Скальная церковь в честь иконы Богородицы «Панагия Сумела». Наружная роспись |
На
территории Турции, неподалеку от г. Трабзон (бывший Трапезунт), высоко в горах
расположился старинный византийский монастырь. Основан он был еще в IV в. и
посвящен Богородице, потому что именно на том месте явилась Ее икона «Панагия
Сумела», что означает «с горы Мела». У турок бытовали названия, соответственно,
«монастырь Матери Марии» и «Панагия Черной скалы».
ОБРЕТЕНИЕ
ОБРАЗА
Икону
приписывают кисти евангелиста Луки, у нее интересная история. По преданию,
после смерти апостола его ученик Анания передал образ в одну из церквей г.
Афины. В 379 г., в правление императора Феодосия I, икона исчезла. Позже
священнику Василию явилась Богородица, велевшая ему с племянником стать
монахами, идти на Восток и искать икону на неизвестной им горе, которая
называется Мела.
После
этого уже монахи Варнава и Софроний приплыли по морю из Афин в Трапезунд, где у
местных жителей узнали о местоположении горы с таким названием. Поднявшись на
гору, они нашли в пещере икону Богородицы и получили новый указ: остаться и
основать на этом месте монастырь. Случилось это в 385 г. Монахи начали
строительство келий, возвели стены. Воды сначала не было, но благодаря молитвам
забил источник. На протяжении 17 дней они почти ничего не ели, и неожиданно
появился осел с провизией, присланной игуменом Вазелонского монастыря,
расположенного неподалеку, после откровения от Богородицы.
С
412 г. монастырь начал постепенно заселяться. Византийский император Юстиниан
(527–565) подарил обители богатую библиотеку, ценные подсвечники и святую
реликвию — украшенную серебром частицу Креста Господня.
РАСЦВЕТ
ОБИТЕЛИ
С
XI в. императоры Комниновской династии (особенно с 1280 г. — времени правления
Алексея III Комнина) покровительствовали монастырю, много достраивали, украшали
его стены росписями. Так, в 1361 г. интерьер был декорирован фресками,
иллюстрировавшими Новый Завет, на стенах появились портреты императора Алексея III
Комнина и его жены Феодоры. На южной стене — портрет следующего императора —
Мануила III Андроника (1390–1417). В апсиде — большое изображение Богородицы,
т. н. «Платернетисса» — со Христом на груди и разведенными в стороны руками.
После
турецкого завоевания, начиная с султана Селима І (1512), на протяжении XVIII в.
все известные султаны — Баязид, Мурад — подтверждали права монастыря
специальными фирманами, дарили ему ценные подарки, так как почитали Айя Мариам
(Святую Марию). Султан Абдулла построил акведук, фонтан; Мустафа (1695) подарил
серебряные канделябры-подсвечники.
Священниками
в монастыре были греки. В 1710 г. митрополит Игнатий из области Халдия прибыл в
монастырь и начал строительство новых келий, балконов, гостиницы, реставрировал
старые фрески, достроил восточную стену. В 1732 г. иконописец Савас, прибывший
в монастырь вместе с Игнатием, написал новые фрески на южной и восточной
стенах.
Впоследствии,
в 1760 г., митрополит Игнатий переехал в Крым, жил в Балаклавском Георгиевском
монастыре и возглавил переселение греков из Крыма в новый город Мариуполь (1789
г.).
МЕЖДУ
НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ
В
течение XIX в. монастырь продолжал действовать, его посетили и описали
иностранные путешественники (из Германии и Англии). Известно, что в 1875 г. там
уже проживало 12 монахов.
Ситуация
изменилась после русско-турецкой войны (1877 г.), когда греки были вынуждены
покинуть монастырь. После революции Ататюрка все монастыри в Турции были
закрыты. По проекту обмена населением греки были выселены на родину, а турок
вернули из Греции в Турцию. Святыни монастыря были переданы в музей Бенаки в Афинах.
В 1922 г. Сумельськая икона Богородицы была также перевезена в Грецию и сейчас
находится в церкви с. Кастанья (область Верия, неподалеку от Салоник).
Прекрасным
обрамлением монастыря является суровая, нетронутая природа — они неразрывно
связаны. Это дикая горная часть, где высокие сосны, грабы подпирают небо,
которое всегда в облаках (ведь высота 3500 м). Вокруг — темные ущелья. Водопад
по обе стороны дороги с гулом срывается вниз с высоты 100–200 м. Человеческий
голос не в состоянии перекричать грохот водных потоков.
Подниматься
по извилистым тропинкам, пролегающим через ущелья, почти черный лес, где лучей
солнца не видно, ступая по черным базальтовым камням, очень трудно. Да еще и с
низких облаков постоянно моросит, воздух очень влажный, сплошной туман. Как
сохранились фрески и как поднимались на гору строители с грузом, просто
невозможно представить. К тому же здесь и сейчас водятся дикие звери — медведи,
волки, шакалы.
Монастырские
сооружения встроены в скалу, но до ее вершины еще далеко. Это можно увидеть на
фото, но на снимке не разглядеть глубину пропасти под монастырем, потому что он
на самом деле существует между небом и землей. Закрытый монастырь пребывает как
бы в летаргическом сне, охваченный воспоминаниями о былой славе. Удивительной
формы камни вокруг кажутся просто спящими воинами-хранителями обители.
И
когда наконец добираешься до стен монастыря, расписанных фресками, они
приветствуют тебя светлым взглядом. Образы Богородицы и Христа в окружении
угодников Божиих; святые воины — Георгий, Димитрий, Феодор — охраняют свою
территорию без оружия. Правда, государственный охранник — полицейский с
автоматом руках — дежурит здесь постоянно. Время и землетрясения не властны над
этим местом. И, хотя фрески кое-где осыпались, они остаются величественными и
ценными, ведь это — XVIII, XVII или даже XIV вв.
Специалисты
различают их по стилистическим признакам и особенностям иконографии. Ранние
фрески в стиле византийской иконописи, по мнению известного византолога Д.
Талбота Райса, видевшего их в 1929 г., указывают на кисть какого-то балканского
мастера из славян. Здесь изображены все праздники — Сошествие Святого Духа,
Вознесение, Преображение... Есть большие многофигурные композиции — I Никейский
Собор (где изображен святитель Николай в сцене заушения Ария), подробная
композиция «Успение Богородицы», «Христос — Великий Архиерей».
Эти
иконографические схемы впоследствии были закреплены и повторены в традиции
христианской иконописи. Так же как и впервые написанный здесь образ «Богородица
Платернетисса» («Знамение» — в традициях нашей иконописи). Встречаются тут и
ранние варианты иконографии Ветхого Завета. Таких древних скальных циклов
росписей, которые сохранились до нашего времени, очень мало во всем мире. В
Турции, помимо вышеупомянутых, подобные росписи сохранились лишь в Каппадокии.
С
1972 г. Сумельский монастырь стал музеем и находится под охраной государства, а
его территория является национальным заповедником, который привлекает туристов
со всего мира.
Нина Пархоменко
Комментариев нет:
Отправить комментарий