22 сентября 2012

«МЫ ВЕРИМ В СОЛНЦЕ ПРАВДЫ — ХРИСТА». История христианства в Ирландии

В дохристианский период в Ирландии, принявшей за восемь тысячелетий несколько волн переселенцев, существовала развитая языческая религия. Задолго до прихода кельтов, к северу от современного Дублина был сооружен комплекс из 40 могильных курганов Бруна-Бойн. Построенный одновременно с египетскими пирамидами в Гизе, он является самым большим памятником мегалитического искусства в Европе.

Дохристианская Ирландия. Друиды и филиды

Религия кельтов, поселившихся на острове за 400–500 лет до Р. Х., частично известна нам благодаря их легендам и мифам, записанным ранними христианскими монахами.

Кельты воспринимали сверхъестественное и, в частности, потусторонний мир как важнейшую сторону их жизни, поэтому друиды пользовалась большим политическим влиянием. В Ирландии, которая избежала римского завоевания, институт друидизма удержался особенно долго. 

Преемниками друидов здесь были филиды — поэты, сказители саг (ирл. «scel» — повесть, история), игравших религиозно-магическую роль и строго приуроченных в исполнении к определенным моментам бытия.

Ко времени принятия христианства в Ирландии начали складываться раннефеодальные кланово-племенные протогосударства, подчинявшиеся верховному королю (впрочем, власть его была номинальной).

Крещение острова. Святой Патрик

Благая Весть, пришедшая в южную часть Ирландии, по-видимому, в IV в. из римской Британии, не встретила серьезного сопротивления ни в народе, ни в племенной аристократии, ни даже среди друидов и филидов. Монастыри, возникшие на юго-востоке острова еще до прихода «апостола Ирландии» святого Патрика, чтили своих основателей, жития которых частично дошли до нас.

Современник событий, богослов и историк святой Проспер Аквитанский сообщает, что в 431 г. папа святой Целестин I отправил некоего Палладия в Ирландию, к тем из ее обитателей, которые верили во Христа.

Однако именно святой Патрик заслужил прозвище «апостола острова» — он крестил более 120 тысяч человек, основал сотни храмов, несколько монастырей.

Ирландские источники определяют начало деятельности Патрика 432 г., смерть его — 461 или 493 г. Верховный король Лоэгайре поначалу враждебно отнесся к Патрику и, опасаясь за свое положение, несколько раз пытался подстроить убийство святого. Лоэгайре в конечном итоге также крестился, «но поверил только устами, а не чистым сердцем».

Внешняя безболезненность перехода к христианству в Ирландии объясняется во многом тем, что православными ирландскими клириками наследовались форма, элементы нравов и поведения друидов, но никак не содержание — религиозную доктрину и практику друидов в их целостности они безвозвратно искоренили. 

«Легенды и саги, — пишет историк-кельтолог C. В. Шкунаев, — пестрят рассказами о столкновениях святых и друидов, из которых первые неизменно выходят победителями». 

Легендарный эпизод этой борьбы описывает исследователь древней православной Ирландии протоиерей Александр Шабанов: «Когда св. Патрик в очередном столкновении с друидами узнал об их поклонении солнцу, то произнес следующие знаменитые слова: “Мы тоже верим в Солнце — Солнце Правды — Христа”. 

И приказал перечеркнуть круги, символизировавшие солнце, крестом. Так появился Кельтский крест, или крест св. Патрика, распространившийся по всему северо-западу Европы до России включительно (Новгород Великий, Изборск)».

«Золотой век» Ирландской Церкви (VI–VIII вв.)

После Патрика продолжилось построение Ирландской Церкви по заложенному им образцу — в VI–VIII вв., как и при нем, центры епархий основывались исключительно в монастырях, так как настоящих городов в то время в стране еще не было.

Любимейшей ирландской святой, прославленной не только творимыми ею чудесами, но и своей добротой и милосердием, стала святая Бригитта, жившая во второй половине V и начале VI вв.

К концу VI в. опорой молодой Ирландской Церкви стали исключительно монастыри, которые поддерживали духовные связи с остальным православным миром. Они получали книги из Александрии и Антиохии, создавали свои собственные книги во многочисленных монастырских скрипториях.

В наиболее влиятельных монашеских школах кроме богословских дисциплин преподавались латынь, греческий и древнееврейский языки. Ирландцы, до принятия христианства практически изолированные в своем культурном развитии, пламенно обратились к новой вере, и их монастыри в короткое время сделались едва ли не главными очагами христианской учености в Европе. Значителен вклад Ирландии в христианское богословие, православное по своему содержанию.

«По сути, — констатирует автор сайта Православие.Ru Владимир де Беер, — Ирландская Церковь оставалась преданной православному христианству на протяжении нескольких столетий, в то время как остальная часть Западной Церкви, особенно с конца VIII века, начала постепенно все больше отходить от древней православной христианской веры».

