В
редакцию «Церковной православной газеты» пришло письмо от нашего читателя К. А.
Покровского, в котором он критикует интервью с президентом YMCA священником
Евгением Жабковским — «Место встречи — YMCA» (см.: «ЦПГ» № 10 (284), май 2011
г.). Читатель возмущается тем, что православные сотрудничают с «совершенно
мирской» молодежной организацией, где Церкви отводится роль «института
социального служения».
«Вот и жила бы (YMCA. — Ред.) своей мирской жизнью, не касаясь Церкви, а Церкви бы не касаться ее», — пишет он. Более того, по мнению К. А. Покровского YMCA является вредоносной организацией, при этом он ссылается на соборы РПЦЗ, которые негативно оценивали ее деятельность. Но все ли так плохо с YMCA, как пишет наш уважаемый читатель? Попробуем разобраться.
«Вот и жила бы (YMCA. — Ред.) своей мирской жизнью, не касаясь Церкви, а Церкви бы не касаться ее», — пишет он. Более того, по мнению К. А. Покровского YMCA является вредоносной организацией, при этом он ссылается на соборы РПЦЗ, которые негативно оценивали ее деятельность. Но все ли так плохо с YMCA, как пишет наш уважаемый читатель? Попробуем разобраться.
Виктор Сербулов, генеральный секретарь
YMCA Украины:
—
Конечно, влияние священников на молодежь является камертоном в ее неформальном
воспитании, настраивая на правильный нравственный лад. Зачем общественной
организации сотрудничать с Церковью? Какие цели могут быть у этого
сотрудничества? YMCA исходит из того, что лучшим и вернейшим способом
воздействовать на молодых людей является не словесная проповедь религии и
морали, а создание в обществе добропорядочной среды, действие которой не так
наглядно сразу, но зато со временем приводит к наиболее плодотворным
результатам.
YMCA
реализует разные социальные программы — от обучения ремеслам и языкам до
проведения тренингов и благотворительных мероприятий для детей с особыми
потребностями. И, когда к нам приходят молодые ребята с готовностью чему-то
учиться, заниматься скаутингом или быть волонтером в наших социальных
программах, мы у них не спрашиваем, в какую церковь они ходят. Некоторые не
ходят никуда вообще. Со временем люди у нас меняются, и прежде всего —
становятся нравственно чище, терпимее к другим.
В
YMCA встречаются представители разных религий, есть атеисты. Тем не менее они
учатся жить и работать вместе, признавая действенность христианского подхода к
жизни. А дальше перед человеком стоит выбор: «Что делать? К чему стремиться?».
Ответ прост — надо строить свою жизнь на христианских принципах, к чему и
призывает YMCA через все свои действия и любовь к людям. На этом функция YMCA
заканчивается, мы предложили человеку размыслить над своим выбором. Многие,
размышляя дальше, идут в Церковь, воцерковляются, ищут общения с Богом.
Поэтому YMCA становится как бы ступенькой в Церковь для тех, у кого туда стремится душа. Ну а некоторые так эту ступеньку и не переступают, довольствуются нравственным ростом, интеллектуальным и физическим развитием. Мы никуда никого не затягиваем — у каждого свой выбор, как строить дальнейшую жизнь и к чему стремиться.
Поэтому YMCA становится как бы ступенькой в Церковь для тех, у кого туда стремится душа. Ну а некоторые так эту ступеньку и не переступают, довольствуются нравственным ростом, интеллектуальным и физическим развитием. Мы никуда никого не затягиваем — у каждого свой выбор, как строить дальнейшую жизнь и к чему стремиться.
Например,
после совместного посещения Святогорской Лавры, директор одной из школ
Луганской области, участник нашего духовного семинара, стал каждое воскресенье
ходить в церковь, где встречает своих учеников, и это не может не радовать.
