которые имеют страх Божий (хотя есть и потерявшие его). И, конечно же, «ничто человеческое им не чуждо». Все они имеют немощи и недостатки, свойственные всем людям, а также владеют какими-то добродетелями и положительными характеристиками. В душе каждого из них, так же как и у всех нас, соткан сложный узор из черно-белых нитей. Не нужно считать, что священники ― это однозначно плохие или хорошие люди. Они, как и все мы, просто разные.

Я понимаю, что тот путь, который они избрали для себя в качестве основополагающего, обязывает их в какой-то мере быть непохожими на других. Есть то, что им нельзя прощать. Например, если бизнесмен едет на крутой машине, имеет любовницу и ведет себя по-хамски, это никого уже не удивит. Но если священник будет жить таким образом, это, конечно же, будет кощунством. Но таких горе-пастырей, думаю, очень мало. А по отношению к большинству это все же люди, которые пытаются как-то подниматься вверх, на Небо.

На этом пути они, бывает, падают, оступаются, но при этом каются и снова пытаются идти вперед. Думаю, что не стоит смеяться и тыкать пальцем, когда кто-то из них в очередной раз упадет. Мы еще не знаем, что нам уготовал следующий день. Преподобный Амвросий Оптинский по этому поводу говорил так: «Всяк Еремей про себя разумей». Чего и я всем нам желаю.

Протоиерей Игорь Рябко

Комментариев нет:

Отправить комментарий