В
дохристианский период в Ирландии, принявшей за восемь тысячелетий несколько
волн переселенцев, существовала развитая языческая религия. Задолго до прихода
кельтов, к северу от современного Дублина был сооружен комплекс из 40 могильных
курганов Бруна-Бойн. Построенный одновременно с египетскими пирамидами в Гизе,
он является самым большим памятником мегалитического искусства в Европе.
Дохристианская Ирландия. Друиды и филиды
Религия
кельтов, поселившихся на острове за 400–500 лет до Р. Х., частично известна нам
благодаря их легендам и мифам, записанным ранними христианскими монахами.
Кельты
воспринимали сверхъестественное и, в частности, потусторонний мир как важнейшую
сторону их жизни, поэтому друиды пользовалась большим политическим влиянием. В
Ирландии, которая избежала римского завоевания, институт друидизма удержался
особенно долго.
Преемниками друидов здесь были филиды — поэты, сказители саг (ирл. «scel» — повесть, история), игравших религиозно-магическую роль и строго приуроченных в исполнении к определенным моментам бытия.
Преемниками друидов здесь были филиды — поэты, сказители саг (ирл. «scel» — повесть, история), игравших религиозно-магическую роль и строго приуроченных в исполнении к определенным моментам бытия.
Ко
времени принятия христианства в Ирландии начали складываться раннефеодальные
кланово-племенные протогосударства, подчинявшиеся верховному королю (впрочем,
власть его была номинальной).
Крещение острова. Святой Патрик
Благая
Весть, пришедшая в южную часть Ирландии, по-видимому, в IV в. из римской
Британии, не встретила серьезного сопротивления ни в народе, ни в племенной
аристократии, ни даже среди друидов и филидов. Монастыри, возникшие на
юго-востоке острова еще до прихода «апостола Ирландии» святого Патрика, чтили
своих основателей, жития которых частично дошли до нас.
Современник
событий, богослов и историк святой Проспер Аквитанский сообщает, что в 431 г.
папа святой Целестин I отправил некоего Палладия в Ирландию, к тем из ее
обитателей, которые верили во Христа.
Однако
именно святой Патрик заслужил прозвище «апостола острова» — он крестил более
120 тысяч человек, основал сотни храмов, несколько монастырей.
Ирландские
источники определяют начало деятельности Патрика 432 г., смерть его — 461 или 493
г. Верховный король Лоэгайре поначалу враждебно отнесся к Патрику и, опасаясь
за свое положение, несколько раз пытался подстроить убийство святого. Лоэгайре
в конечном итоге также крестился, «но поверил только устами, а не чистым сердцем».
Внешняя
безболезненность перехода к христианству в Ирландии объясняется во многом тем,
что православными ирландскими клириками наследовались форма, элементы нравов и
поведения друидов, но никак не содержание — религиозную доктрину и практику
друидов в их целостности они безвозвратно искоренили.
«Легенды и саги, — пишет историк-кельтолог C. В. Шкунаев, — пестрят рассказами о столкновениях святых и друидов, из которых первые неизменно выходят победителями».
Легендарный эпизод этой борьбы описывает исследователь древней православной Ирландии протоиерей Александр Шабанов: «Когда св. Патрик в очередном столкновении с друидами узнал об их поклонении солнцу, то произнес следующие знаменитые слова: “Мы тоже верим в Солнце — Солнце Правды — Христа”.
И приказал перечеркнуть круги, символизировавшие солнце, крестом. Так появился Кельтский крест, или крест св. Патрика, распространившийся по всему северо-западу Европы до России включительно (Новгород Великий, Изборск)».
«Легенды и саги, — пишет историк-кельтолог C. В. Шкунаев, — пестрят рассказами о столкновениях святых и друидов, из которых первые неизменно выходят победителями».
Легендарный эпизод этой борьбы описывает исследователь древней православной Ирландии протоиерей Александр Шабанов: «Когда св. Патрик в очередном столкновении с друидами узнал об их поклонении солнцу, то произнес следующие знаменитые слова: “Мы тоже верим в Солнце — Солнце Правды — Христа”.