YMCA
является межконфессиональной общественной организацией. На наши семинары по
социальной деятельности и воспитанию молодежи мы приглашаем священников из
разных христианских Церквей. Мы живем в одной стране, и дети разных
вероисповеданий ходят вместе в одну школу. Значит, и различную социальную
деятельность мы можем осуществлять вместе. А если она будет осолена
христианским подходом, нам станет легче соседствовать, жить и воспитывать своих
детей в мире и спокойствии в нашей христианской стране.
Алексей Баханов, координатор ресурсного
центра YMCA Украины:
—
Историческая роль YMCA — помогать людям. Наша организация была создана на
территории современной Украины, в Киеве и Одессе, в начале ХХ в. Когда началась
Первая мировая война, члены YMCA помогали раненым и военнопленным. То же самое
происходило и во время Второй мировой войны. При поддержке YMCA был создано
Общество Красного Креста.
Деятельность
YMCA поддерживали митрополит Антоний (Храповицкий) и патриарх Тихон. Увидев
полезность ее деятельности, оказывал финансовую помощь организации святой
страстотерпец император Николай ІІ. В русском студенческом христианском
движении в Эстонии, тесно сотрудничавшем с YMCA, принимал участие Алексей
Ридигер (будущий патриарх Алексий ІІ).
Отдельного
повествования заслуживает многолетняя деятельность «ИМКА-ПРЕСС» (YMCA–PRESS) —
издательства, главной задачей которого стало сохранение, развитие и
распространение христианской культуры. Среди авторов издававшихся книг были
священнослужители Сергий Булгаков, Сергий Четвериков, Василий Зеньковский,
митрополит Антоний (Сурожский), известные философы и богословы: Н. А. Бердяев,
С. Л. Франк, Б. П. Вышеславцев, Н. О. Лосский и многие другие мыслители. Всего
было издано более 400 наименований философских и теологических трудов. Кроме
того, издавался новый русский перевод Библии, Закон Божий и т. д.
В
конце 20-х и в начале 30-х годов ХХ в. произошло несколько встреч и конференций
членов YMCA, Русского студенческого христианского движения (РСХД) с
представителями Поместных Православных Церквей. Участники обсуждали формы
работы с православной молодежью, возникающие трудности и возможные разногласия.
На конференции 1930 г. в Салониках была высоко оценена работа, проводимая мирскими организациями, работающими в православном духе (в т. ч. YMCA). Отмечалось, что общему образованию необходимо иметь духовную компоненту. Оно должно быть проникнуто христианским духом, а учителя должны жить подлинно религиозной жизнью и пробудить у детей религиозное воодушевление. Им следует понимать современную молодежь, ее психологию и запросы, чтобы уметь привлечь молодые души к Богу и к Церкви.
На конференции 1930 г. в Салониках была высоко оценена работа, проводимая мирскими организациями, работающими в православном духе (в т. ч. YMCA). Отмечалось, что общему образованию необходимо иметь духовную компоненту. Оно должно быть проникнуто христианским духом, а учителя должны жить подлинно религиозной жизнью и пробудить у детей религиозное воодушевление. Им следует понимать современную молодежь, ее психологию и запросы, чтобы уметь привлечь молодые души к Богу и к Церкви.
В
журнале «Сретение» (№ 5, 2004 г.), издаваемом Синодальным отделом по делам
молодежи РПЦ, в разделе «Опыт» помещена статья о деятельности YMCA, что
свидетельствует о том, что РПЦ признает эту организацию полезной для воспитания
подрастающего поколения. В 2004 г. вышло пособие для священнослужителей «У
костра» (издательство Крутицкого Патриаршего подворья). В разделе «Скаутские
методы работы с молодежью», на стр. 59, написано: «Очень важно знакомить
молодежь с деятельностью таких организаций, как Красный Крест, YMCA… В беседах
у костра нужно уделить время рассказу о возникновении и деятельности этих
организаций».
