На
территории современной Турции есть много мест, связанных с проповеднической
деятельностью апостола Павла. Один из труднодоступных, малоисследованных
археологами и неизвестных туристам — район Иконии (часть романской Галатии).
Еще в VI в. до Р. Х. император Август присоединил эти земли к своей империи, проложив стратегическую дорогу из центральной Анатолии до побережья Средиземного моря — порта Атталии (современная Анталия). К этой территории относятся поселения Дербе (древнее название — Дервия), Листра, где проповедовали апостолы Павел и Варнава во время своего второго и третьего пастырского посещения этих мест.
Еще в VI в. до Р. Х. император Август присоединил эти земли к своей империи, проложив стратегическую дорогу из центральной Анатолии до побережья Средиземного моря — порта Атталии (современная Анталия). К этой территории относятся поселения Дербе (древнее название — Дервия), Листра, где проповедовали апостолы Павел и Варнава во время своего второго и третьего пастырского посещения этих мест.
Мы
знаем, что в Листре (современное название Силистрия) апостол Павел познакомился
с благочестивой семьей будущего апостола Тимофея (ему было тогда 15 лет). По
преданию, здесь он крестил святую Феклу, и именно отсюда, переодевшись в
мужскую одежду, она последовала за ним в Киликию (в г. Тарс). Местные жители,
язычники, начали считать апостола Павла богом Гермесом (после того как апостол
исцелил хромого), а Варнаву (поскольку тот был коренастый) самим Зевсом.
Евреи
же забросали Павла камнями за проповедь в синагоге, и ему пришлось покинуть это
место, хотя впоследствии он вернулся, потому что галатов очень полюбил, именно
об этой общине особенно заботился, о чем свидетельствует его Послание к
Галатам. Галатией называлась область от Антиохии Писидийской до Дервии. Сейчас
в археологическом музее г. Коньи находится алтарный камень с высеченным именем
епископа Дервии Михаила.
Местность
эта очень суровая, с величественными горами (гора Такель, вулкан Карадаг высотой
2500 м, гора святой Феклы, отроги Таврского хребта).
А
еще это место нагоняет «смертельную тоску», как отмечал специально проехав
верхом по маршруту апостола Павла, французский писатель и историк Эрнест Ренан
(в своей книге «Апостол Павел», СПб, 1907 г.).
Цицерон,
который был здесь римским проконсулом, писал о диком, необразованном народе,
говорившим на лиаконийском языке (им владел и апостол Павел). Историк Страбон
(I в. до Р. Х.) также описывал это высокое, холодное и безводное нагорье-плато.
Римский император Клавдий специально устроил в этом неприступном районе Тавра
колонию с целью охраны границы.
Апостолу
Павлу приходилось обходить вулкан с севера, пробираться через перевалы и
высокие горы, чтобы добраться до поселений. Сейчас их почти не существует, но
архитектурные сооружения, остатки римских оборонительных стен, величественных
храмов сохранились. Они почти не исследовались, археологические раскопки не
проводились.
Турки
называют это место «Тысяча и одна церковь» («Бин-бир Килиса», как указано на
карте), однако никакой транспорт сюда не ходит, поскольку здешний край давно
стал безлюдным.
У
подножия вулкана Карадаг открывается удивительная панорама: череда гор,
покрытых храмами V–VIII вв. В некоторых из них сохранились только апсиды с
искусно выложенными сводами. Встречаются храмы трехнефные, с колоннадами, много
саркофагов с крестами. Этот комплекс называют монастырем Архистратига Михаила.
А
вот в селе Силле (тоже недалеко от Коньи) церковь была возведена самой
императрицей Еленой в 327 г., когда она проезжала через эти места. Храм
построен в традициях древневизантийской архитектуры, с куполом своеобразной
формы, украшен внутренними росписями, деревянным резным иконостасом (правда,
без икон). В своде — изображение Христа-Пантократора, на стенах и арках —
Архистратига Михаила, святых Марии Египетской с Зосимой, великомучеников
Георгия и Димитрия, праотец Адама и Евы и др.
Епископом
Иконии (с кафедрой в г. Конье) в IV в. был святой Амфилохий, друг Василия
Великого.
Росписи
начала XVIII в. свидетельствуют о том, что церковь действовала и в
мусульманские времена. По поручению министерства культуры Турции сейчас эти
росписи восстанавливает реставратор Сулейман Пирам.
В
1899 г. археологические раскопки здесь проводил англичанин Уильям Рамсей
(1851–1939). Целью его работы было подтвердить свидетельство евангелиста Луки,
в частности повествование о деяниях апостола Павла. Верующий археолог на основе
исследований местных церквей V–X вв. написал книгу «Святой Павел:
путешественник и римлянин», изданную на английском языке в Лондоне.
Нина Пархоменко,
доцент Национальной академии
руководящих кадров культуры
и искусств, г. Киев
Комментариев нет:
Отправить комментарий