И приказал перечеркнуть круги, символизировавшие солнце, крестом. Так появился Кельтский крест, или крест св. Патрика, распространившийся по всему северо-западу Европы до России включительно (Новгород Великий, Изборск)».
«Золотой век» Ирландской Церкви (VI–VIII вв.)
После
Патрика продолжилось построение Ирландской Церкви по заложенному им образцу — в
VI–VIII вв., как и при нем, центры епархий основывались исключительно в
монастырях, так как настоящих городов в то время в стране еще не было.
Любимейшей
ирландской святой, прославленной не только творимыми ею чудесами, но и своей
добротой и милосердием, стала святая Бригитта, жившая во второй половине V и
начале VI вв.
К
концу VI в. опорой молодой Ирландской Церкви стали исключительно монастыри,
которые поддерживали духовные связи с остальным православным миром. Они
получали книги из Александрии и Антиохии, создавали свои собственные книги во
многочисленных монастырских скрипториях.
В
наиболее влиятельных монашеских школах кроме богословских дисциплин преподавались
латынь, греческий и древнееврейский языки. Ирландцы, до принятия христианства
практически изолированные в своем культурном развитии, пламенно обратились к
новой вере, и их монастыри в короткое время сделались едва ли не главными очагами
христианской учености в Европе. Значителен вклад Ирландии в христианское богословие,
православное по своему содержанию.
«По сути, — констатирует автор сайта Православие.Ru Владимир де Беер, — Ирландская Церковь оставалась преданной православному христианству на протяжении нескольких столетий, в то время как остальная часть Западной Церкви, особенно с конца VIII века, начала постепенно все больше отходить от древней православной христианской веры».
«По сути, — констатирует автор сайта Православие.Ru Владимир де Беер, — Ирландская Церковь оставалась преданной православному христианству на протяжении нескольких столетий, в то время как остальная часть Западной Церкви, особенно с конца VIII века, начала постепенно все больше отходить от древней православной христианской веры».
Но
в VI–VII вв. именно Рим, папы были защитниками Православия. Восточная Церковь нередко
уклонялась в ереси, такие как монофелитство, затем иконоборчество. Однако в
некоторых случаях римско-ирландские противоречия в религиозных вопросах были
весьма остры.
Главное разногласие в то время состояло в использовании Ирландией неверного способа счета даты Пасхи, основанного на 84-летнем цикле и лунном календаре. Отличались в Ирландской и Римской Церквах также Таинство Крещения и обряд хиротонии епископа, несогласие существовало и в способе бритья монашеской тонзуры, уникальными были ирландские обычаи хранения святой воды до следующего праздника Крещения (6 января) и зажигания пасхальных огней, продолжавших гореть круглый год.
Главное разногласие в то время состояло в использовании Ирландией неверного способа счета даты Пасхи, основанного на 84-летнем цикле и лунном календаре. Отличались в Ирландской и Римской Церквах также Таинство Крещения и обряд хиротонии епископа, несогласие существовало и в способе бритья монашеской тонзуры, уникальными были ирландские обычаи хранения святой воды до следующего праздника Крещения (6 января) и зажигания пасхальных огней, продолжавших гореть круглый год.
Монахи
ирландских обителей стали на несколько веков самыми ревностными хранителями и
проповедниками веры Христовой в Европе. С великим рвением принялись они за миссионерское
деяние. С 500 г. по Р. Х. начинается длившийся почти три столетия «золотой век»
Ирландской Церкви. В Британии и на европейском континенте ирландцами за это
время основано множество монастырей, пути их миссионеров несколько позже
пролегли даже до древнего Киева.
Нашествие викингов и начало английского завоевания
(IХ–ХII вв.)
В
795 г. язычники-викинги впервые совершили набег на побережье Ирландии. Семь лет
спустя они разорили монастырь Айоны. Незадолго до этого в монастыре был создан шедевр
средневекового книжного искусства — Келлская книга, содержащая четыре Евангелия
на латинском языке, вступление и толкования. Книга была перевезена бежавшими от
викингов монахами в Ирландию, в Келлский монастырь.
Ущерб от грабежей викингов был велик — многие монастыри, особенно прибрежные и островные, были разграблены и сожжены, роль духовенства в ирландских королевствах снизились.
Но захватчики создали на побережье городские поселения (в частности, Дублин и Лимерик), и в ранее почти исключительно сельской Ирландии появились города-порты, незаменимые для морской торговли. Монастыри близ Дублина в целом смогли сосуществовать с городом буйных викингов, сохранив свой статус оплота образованности и религиозности в стране.
Ущерб от грабежей викингов был велик — многие монастыри, особенно прибрежные и островные, были разграблены и сожжены, роль духовенства в ирландских королевствах снизились.
Но захватчики создали на побережье городские поселения (в частности, Дублин и Лимерик), и в ранее почти исключительно сельской Ирландии появились города-порты, незаменимые для морской торговли. Монастыри близ Дублина в целом смогли сосуществовать с городом буйных викингов, сохранив свой статус оплота образованности и религиозности в стране.
Весь
X в. ирландцы упорно пытались освободиться от скандинавских захватчиков. Но только
в 1014 г. под предводительством верховного короля Бриана Бору они победили и изгнали
викингов, при этом сам король погиб в решающей битве при Клонтарфе.
Потеряв лидера, Ирландия вновь погрязла в кланово-феодальных усобицах, что облегчило новому врагу — англо-норманнским рыцарям — полтора века спустя начать завоевание острова, принесшее Ирландии катастрофические последствия во всех сферах жизни, в том числе религиозной.
Потеряв лидера, Ирландия вновь погрязла в кланово-феодальных усобицах, что облегчило новому врагу — англо-норманнским рыцарям — полтора века спустя начать завоевание острова, принесшее Ирландии катастрофические последствия во всех сферах жизни, в том числе религиозной.
Церковь Ирландии в средние века
Церковь
Ирландии была основана в 1536 г. решением ирландского парламента и короля
Генриха VIII (ставшего главой этой Церкви и одновременно возглавившего Церковь Англии)
и провозглашена государственной. Хотя большинство епископата поддержало реформы,
значительная часть священников и ирландского населения сохранила верность католицизму.
Первоначально доктрина Церкви Ирландии склонялась к кальвинизму и была радикальнее, чем у Церкви Англии (см.: «Ирландские статьи», написанные в 1615 г. архиепископом Армага Джеймсом Ашшером). Однако в 1634 г. «39 статей англиканского вероисповедания» были утверждены наряду с ирландскими, а с 1660 г. они стали единственными. В это же время был выполнен перевод Библии на ирландский язык — Новый Завет напечатан в 1602 г., а Ветхий Завет — в 1680 г.
Первоначально доктрина Церкви Ирландии склонялась к кальвинизму и была радикальнее, чем у Церкви Англии (см.: «Ирландские статьи», написанные в 1615 г. архиепископом Армага Джеймсом Ашшером). Однако в 1634 г. «39 статей англиканского вероисповедания» были утверждены наряду с ирландскими, а с 1660 г. они стали единственными. В это же время был выполнен перевод Библии на ирландский язык — Новый Завет напечатан в 1602 г., а Ветхий Завет — в 1680 г.
После
объединения Великобритании и Ирландии в Соединенное Королевство в 1801 г. Церкви
Ирландии и Англии также были объединены в Объединенную Церковь Великобритании и
Ирландии, а избираемые по ротации один архиепископ и три епископа вошли в Палату
лордов.
В 1836 г. была сокращена церковная десятина, которую до этого платили лица всех вероисповеданий, а в 1869-м, поскольку Церковь Ирландии пользовалась поддержкой меньшинства населения, либеральное правительство Уильяма Гладстона приняло «Акт о разделении Ирландской Церкви».
