Один
из самых известных предпринимателей нашего времени когда-то ушел из Церкви
после того, как пастор не смог ответить на его вопрос. Вопрос, который задал
будущий создатель Apple, во все времена задают себе и другим миллионы думающих
людей.
У мира есть свои «жития святых». Это биографическая литература о тех людях, чью значимость одни активно пропагандируют, а другие молча принимают как данность. Появление такой литературы неизбежно, потому что человек живет подражая. Он подражает и в таких мелочах, как способ выпускания дыма при курении, и в таких серьезных вещах, как поиск цели в жизни, выбор модели поведения, формирование мировоззрения. Здесь ему без «кумиров», о которых сказано «Не сотвори», обойтись трудно.
Должен
быть кто-то умный и авторитетный (писатель, журналист, уважаемый политик и т.
д.), кто указал бы целому поколению на определенную личность, выбранную в
качестве эталона, матрицы.
Здесь
всегда есть место конъюнктуре, духу времени, прямому или опосредованному
заказу. Но само явление существует почти повсеместно, в любую эпоху. Имена и
род занятий будут меняться. В одни времена в цене военные, в другие —
представители самых мирных профессий. От исследователя морских глубин до
футболиста, от кабинетного ученого до уличной певички в разное время и разным
аудиториям будут предложены для восхищения и подражания различные личности, яркие
и не очень.
Вот,
например, известный журналист Уолтер Айзексон написал не так давно биографию
Стива Джобса. О влиятельности самого Айзексона шепчут скупые факты биографии:
в
прошлом он директор CNN и главный редактор журнала Time. Его книга — один из
примеров своеобразного «современного жития», на которое современник может
равнять шаг, откуда ему предлагается черпать цитаты и примеры для обоснования
своей собственной жизненной позиции.
*
* *
Над
любым из великих всегда есть кто-то больший, а над всеми вообще есть
Высочайший. Тема взаимоотношений незаурядной человеческой личности с Творцом всегда
крайне важна и любопытна. Ну не может сильный ум и независимая душа пройти мимо
и удостоить молчанием Того, Кто воспеваем непрестанно от Ангелов. Это
простенький человечек, трогательный в своей уникальности, может либо иметь
теплую и, как воздух, необходимую веру, либо не иметь ее вовсе, но никому не
докучать своим безверьем. А великий человек потому и велик, что влияет примером
на многих, и мимо грандиозных идей о Боге, смерти и смысле жизни пройти молча
не способен.
Собственно,
у человека, условно названного «великим», есть только два, нет, три пути точно
так же, как у васнецовского витязя. Такой человек говорит: «Бог есть. Он достоин
любви и служения. Я перед Ним — прах». Или: «Все, что касается Бога,
превосходит мой разум. Я ничего не могу определенно сказать и не сужу никого за
его религиозные убеждения». Ну и третий вариант: «Нет ничего. Все выдумала
Церковь. А если что-то и есть, то все не так, как нам говорят».
Остается
добавить, что иногда три дороги превращаются в три сосны, и человек никуда не
идет по однажды выбранному пути, а умудряется заблудиться и пробродить всю
жизнь в трех означенных соснах. С современным человеком это случается все чаще.
*
* *
Так
что же Стив Джобс? Что у него с этой темой, и пишет ли об этом Айзексон? Пишет,
и вот что. «Пол и Клара не были истово верующими людьми, но хотели дать сыну
религиозное воспитание и поэтому по воскресеньям брали его с собой в
лютеранскую церковь. Но когда Стиву исполнилось тринадцать, он туда ходить
перестал. Джобсы выписывали журнал Life; на обложке июльского номера за 1968
год была фотография голодающих детей из Биафры. Стив принес журнал в воскресную
школу и спросил пастора:
—
Если я подниму палец, узнает ли Господь, какой именно из пальцев я хочу
поднять, еще до того, как я сделаю это?
Пастор
ответил:
—
Ну разумеется. Господу все известно.
Тогда
Джобс показал снимок из Life:
—
Знает ли Господь о том, что эти дети голодают?
