«Подскажите,
как объяснить людям, которые находятся в поисках веры, в чем разница между
Церковью и сектой?».
Игорь Коваленко
Провести
различия между Церковью и сектой можно по многим параметрам. Не следует думать,
что сектантство как явление религиозной жизни появилось в последнее время. Уже
в древности было немало сект, противопоставляющих себя Церкви.
Вне
зависимости от времени появления того или иного протестантского движения, можно
выделить несколько важных отличий Церкви от секты. Прежде всего с это вероучение.
Каждый раз секты акцентируют отличие своего учения от учения Церкви. Это
характерный аргумент для адептов, предлагающих обоснование неприятия Церкви в
том смысле, что, мол, у православных вера неистинная, а мы, дескать, «следуем
Писанию».
Однако
налицо сам факт множественности сект, обвиняющих Церковь в отходе от
евангельской веры. При этом они ― секты ― непримиримы друг с другом. Разношерстность
их религиозных взглядов приводит к исчезновению такого важного принципа
вероучения, как традиция веры: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам
принял» (1 Кор. 15: 3). В свою очередь отсутствие традиции веры ведет к
расшатыванию фундаментальных оснований вероучения.
Любимая
подавляющим большинством сектантов ссылка на то, что они следуют только
Писанию, ставит вопрос понимания священного текста. Апостол Павел сказал: «Все
Писание богодухновенно» (2 Тим. 3: 16). А апостол Петр указывает: «никакого
пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не
было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки,
будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1: 20–21).
Очевидно,
что Писание вдохновленное Духом Святым, может быть понято только при просвещении
Им же, что и может произойти только в Церкви, которая есть «Церковь Бога
живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). Естественно, принадлежность
к Церкви дает возможность при личном совершенствовании быть просвещенным Духом
и уразуметь Писание.
Как
же быть в случае с внецерковным чтением Писания? Получается комичная ситуация:
купил Библию в книжном магазине и начал читать. Например, скажем, Петров понял
по-своему и организовал петровцев, Сидоров ― по-своему, организовав сидоровцев,
и т. д. Попытка понять Писание вне контекста благодатной традиции Церкви
приводит к множественности толкований, а соответственно ― множественности
исповеданий.
И
главное: в таком случае уничтожается важнейшее условие понимания Писания ―
просвещенность Святым Духом и следование традиции веры. Где гарантия верного
понимания Писания и сохранение чистоты веры? Апостол Павел выражает это в
известных словах: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам
не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1: 8).
Ключевым
в этом тексте является выражение «проповедовали мы»: все, что слышат галаты,
должно перепроверять верностью, соответствию апостольской проповеди. А как это
сделать, если нет традиции веры, если основатель секты здесь первое звено?!
Верностью какой проповеди должны и могут быть перепроверяемы его слова?
Конечно,
можно ссылаться на то, что именно в их общине Писание понимается правильно, но
сам факт удивительного количества таких заявлений в истории христианства, различия
пониманий, бесконечного дробления сектантских движений (как раз по поводу
верности Писанию!) явно говорит о чисто человеческом происхождении сектантских
движений.
В
свою очередь постоянство традиционной Церкви служит доказательством обратного ―
она подлинно стоит «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса
Христа краеугольным камнем» (Еф. 2: 20).
Немаловажным
является жизненный нерв любого сектантского движения ― противопоставление. Оно
всегда вопреки, в противовес. Это порождает идею избранничества, элитарности.
Более того, агрессивное отвержение распространяется не только на Церковь, но и
вообще на все социальное окружение.
И
если в Писании Господь и Апостолы на вопросы политические (см.: Мф. 22: 21) и юридические
(см.: Лк.: 12: 13) прямых ответов не давали, то сектантство дает радикальные
ответы в подобных случаях: не служи, не ходи, не общайся... В результате происходит
отчуждение не только от традиционного христианского общества, но и от всего,
что не является общиной: государства, соседей, семьи.
Воплощается
в жизнь принцип разделения, глубинной неприязни, осуждения; возникает желание
разрыва социальных связей, что прямо противоречит указанию апостола: «Каждый
оставайся в том звании, в котором призван» (1 Кор. 7: 20). Таким образом,
налицо различия Церкви и секты в отношении сохранения традиции апостольской
веры, следования евангельскому духу в вопросах духовного и практического
характера; наличие в Церкви единомыслия в вопросах веры и нравственности, и
отсутствие оного у адептов сектантских движений (чему доказательство ― бесконечное
их дробление и создание все новых и новых «церквей»).
Все
это приводит к мысли о чисто человеческом основании всех сект, о чем писал
апостол: «Это ― люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие
духа» (Иуд. 1: 19).
Комментариев нет:
Отправить комментарий