Согласно ему с 1871 г. она потеряла статус государственной, финансовую поддержку и часть имущества, перешедшего государству, а также представительство в Палате лордов, получив взамен право на автономное управление Синодом.
В 1836 г. была сокращена церковная десятина, которую до этого платили лица всех вероисповеданий, а в 1869-м, поскольку Церковь Ирландии пользовалась поддержкой меньшинства населения, либеральное правительство Уильяма Гладстона приняло «Акт о разделении Ирландской Церкви».
Согласно ему с 1871 г. она потеряла статус государственной, финансовую поддержку и часть имущества, перешедшего государству, а также представительство в Палате лордов, получив взамен право на автономное управление Синодом.
Появление протестантизма
В
XVII в. поселенцы из Великобритании начали формировать в Ирландии протестантскую
общину. Постепенно количество протестантов в северо-восточных графствах
превысило число католиков, что в сочетании с занятием протестантами правящих и
руководящих позиций привело к дискриминации по религиозному признаку, сохраняющейся
во многом и до сих пор.
Доктрина ирландского протестантского национализма была сформирована в XVIII в. обществом «Объединенных ирландцев». Однако католическое общество всегда объединяло большинство населения Ирландии, опираясь на массы сельских жителей.
Доктрина ирландского протестантского национализма была сформирована в XVIII в. обществом «Объединенных ирландцев». Однако католическое общество всегда объединяло большинство населения Ирландии, опираясь на массы сельских жителей.
Церковь сегодня
Протестантская
Церковь Ирландии входит в Англиканское Сообщество в качестве провинции.
Объединяет англикан как в Северной Ирландии, так и в Республике Ирландия,
являясь второй по числу последователей на острове после Римско-Католической
Церкви.
Она придерживается епископальной системы управления и состоит из 12 диоцезов, возглавляемых епископами и подразделяющихся на приходы. Пять диоцезов в южной части острова объединены в провинцию Дублин, а семь диоцезов северной части — в провинцию Арма.
Обе провинции возглавляются архиепископами, из которых архиепископ Дублина титулуется Примаcом Ирландии, а архиепископ Армы — Примаcом всей Ирландии, являясь первоиерархом Церкви и ее главой, хотя не имеет реальной власти.
Она придерживается епископальной системы управления и состоит из 12 диоцезов, возглавляемых епископами и подразделяющихся на приходы. Пять диоцезов в южной части острова объединены в провинцию Дублин, а семь диоцезов северной части — в провинцию Арма.
Обе провинции возглавляются архиепископами, из которых архиепископ Дублина титулуется Примаcом Ирландии, а архиепископ Армы — Примаcом всей Ирландии, являясь первоиерархом Церкви и ее главой, хотя не имеет реальной власти.
Управление
делами Церкви осуществляет Синод, состоящий из двух палат — Палаты епископов и
Палаты представителей, избираемой прихожанами. Палата епископов имеет
первенство и право на тайное голосование. Важные решения должны быть приняты
двумя третями голосов в обеих палатах.
Церковь
Ирландии, входящая во Всемирный совет Церквей, придерживается общеангликанской
доктрины вероучения. Символом Церкви является флаг святого Патрика.
Кафедральными храмами Ирландской Церкви служат собор святого Патрика для Армагской провинции и собор Христа для Дублинской провинции. Расположенный в Дублине собор святого Патрика с 1871 г. имеет статус национального.
Кафедральными храмами Ирландской Церкви служат собор святого Патрика для Армагской провинции и собор Христа для Дублинской провинции. Расположенный в Дублине собор святого Патрика с 1871 г. имеет статус национального.
Ирландия
остается одной из самых религиозных стран Европы, поддерживая миссионерскую
деятельность во всем мире, однако все большее развитие в стране получает внецерковный
образ жизни. Так, в 1992 г. ирландским женщинам позволили выезжать за рубеж, чтобы
сделать аборт; в 1995 г. были разрешены разводы.