—
Стив, я понимаю, что тебе трудно в это поверить, но Господь знает и об этом.
Тогда
Джобс заявил, что не хочет верить в такого бога, и никогда больше не бывал в
церкви. Правда, многие годы он изучал и практиковал дзен-буддизм.
*
* *
Давайте
отметим для начала, что родители Стива «не были истово верующими людьми, но
хотели дать сыну религиозное воспитание и поэтому по воскресеньям брали его с
собой в лютеранскую церковь». Если люди сами верят так, «как мокрое горит», то
передать веру они не в силах. Признавая за верой воспитательные и прочие
достоинства, они хотят, чтобы этими благами воспользовались их дети. Но, не
имея самой веры и не любя ее за ее единственное подлинное достоинство —
Богообщение, такие родители обрекают себя и своих детей на череду лицемерных
упражнений.
Не
стоит удивляться, что максималистски настроенные подростки со временем рвут с
подобной «религиозностью» и считают ее моралью лицемеров. Проблема эта касается
не одних только лютеранских общин в Америке, но вообще всех христианских обществ
и требует отдельного изучения. Слишком велик соблазн прививать кому-то
христианские ценности с той целью, чтобы воспитуемый стал образованным (культурным,
порядочным) человеком, а самому при этом относиться к религии не более чем к
священному пережитку.
Джобс
перестал посещать службы в 1З лет. Возраст говорит сам за себя. В эти же годы
человека начинают тревожить нравственные вопросы. Это может быть как нечто личное
(дружба и предательство, к примеру), так и нечто глобальное, как-то обилие
страданий и слез на Земле, всеядность смерти и т. п.
Увязывать
повседневную печальную реальность и кровавые сводки ежедневных международных
новостей с учением о Благом Боге и взрослому нелегко. Здесь нужно суметь от
сердца к сердцу сказать встревоженному человеку, что Бог не только не закрыл
глаза на боль мира, но и Сына Своего Единородного послал, чтобы спасся Им мир.
И пришедший в страдающий мир Христос не отменил страданий, но Сам взял их на
Себя, окунулся в их гущу. Погружение Христа в страдания названо даже «крещением»,
поскольку погрузился Он в них с головой. Блажен тот, кому смогли дать это
ощутить старшие наставники. Блажен тот, кто, стоя на коленях у Распятия, не
решает отвлеченных и теоретических вопросов, а со страхом удивляется
Божественному милосердию. У Стива было иначе.
Смышленый
мальчишка задал вопрос о сочетании Всемогущества любящего Бога и
непрекращающихся страданий людей. Не получив быстрого и меткого ответа, вряд ли
возможного в условиях урока и неожиданности вопрошания, он решил покончить с
религией для себя. Скорее всего, решение созрело раньше, а на уроке было лишь
объявлено.
Удивительно,
что в качестве знаменитой «слезинки замученного ребенка», по причине которой
миропорядок Божий отвергал герой Достоевского, Стив выбрал детей Биафры. Никто
из нас не покажет сегодня на карте это государство в Африке, потому что его
нет. Просуществовав менее трех лет, оно исчезло в 1970-м году, следовательно,
является на сегодня Утопией страной «без места» в дословном переводе. Для
теоретиков Города-Солнца Утопия была страной, где все хорошо. Для бунтарей
против Божиих порядков нужна иная Утопия город, где все плохо и на который Бог
не обращает внимания.
Сильно
жалея детей растаявшего в воздухе как дым государства, Стив отказался от Бога,
в Которого толком и поверить не успел. Но в своем отречении он проявил недетскую
последовательность и твердость. Прямо Павка Корчагин осерчал на попа, насыпал
махорки в квашню и на всю жизнь записался в атеисты.
*
* *
Люди
думают, что думать легко. Оттого ни одной мысли за жизнь многие до конца
рискуют не додумать. «Ну и ладно бы другие, но Джобс! — воскликнем мы. — Он-то
должен был вести себя поумнее!».
А
вот, допустим, Господь заговорил бы с ним. Не в громах и молниях, как с
Моисеем, чтоб не умереть тому от страха, а запросто, как в американских фильмах
иногда показывают. Заговорил бы и сказал: «Стив, включи мозги. Ты неглупый
парень. Представь, что мы с тобой накормим всех детей Биафры и даже всей
Африки. Ты думаешь, они станут счастливы, а Мне добавится доброты? Ты
ошибаешься. Человек страдает от тысячи причин, не связанных с хлебом насущным.
И самого хлеба человеку не хватает не оттого, что хлеба нет, а оттого, что в
сердце у людей живут жадность, жестокость, кровная месть, желание подавлять и
властвовать, неуемный разврат, безумная гордость. Отсюда — все злое. Вот с этим
давай бороться. Это есть и в тебе, и в других. В этой борьбе Я помогу тебе, а
все остальное приложится». Заведи Господь со Стивом такой разговор, вернее —
придумай себе Стив эту беседу, в ней могло бы быть сказано и о том, что
множество черных детей Америки не голодают, как черные дети Биафры. Хлеб у них
есть каждый день. Но они так же не имеют счастья, суррогат которого ищут в
бандитской удали, бытовом разврате, странной музыке и дешевых наркотиках.
Этот
разговор — моя фантазия. Ее можно смягчить, заменив слова. Великий русский
писатель, написавший о знаменитой «слезинке», сказал также и о том, что
«настоящие проблемы человека начинаются тогда, когда у него есть хлеб на каждый
день». Достоевский вообще имел свойство продумывать проблематику добра и зла до
таких глубин, что любой серьезно мыслящий человек после знакомства с его
книгами уже не сможет объявлять первопричиной зла что-то мелкое и временное. Например
— машинное производство или женскую эмансипацию.
Умный
человек вообще не должен упрощать проблему зла. Подходя к ней с разных сторон, он
должен со временем понять, что злая воля человеческая — самое разрушительное
явление в жизни мира. Размышляя же о причинах злой испорченности этой воли,
человеку придется окунуться в священный мир религиозных преданий и Откровений,
к рассказу о грехопадении, о необходимости Искупления, к учению о будущих судьбах
мира. И религиозный подход к жизни именно умен и глубок в отличие от полумер и
поверхностных реакций, предлагаемых немолящимся умом.
*
* *
Кроме
уже сказанного, есть еще одна очень важная идея. Люди должны наставлять людей,
помогать им, защищать их. Явно вмешиваться Богу или небожителям во всякое
житейское дело означало бы что люди — не люди вовсе, а злые существа, умеющие
только портить жизнь себе и другим. Но человек человеку — маленький бог, или
бог после Бога, когда он учит, лечит, кормит, защищает ближнего.
У
Николая Сербского среди множества заметок и рассказов есть упоминание об одном
художнике, который рисовал бедных людей. Матери с потухшими глазами, с тощими
детьми на руках у него получались очень трогательно и правдоподобно. Он
заработал немало денег, рисуя чужую бедность. Но однажды художник воскликнул:
«Стоп! Хватит рисовать! Пора помогать!». Он стал миссионером, на что получил
специальное благословение, и остаток жизни провел в делах благотворительности и
проповеди. С о временем он стал англиканским епископом. Фамилия его Туккер, а
место многолетнего пламенного служения — Уганда, то есть все та же Африка.
*
* *
Стив
не был запрограммирован на ту судьбу, которою он прожил. Кто знает, как бы
сложилась его жизнь, если бы в один из дней он показал учителю воскресной школы
фото из журнала Life и спросил: «Можем ли мы, как христиане, помочь чем-то
нашим бедным сверстникам в далекой стране?».
Возможно,
корпорацию Apple создал бы в этом случае кто-то другой, и про этого другого
влиятельный Айзексон писал бы со временем биографическую книгу.
Протоиерей Андрей Ткачев
По материалам журнала «ФОМА в Украине»
Комментариев нет:
Отправить комментарий