В
2007 г., во время совместного духовного лагеря под Житомиром, Блаженнейший
Митрополит Владимир благословил богоугодную деятельность YMCA для детей и
молодежи Украины. По приглашению Синодального отдела УПЦ по делам молодежи
представители YMCA принимали участие в І Всеукраинском православном
Александро-Невском молодежном патриотическом съезде в декабре 2007 г.
Через
наши программы мы стараемся объединять разных людей, чтобы сделать мир лучше,
чище. Хотим помочь людям научиться помогать самим себе и ближнему на основе
вечных христианских ценностей. YMCA пытается найти дорогу к молодежи, стоящей
далеко от Церкви. И в этом направлении наша организация работает уже много лет.
Священник Евгений Жабковский, президент
YMCA:
—
Радует, что нас заметили, что мы кому-то интересны. Любое мнение для нас ценно.
Но в письме читателя огорчает то, что нет конструктивных предложений. Если мы,
по Вашему мнению, делаем что-то не так, помогите нам. Давайте это делать
вместе. Все свои действия на посту президента YMCA я готов обсудить в открытой
дискуссии.
У
меня есть определенный круг молодых людей, с которыми я встретился именно в
рамках YMCA, а сейчас общаюсь с ними уже как со своими прихожанами, некоторых
венчал. Благодаря нашей встрече и общению в YMCA они перестали бояться Церкви и
церковных людей, начали менять свою жизнь, становиться христианами.
Если
просто пригласить, например, студентов в храм, то они придут, как на экскурсию,
и уйдут, а в скаутском лагере я могу с ними общаться долго. Для меня это
инструмент моего пастырского служения. И каких-либо там «масонских указаний» и
«тайных инструкций» я никогда не видел. Если бы что-то подобное было, я бы об
этом узнал, как президент, одним из первых и, поверьте, никогда бы не работал в
такой организации.
Мой
оппонент упрекнул, что приезжие иностранцы, наверное, молились «на иных
языках». Поэтому хочу заявить, что с сектами мы не работаем никогда. А
норвежские ребята просто прочитали молитву «Отче наш» на родном языке.
Критик
пишет: «Если и собирать молодежный коллектив, то почему не сразу в храм?». Ну,
пусть попробует 20 молодых людей завести в храм и сделать так, чтобы они
остались там после первого всенощного бдения. А мы используем все доступные
способы и формы работы с молодежью. Для меня YMCA — только одна из них. Я
использую все, «любую шапку надеваю», чтобы пообщаться с молодым человеком и
привести его, по крайней мере, к пониманию того, что Бог есть, и как-то надо с
Ним налаживать свои отношения.
Олег Карпенко, журналист «Церковной
православной газеты»:
—
В начале своего письма наш читатель написал, что не претендует на полемику и не
будет ее вести, а лишь делится своими наблюдениями. Но его претензии и обличительный
тон являются не чем иным, как полемикой, — не только с нашим изданием и YMCA,
но и со Священноначалием УПЦ, по благословению которого выходит наше издание; с
епархиальным архиереем священника Евгения Жабковского, который благословил его
работать в YMCA; с Синодальным отделом УПЦ по делам молодежи, давно
сотрудничающим с этой организацией.
На первый взгляд, К. А. Покровский вроде бы справедливо замечает: мол, зачем нам эта мирская молодежная организация, если у нас есть Церковь, вот там давайте и собирать молодежь. Только почему-то кажется, что сам обличитель YMCA ни разу этого не делал и даже не представляет всей сложности такого служения. Да, молодежь сейчас пошла в храмы, но будем честны — сколько их, молодых православных?
На самом деле, не так уж и много. А сколько ищущих и бунтующих против лжи этого мира юных сердец находятся на распутье? Преступно ждать, когда беда или скорбь приведет их под своды православного храма. Не лучше ли самим искать с ними встречи, используя любую возможность стать для «всех … всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9: 22)?
Подготовил Олег Карпенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий