«Часто
можно услышать пословицу “Вольному воля, спасенному рай”. Как правильно ее понимать?»
Наталья Москаленко
Общеизвестная
пословица «Вольному воля, спасенному рай» имеет глубокий смысл. Вольному воля —
человек волен поступать так, как ему хочется. Спасенному рай — кто живет не по
воле своей, а как Бог велит, тот спасется. Другими словами, человек может
поступать по воле Божией или против воли Божией, но только поступки,
совершенные по воле Божией, приведут человека в рай.
Лаконичнее
эта максима звучит в немецком эквиваленте пословицы: «Des
Menschen Wille
ist sein
Himmelreich»,
«воля человека — Царство Небесное»... Пословицу часто применяют тогда, когда
хотят выразить несогласие с действиями по типу «своя рука — владыка» и из
уважения к свободе человека, только намекая на вариант последствий.
Это
объяснение пословицы можно сравнить со словами Библии: «жизнь и смерть предложил
я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое»
(Втор. 30: 19).
В
содержании пословицы, как и в процитированном библейском тексте, содержится
уважение к свободе человека. Его не принуждают поступить так или иначе, однако
только один из двух путей правильный.
В
наш «просвещенный век» человек с каждым днем как бы прозрачнее видит будущее и
увереннее действует. Одного он не замечает: своей жизни со стороны, иначе для
этого необходимо быть и наблюдателем, и наблюдаемым, а это невозможно. Мы себя
видим в искаженном свете. Поэтому только «со стороны виднее», что «доброго,
которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7: 19).
Не
всегда наши желания производят нужные действия. Как известно, благими побуждениями
выложена дорога в ад. Человек себя видит через призму греха, искаженно. Зачастую
и другие не всегда могут уловить мотивацию поступков человека, чтобы направить
его к правильному решению, дать верный «рецепт» в той или иной ситуации.
И
человек, являясь венцом творения, может обратиться только к Богу, как к высшей
инстанции, за решением своих вопросов. А воля Божия — наивысший авторитет для
человека. Исполняя волю Божию, человек спасается от раздирающих его греховных
побуждений и желаний и как следствие — единым, цельным порывом направляется в
рай.
Промысл
Божий — для каждого свой. Соответственно, ничего с человеком не происходит без
воли Всевышнего. За нами выбор — следовать за Богом или нет. Это не означает,
что Бог каждому определил свое место в жизни и дал указания, следуя которым
человек «не выпадает из обоймы».
Нет.
Бог дал первому человеку заповедь сохранять рай, возделывая и украшая его, любя
своего Творца. Но, будучи не укрепленным в добре, человек начал служить
диаволу... А когда понял, что «служить двум господам невозможно», — стало уже
поздно, грех пророс в сознании человека, начав, соревнуясь с волей Божией, руководить
поступками человека.
Тем
не менее Господь Бог Своей волей направляет человека к Себе, Один только зная,
как вывести человека из «двойственного служения». Спасая человека, Бог уважает
его свободный выбор, не делая из него слепого раба низменных желаний, а
показывая ему лучший выход из ситуации, оставляя, все же, выбор за человеком.
Выбор
человека — за ним самим, он ответствен за свой выбор и пожинает плоды этого
выбора. Для правильного выбора необходимо обратиться к Богу с просьбой, чтобы
Господь освятил пути человеческие.
Тогда
для вольного будет единая, верная воля — он будет спасен и наследует рай.
Эквивалентом вышеупомянутой пословицы являются слова Библии — «жизнь и смерть
предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и
потомство твое» (Втор. 30: 19).
Комментариев нет:
Отправить комментарий