15 июня 2012

ХРАМ И ПРИХОЖАНЕ

Ирпенский Свято-Никольский храм, расположенный на территории Национального университета государственной налоговой службы Украины, — очаг духовного просвещения будущих «мытарей», да и не только их. Фундаментальное и красивое здание церкви возвышается над землей и символически, и буквально: его трудно не заметить, а еще сложнее — пройти мимо, не зайдя хотя бы ненадолго.

Возвели храм в предельно короткие, как для такого сооружения, сроки — практически за полгода. «При поддержке налоговой администрации быстро построили. Начали летом1999го, а уже 19 декабря Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил чин освящения храма во имя святителя Николая Чудотворца, — рассказывает настоятель, протоиерейАндрей Клюшев. — Этого ждали с нетерпением и прихожане, и я…».

До назначения настоятелем отец Андрей служил четвертым священником в Свято-Илиинской церкви (на Подоле), первой, построенной в столице Киевской Руси. «Это чудесный храм, — вспоминает батюшка. — И я немного огорчился, когда во время празднования Пасхи мне сообщили о назначении в тогда еще не построенный храм в Ирпене. Приехав, на том месте, где сейчас церковь, я обнаружил… лишь цоколь. Но, как православный, почувствовал, что это дано мне не просто так, а промыслительно». 

Молодой настоятель воспринял назначение в храм при Украинском финансово-экономическом институте (так тогда назывался вуз) «как возможность общаться, работать с молодежью». За время служения отец Андрей смог добиться включения в программу вуза предмета «основы христианской культуры». Кроме того, он регулярно проводит с курсантами профилактические беседы на темы «Современные угрозы для молодежи», «Вредные привычки». А несколько лет назад в Ирпене даже появился православный скаутский отряд.

Отец Василий (второй священник прихода) преподает религиоведение в колледже при университете. «Единственное, что печалит сейчас, так это пассивность среди православных, — признается протоиерей Андрей Клюшев. — Работы, планов — громадье, а вот единомышленников и помощников мало». Настоятель говорит, что лишь один процентстудентов посещает богослужения, и с грустью добавляет: «И то… не уверен». Приходят, главным образом, те, у кого в семье хоть кто-то воцерковлен.

«Зато во время сессии многие заходят помолиться, поставить свечку. (Смеется.) Я, кстати, не сторонник того, что всех нужно тащить в храм. Для меня чужд формализм, к таинствам Церкви лучше подходить осознанно». Перед Крещением или Венчанием в храме обязательно проводят огласительные беседы. «Сейчас нередко крестят детей, чтобы их «не сглазили», чтобы «не болели», даже взрослые приходят, ожидая каких-то бонусов, — рассказывает отец Андрей. — Отношение к таинствам ни в коем случае не должно быть потребительским. Церковь — не бюро добрых услуг».

Трудно оспорить, что осознанный выбор — это важно. Недавно, например, в храм во имя святителя Николая пришли… русские из Узбекистана. «Обратились парень и девушка с просьбой креститься, — рассказывает настоятель. — Я спрашиваю: «Зачем это вам?». Парень ответил, что креститься в Узбекистане — это проблема, а девушка сказала, что хочет быть со Христом, что надеется сама измениться. Вот это — осознанный подход!» Благая надежда, как известно, не постыжает. Это чувствуют многие люди, несущие послушание в храме, тоже осознанно сделавшие шаг к Богу.

Вадим (34 года, инженер связи), читает на клиросе. После богослужения, в беседе, признается, что Православие изменило его мировоззрение. «Я стал иначе мыслить, и душа моя успокоилась», — говорит Вадим. В Свято-Никольский храм он пришел не сразу. В 16 лет попал в секту иеговистов. 

«Мы слушали проповеди, читали журнал «Сторожевая башня», Библию, готовили доклады… Мне нравилось поначалу, — вспоминает православный чтец, пребывавший в секте 12 лет. — Однако постепенно у меня возникли серьезные сомнения относительно их вероучения, я не получал ответов на многие мои вопросы… Промыслом Божиим познакомился с православным диаконом Андреем Глущенко — моя жена и его матушка оказались в одной больничной палате. Завязалось общение и… я нашел то, что искал. 

Так длилось несколько лет, пока иеговисты не выдвинули ультиматум: или их община, или православный диакон. Я не люблю принимать поспешных решений, но выбрал уход из секты, о чем не жалею…». Хотя поначалу Вадиму было трудно, одиноко — многие друзья-иеговисты перестали с ним даже здороваться.

Дорога пожилых певчих Валентины и Леонида к храму оказалась, как это часто бывает, исполненной скорбей. Смерть мамы Леонида (настоявшей в 1984 г. на его венчании с Валентиной — подвиг, как по тем временам), неприятные бытовые перипетии, авария, после которой Валентина стала инвалидом… «Бог знает, зачем нам это все, — берет мажорную ноту певчая. — Не случись так, была бы я невесть где, а не дома, занималась бы суетным, внешним, а не молитвой». 

Леонид и Валентина считают молитвенное делание главным занятием, и одно лишь это говорит о глубоких внутренних переменах, произошедших в них с тех пор, как священник неожиданно благословил Валентину молиться за маму Леонида. «Мы пригласили батюшку для отпевания на девятый день после смерти мамы. Тогда скорбь была невыносима, а его слова прозвучали, словно гром», — вспоминает Валентина. «Почему именно я?» — задалась она вопросом и, по мере воцерковления, получила ответ.

«Трудно говорить о времени жизни без Бога, — с грустью замечает псаломщица Лариса (54 года). — Я настрадалась в детстве, вышла замуж, у меня родился сын, однако, для чего живу и почему живу именно так, я не осознавала. Семейная жизнь не очень-то ладилась… Однажды моя мама дала мне Новый Завет: я сперва не хотела читать, но постепенно заинтересовалась. С утра, бывало, поссорюсь с мужем, а на работе, как выпадет свободная минутка, читаю… Вот и поверила апостолу, что не должно жене властвовать над мужем, и в церковь ходить стала… Со временем наладились отношения в семье, и я рада, что иду к Богу, что помогаю другим. Смысл найден».

Ровесница Ларисы, певчая церковного хора Людмила пришла в храм в 2000 г., вслед за старшим сыном Тимофеем. Он тогда сломал ногу, ему был наложен гипс, но это не помешало парню прийти в храм. Сын сказал: «Пойдем!..». И сердце матери не могло не откликнуться. Живя более 30-ти лет назад в Казахстане, беременная Людмила оказалась перед угрозой выкидыша, а ее мама молилась святителю Николаю у единственной иконы с затертым ликом, хотела «внука Колю». Лариса назвала сына Тимофеем, хоть и чувствовала угрызения совести. А со временем — на похоронах матери — выяснилось, что на той иконе изображен… Господь Иисус Христос. Такое вот утешение свыше.

«Православная Церковь истинна и велика. Жаль только, что многие не видят этого, будучи ослеплены то патриаршими асами, то архиерейским автомобилем. Грустно, что какие-то элементы роскоши становятся соблазном для неофитов и атеистов. Лично мне вера дает ощущение свободы, Божия Промысла. И это, пожалуй, важнейшее в земной жизни», — говорит настоятель Свято-Никольского храма отец Андрей, чрезвычайно деятельный и весьма образованный человек

ПЕРЕОБЛАЧЕНИЕ

Настоятель Свято-Никольского храма (г. Ирпень) отец Андрей считает миссионерство на природе своим вторым призванием Батюшка ответил на некоторые наши вопросы:

— До назначения настоятелем Свято-Никольского храма в Ирпене Вы служили в одной из известнейших церквей Киева — Свято-Илиинской (на Подоле). Где выгоднее служить — в столице или в пригороде?
— А что считать выгодой? (Улыбается.) Вас интересует материальная сторона?
Неправильно и грустно все измерять и связывать исключительно с деньгами… Настоятельское служение — это, в определенном смысле, рост для священника, возможность для его большей самореализации.

Кроме того, до Ирпеня я жил в больших городах (сам родом из Одессы) и сразу понял, что природа пригорода пойдет на пользу моей семье. Да, возможно, я что-то и потерял, однако это того стоило. Хотя есть и трудности.

— Какие? Что не получается?
— Например, у нас нет отдельного здания для воскресной школы, для Крещения… На эту тему были и остаются одни разговоры, к сожалению. Уже и проект утвердили, но пока он лишь на бумаге… Я не ропщу, на все воля Божия. Вот проводим по воскресеньям занятия с детьми в корпусах налоговой академии. А три года назад присоединились к православному скаутскому движению. Кстати, миссионерство на природе — весьма результативный подход в работе с молодежью.

Не раз приходилось сталкиваться с ситуациями, когда люди отвращались от нашей церкви, потому что в ней «правили бал» бабушки, якобы много знающие о том, как одеваться, ставить свечи, вести себя в храме.

— Разве культурой поведения в православном храме можно пренебречь?
— Нет, конечно. Однако тем более не должны пренебрегать этой культурой те, кто уже стоит в храме. Не следует нагружать других. Тогда-то люди будут ходить в православные храмы… Ведь случается, что уходят и от нас.

Один прихожанин как-то серьезно запил, и никакие вразумления ему не помогали. В результате дочка отвела его в протестантский реабилитационный центр. Теперь он не пьет, о нем там молятся,строго контролируют, а он со мной переписывается по Интернету. Подобные случаи — боль для священника…

К счастью, у нас появляются похожие центры, но с иными методами, основаннымина двух видах деятельности — труде и молитве. Традиционный православный подход.

Подготовили Наталия Миненкова, Вячеслав Дарпинянц

Комментариев нет:

Отправить комментарий