Количество
людей, считающих себя верующими, резко сократилось за последние 30 лет; еженедельное
посещение мессы упало с 91% до 60% в период между 1973 и 1998 гг., особенно
среди молодежи. Еще одним признаком секуляризации является то, что в 1996 г. почти
каждый четвертый ребенок был рожден вне брака (в пять раз больше, чем в
1980-м).
В
период между 1986 и 1996 гг. количество разводов и отказов от совместной жизни
выросло на 135,7% , а в 1991–1996 гг. количество семей с одним родителем
возросло на 15%.
Обряд конфирмации в ирландских школах
До
начала 80-х годов XX в. Католическая Церковь Ирландии играла значимую роль в системе
образования страны. Это было связано с тем, что государство предоставляло
Католической Церкви особый статус, позволявший ей контролировать систему
образования и брачно-семейные отношения в обществе.
Все
изменилось с отменой в 1972 г. пункта Конституции Ирландии об особой роли Католической
Церкви. Последняя перестала тотально контролировать образование, оставив за собой
право духовного наставника подрастающего поколения.
В
результате дети школьного возраста получают сейчас ту поддержку от Церкви,
которая необходима им для формирования своего отношения к мирозданию, где есть
место и религиозному восприятию.
Обряд
конфирмации, в отличие от первого Причастия, которое проводится лишь в католических
школах, есть и в протестантских школах. Он знаменует собой новую ступень в
христианском развитии ребенка. Это своего рода подтверждение осознанности
желания детей продолжать путь к Богу.
А за несколько дней до начала обряда в ирландских школах проходят церемонии зажигания огня, символизирующего веру в Бога. Во время этой церемонии родители зажигают свечи, полученные при Крещении своих детей, и передают эти свечи наследникам, как бы делясь с ними верой.
А за несколько дней до начала обряда в ирландских школах проходят церемонии зажигания огня, символизирующего веру в Бога. Во время этой церемонии родители зажигают свечи, полученные при Крещении своих детей, и передают эти свечи наследникам, как бы делясь с ними верой.
Владимир Моисеенко,
Елена Головина
Святой Патрик, «апостол Ирландии»
Cвятой
Патрик родился на западе Британии и был сыном римского городского чиновника- христианина.
В 16-летнем возрасте Патрика похитили пираты и продали в рабство в Ирландию, где
ему в течение шести лет пришлось пасти стада своего хозяина. Там он жил среди
христиан — это еще раз показывает, что христианство было введено в Ирландии до
него.
Однажды святому Патрику удалось бежать, и он вскоре оказался на необитаемой земле — возможно, это была Бретань. Через несколько лет святой Патрик вернулся в Британию, но в видении ему было открыто, что он должен возвратиться в страну своего рабства ради Евангелия. Он отправился в Галлию получать образование. Там ему удалось посетить остров Лерин – знаменитый православный центр в Западной Европе.
Однажды святому Патрику удалось бежать, и он вскоре оказался на необитаемой земле — возможно, это была Бретань. Через несколько лет святой Патрик вернулся в Британию, но в видении ему было открыто, что он должен возвратиться в страну своего рабства ради Евангелия. Он отправился в Галлию получать образование. Там ему удалось посетить остров Лерин – знаменитый православный центр в Западной Европе.
Перед
возвращением в Ирландию святой Патрик был хиротонисан во епископа в Оксерре святым
Германом или его предшественником святым Аматором. В 432 г. Патрик высадился в Ирландии,
в местечке Саболл, рядом с Уиклоу, и построил церковь в районе залива
Стрэнгфорд, где в 433 г. зажег пасхальный огонь. После семи лет миссионерских
поездок по Ирландии он провел весь Великий пост на горе в графстве Мэйо —
сейчас это место известно как Кроу Патрик.
Согласно
римско-католической традиции, святой Патрик стал первым епископом Армы — к VIII
в. она была церковной столицей Ирландии. Он преставился в Саболле в 461 (или
493) г. и был похоронен, по преданию, в Даун-патрике. День его памяти — 17 марта;
самое первое празднование этого дня было совершено в 670 г.
По материалам сайта pravoslavie.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий