В
современном мире все сложнее становится воспитывать ребенка, основываясь на
христианских ценностях. Ведь со всех сторон веют ветра перемен, сдувающие
нравственные запреты и нормы. Значит еще важнее, чтобы громче и крепче звучал
голос совести, и отчетливее было понимание, в соответствии с какими ценностями
мы строим семью, воспитываем ребенка.
И
все же, пытаясь жить «по-православному», мы часто перегибаем палку. Наши дети,
да и мы сами начинаем «увядать» за защитными стенами «правил и запретов».
Уподобляясь опытному архитектору или стратегу, важно, выстраивая своды семейных
законов или тактику «военных действий», учитывать не только силу природных стихий
или мощность неприятеля, но и наши потребности и возможности. Особенно самых
младших. Особенно когда пришла пора «укрепить стены» — время поста.
Пост как нравственный выбор
Протоиерей
Алексий Уминский, рассуждая о том, как подготовить к посту ребенка, предлагает
беседовать с детками примерно так: «Подумай, дорогой мой (дорогая моя), что ты
готов принести в жертву Христу. Подумай и реши сам, пусть это будет твоей
маленькой тайной — что ты
принесешь Христу? Что ты сделаешь для Него? От чего ты можешь отказаться? Как
ты можешь себя исправить? С чем ты по-настоящему попробуешь справиться в своей жизни,
чтобы понять, что ты действительно делаешь это ради Бога?».
Ведь
суть поста — жертва Христа ради,
которая призвана нравственно нас воспитывать и возвышать над собственными
страстями. Поэтому в пост особенно остро встает проблема нравственного выбора
самого ребенка. Таким выбором становится еще и личная мера послушания. Выбор за
ребенком, но условия для него создаем мы, родители. И часто крайности бывают
также и у нас. Поэтому важно понаблюдать за собой: помогаем ли мы ребенку
совершать свой нравственный выбор или нет?
Метод приказов
Часто
в семьях можно наблюдать, что идеал послушания приравнивается к армейской дисциплине.
Нам иногда хочется, чтобы было так: родитель сказал, ребенок тут же выполнил.
Но наши дети так не живут. Они хотят быть выслушанными, понятыми, хотят
показать, как они умеют, хотят обсудить и разобраться, но… Время… Его вечно не
хватает. Поэтому легче и логичнее кажется армейский принцип: «Приказы не
обсуждаются». Так мы часто понимаем послушание.
Дети
протестуют по-разному, кто-то активно, кто-то пассивно, бронхитами и колитами;
кто-то замыкается и почему-то перестает слышать родителей. А ведь слово «послушание»
от корня — «слушать», а значит и «слышать».
Произойдет ли это, зависит и от нас. Так почему же метод приказов часто не работает?
Причины несостоятельности метода
Первая
причина — тотальность стратегии.
Ни одна жизненная стратегия не может быть тотальной, т. е. употребляться почти
во всех случаях. Об этом хорошо сказали святые отцы: старайтесь избирать
средний путь. Он еще называется царским. Это метод взвешивания, рассуждения,
продуманности. А тотальный подход: «Я сказал, ты сделал» — достаточно прост и не требует много
энергозатрат, особенно когда столько дел вокруг и все надо успеть. Но его можно
употреблять лишь в исключительных случаях и по предварительной договоренности.
И, конечно, договариваться бесполезно, если это происходит часто.
Вторая
причина — непонимание состояния
ребенка. Если не обращать внимания на эмоциональное состояние ребенка, а
учитывать только внешнюю необходимость, то приоритетом всегда будет «надо». При
этом личное «могу» вообще не учитывается. В итоге ребенок получает посыл: «Ты
должен, даже если ты не можешь. Даже если у тебя нет сил». Это становится
жизненным сценарием.
Такой
человек всегда будет надрываться в попытках потянуть то, что потянуть в
принципе нельзя. При этом он не будет понимать, почему не получилось, а будет
испытывать чувство вины, ведь он так и не сделал то, что должен. Конечно,
родитель не понимает, что ребенок не может. Психологи говорят: «не видит»
ребенка.
Родитель
не видит, что ребенок расстроен, что у него просто не сформированы
психологические силы для данного задания или для того, чтобы быть постоянно «под
рукой». При этом интеллектуально ребенок может быть достаточно развит. Однако у
самого ребенка отсутствуют средства, чтобы выразить свое состояние. Он может
рассуждать об особенностях почвы в Австралии, но не умеет различать собственные
эмоции и не понимает, как они называются.
А
теперь вопрос: как можно управлять тем, что не описано, чему не дано название и
что не различимо? Ведь управляем мы собой через мышление, а мыслим мы
категорями, понятиями, в том числе и символическими. Если чему-то не дано
название, это не может быть нами осмыслено, и, как следствие, мы не понимаем, что
с этим делать. Т. е. ребенок, не называя свои состояния, не может ими управлять,
а мама, не называя состояния своего ребенка, не может управлять им. Тогда возникают
ситуации, например, следующие:
— Я просто сказала ребенку, чтобы он позвонил бабушке
и поздравил ее с праздником. А он расплакался.
Меня
это вывело из себя.
— А что он делал до того, как вы к нему обратились?
— Бездельничал.
— Это как?
— Сидел и смотрел в одну точку.
— А какая поза была у него, выражение лица, Вы видели?
— По-моему, плечи и голова опущены. Выражение лица?
Кислое какое-то.
— Похоже, что он переживал что-то печальное?
— Да, я вспомнила. Он говорил мне, что в школе над ним
насмехалась какая-то девчонка. Но я не думала, что это так важно для него.
Дома
маме удалось прояснить, что сын грустил уже не один день из-за школьного
происшествия, но сам не понимал, что с ним происходит. Детям нужна наша эмоциональная
поддержка и понимание. Если этого не происходит, они эмоционально
отгораживаются от взрослых.
Тогда
на детских рисунках можно увидеть различные объекты, помещенные в круги, овалы,
квадраты, т. е. защищаемые ими от иных фигур. Конечно, договориться с таким
ребенком очень сложно.
Третья
причина — отсутствие энергии для
выполнения обязанностей. Есть печальная шутка: «Сперва родители учат детей
ходить и говорить. После — сидеть
и молчать». Дома, в школе, на улице ребенок постоянно слышит: «Не бегай, не
прыгай, помолчи, посиди!». Так ребенок учится сам себя сдерживать. Но если это
происходит часто, то дитя усваивает: «Энергичность, движение злит окружающих.
Это опасно».
Затем
такое решение уходит в бессознательное и что-то изменить самостоятельно
фактически невозможно. В итоге мы имеем ребенка с заторможенной энергией,
иногда это напоминает безволие. Ведь запрещено желание физической активности,
т. е. заторможено свободное волеизъявление. Зато такие дети могут быть очень
умными и начитанными. Конечно, причина заключается в нашем образе жизни. Часто
детям гулять негде да и некогда. Однако важно это учитывать, планируя для
ребенка возможность выпустить энергию, и не усугублять ситуацию постоянными
одергиваниями.
***
Давайте
представим, каким бы вы хотели видеть ребенка лет через десять: умеющим решать
жизненные проблемы, энергичным, активным, творческим и самостоятельным? Если
да, то ему нужна для этого его активность, творческая энергия и возможность
брать на себя ответственность. И для этого нам нужно давать возможность ребенку
творить, совершать ошибки (в рамках разумного, конечно) и быть активным. Важно
чаще размышлять над вопросами: «Что я делаю для того, чтобы мой ребенок стал
таким, как я хочу? Что я делаю для того, чтобы мой ребенок не стал таким, как я
хочу?».
Анастасия Бондарук
Комментариев нет:
Отправить комментарий