Но в VI–VII вв. именно Рим, папы были защитниками Православия. Восточная Церковь нередко уклонялась в ереси, такие как монофелитство, затем иконоборчество. Однако в некоторых случаях римско-ирландские противоречия в религиозных вопросах были весьма остры. 

Главное разногласие в то время состояло в использовании Ирландией неверного способа счета даты Пасхи, основанного на 84-летнем цикле и лунном календаре. Отличались в Ирландской и Римской Церквах также Таинство Крещения и обряд хиротонии епископа, несогласие существовало и в способе бритья монашеской тонзуры, уникальными были ирландские обычаи хранения святой воды до следующего праздника Крещения (6 января) и зажигания пасхальных огней, продолжавших гореть круглый год.

Монахи ирландских обителей стали на несколько веков самыми ревностными хранителями и проповедниками веры Христовой в Европе. С великим рвением принялись они за миссионерское деяние. С 500 г. по Р. Х. начинается длившийся почти три столетия «золотой век» Ирландской Церкви. В Британии и на европейском континенте ирландцами за это время основано множество монастырей, пути их миссионеров несколько позже пролегли даже до древнего Киева.

Нашествие викингов и начало английского завоевания (IХ–ХII вв.)

В 795 г. язычники-викинги впервые совершили набег на побережье Ирландии. Семь лет спустя они разорили монастырь Айоны. Незадолго до этого в монастыре был создан шедевр средневекового книжного искусства — Келлская книга, содержащая четыре Евангелия на латинском языке, вступление и толкования. Книга была перевезена бежавшими от викингов монахами в Ирландию, в Келлский монастырь. 

Ущерб от грабежей викингов был велик — многие монастыри, особенно прибрежные и островные, были разграблены и сожжены, роль духовенства в ирландских королевствах снизились. 

Но захватчики создали на побережье городские поселения (в частности, Дублин и Лимерик), и в ранее почти исключительно сельской Ирландии появились города-порты, незаменимые для морской торговли. Монастыри близ Дублина в целом смогли сосуществовать с городом буйных викингов, сохранив свой статус оплота образованности и религиозности в стране.

Весь X в. ирландцы упорно пытались освободиться от скандинавских захватчиков. Но только в 1014 г. под предводительством верховного короля Бриана Бору они победили и изгнали викингов, при этом сам король погиб в решающей битве при Клонтарфе. 

Потеряв лидера, Ирландия вновь погрязла в кланово-феодальных усобицах, что облегчило новому врагу — англо-норманнским рыцарям — полтора века спустя начать завоевание острова, принесшее Ирландии катастрофические последствия во всех сферах жизни, в том числе религиозной.

Церковь Ирландии в средние века

Церковь Ирландии была основана в 1536 г. решением ирландского парламента и короля Генриха VIII (ставшего главой этой Церкви и одновременно возглавившего Церковь Англии) и провозглашена государственной. Хотя большинство епископата поддержало реформы, значительная часть священников и ирландского населения сохранила верность католицизму. 

Первоначально доктрина Церкви Ирландии склонялась к кальвинизму и была радикальнее, чем у Церкви Англии (см.: «Ирландские статьи», написанные в 1615 г. архиепископом Армага Джеймсом Ашшером). Однако в 1634 г. «39 статей англиканского вероисповедания» были утверждены наряду с ирландскими, а с 1660 г. они стали единственными. В это же время был выполнен перевод Библии на ирландский язык — Новый Завет напечатан в 1602 г., а Ветхий Завет — в 1680 г.

После объединения Великобритании и Ирландии в Соединенное Королевство в 1801 г. Церкви Ирландии и Англии также были объединены в Объединенную Церковь Великобритании и Ирландии, а избираемые по ротации один архиепископ и три епископа вошли в Палату лордов. 

В 1836 г. была сокращена церковная десятина, которую до этого платили лица всех вероисповеданий, а в 1869-м, поскольку Церковь Ирландии пользовалась поддержкой меньшинства населения, либеральное правительство Уильяма Гладстона приняло «Акт о разделении Ирландской Церкви». 

Согласно ему с 1871 г. она потеряла статус государственной, финансовую поддержку и часть имущества, перешедшего государству, а также представительство в Палате лордов, получив взамен право на автономное управление Синодом.

Появление протестантизма

В XVII в. поселенцы из Великобритании начали формировать в Ирландии протестантскую общину. Постепенно количество протестантов в северо-восточных графствах превысило число католиков, что в сочетании с занятием протестантами правящих и руководящих позиций привело к дискриминации по религиозному признаку, сохраняющейся во многом и до сих пор. 

Доктрина ирландского протестантского национализма была сформирована в XVIII в. обществом «Объединенных ирландцев». Однако католическое общество всегда объединяло большинство населения Ирландии, опираясь на массы сельских жителей.

Церковь сегодня

Протестантская Церковь Ирландии входит в Англиканское Сообщество в качестве провинции. Объединяет англикан как в Северной Ирландии, так и в Республике Ирландия, являясь второй по числу последователей на острове после Римско-Католической Церкви. 

Она придерживается епископальной системы управления и состоит из 12 диоцезов, возглавляемых епископами и подразделяющихся на приходы. Пять диоцезов в южной части острова объединены в провинцию Дублин, а семь диоцезов северной части — в провинцию Арма. 

Обе провинции возглавляются архиепископами, из которых архиепископ Дублина титулуется Примаcом Ирландии, а архиепископ Армы — Примаcом всей Ирландии, являясь первоиерархом Церкви и ее главой, хотя не имеет реальной власти.

Управление делами Церкви осуществляет Синод, состоящий из двух палат — Палаты епископов и Палаты представителей, избираемой прихожанами. Палата епископов имеет первенство и право на тайное голосование. Важные решения должны быть приняты двумя третями голосов в обеих палатах.

Церковь Ирландии, входящая во Всемирный совет Церквей, придерживается общеангликанской доктрины вероучения. Символом Церкви является флаг святого Патрика. 

Кафедральными храмами Ирландской Церкви служат собор святого Патрика для Армагской провинции и собор Христа для Дублинской провинции. Расположенный в Дублине собор святого Патрика с 1871 г. имеет статус национального.

Ирландия остается одной из самых религиозных стран Европы, поддерживая миссионерскую деятельность во всем мире, однако все большее развитие в стране получает внецерковный образ жизни. Так, в 1992 г. ирландским женщинам позволили выезжать за рубеж, чтобы сделать аборт; в 1995 г. были разрешены разводы.

Количество людей, считающих себя верующими, резко сократилось за последние 30 лет; еженедельное посещение мессы упало с 91% до 60% в период между 1973 и 1998 гг., особенно среди молодежи. Еще одним признаком секуляризации является то, что в 1996 г. почти каждый четвертый ребенок был рожден вне брака (в пять раз больше, чем в 1980-м).

В период между 1986 и 1996 гг. количество разводов и отказов от совместной жизни выросло на 135,7% , а в 1991–1996 гг. количество семей с одним родителем возросло на 15%.

Обряд конфирмации в ирландских школах

До начала 80-х годов XX в. Католическая Церковь Ирландии играла значимую роль в системе образования страны. Это было связано с тем, что государство предоставляло Католической Церкви особый статус, позволявший ей контролировать систему образования и брачно-семейные отношения в обществе.

Все изменилось с отменой в 1972 г. пункта Конституции Ирландии об особой роли Католической Церкви. Последняя перестала тотально контролировать образование, оставив за собой право духовного наставника подрастающего поколения.

В результате дети школьного возраста получают сейчас ту поддержку от Церкви, которая необходима им для формирования своего отношения к мирозданию, где есть место и религиозному восприятию.

Обряд конфирмации, в отличие от первого Причастия, которое проводится лишь в католических школах, есть и в протестантских школах. Он знаменует собой новую ступень в христианском развитии ребенка. Это своего рода подтверждение осознанности желания детей продолжать путь к Богу. 

А за несколько дней до начала обряда в ирландских школах проходят церемонии зажигания огня, символизирующего веру в Бога. Во время этой церемонии родители зажигают свечи, полученные при Крещении своих детей, и передают эти свечи наследникам, как бы делясь с ними верой.

Владимир Моисеенко,
Елена Головина


Святой Патрик, «апостол Ирландии»

Cвятой Патрик родился на западе Британии и был сыном римского городского чиновника- христианина. В 16-летнем возрасте Патрика похитили пираты и продали в рабство в Ирландию, где ему в течение шести лет пришлось пасти стада своего хозяина. Там он жил среди христиан — это еще раз показывает, что христианство было введено в Ирландии до него. 

Однажды святому Патрику удалось бежать, и он вскоре оказался на необитаемой земле — возможно, это была Бретань. Через несколько лет святой Патрик вернулся в Британию, но в видении ему было открыто, что он должен возвратиться в страну своего рабства ради Евангелия. Он отправился в Галлию получать образование. Там ему удалось посетить остров Лерин – знаменитый православный центр в Западной Европе.

Перед возвращением в Ирландию святой Патрик был хиротонисан во епископа в Оксерре святым Германом или его предшественником святым Аматором. В 432 г. Патрик высадился в Ирландии, в местечке Саболл, рядом с Уиклоу, и построил церковь в районе залива Стрэнгфорд, где в 433 г. зажег пасхальный огонь. После семи лет миссионерских поездок по Ирландии он провел весь Великий пост на горе в графстве Мэйо — сейчас это место известно как Кроу Патрик.

Согласно римско-католической традиции, святой Патрик стал первым епископом Армы — к VIII в. она была церковной столицей Ирландии. Он преставился в Саболле в 461 (или 493) г. и был похоронен, по преданию, в Даун-патрике. День его памяти — 17 марта; самое первое празднование этого дня было совершено в 670 г.

По материалам сайта pravoslavie.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий