Ирпенский
Свято-Никольский храм, расположенный на территории Национального университета
государственной налоговой службы Украины, — очаг духовного просвещения будущих
«мытарей», да и не только их. Фундаментальное и красивое здание церкви
возвышается над землей и символически, и буквально: его трудно не заметить, а еще
сложнее — пройти мимо, не зайдя хотя бы ненадолго.
Возвели
храм в предельно короткие, как для такого сооружения, сроки — практически за
полгода. «При поддержке налоговой администрации быстро построили. Начали летом1999‑го,
а уже 19 декабря Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир
совершил чин освящения храма во имя святителя Николая Чудотворца, — рассказывает
настоятель, протоиерейАндрей Клюшев. — Этого ждали с нетерпением и прихожане, и
я…».
До
назначения настоятелем отец Андрей служил четвертым священником в Свято-Илиинской
церкви (на Подоле), первой, построенной в столице Киевской Руси. «Это чудесный храм,
— вспоминает батюшка. — И я немного огорчился, когда во время празднования
Пасхи мне сообщили о назначении в тогда еще не построенный храм в Ирпене.
Приехав, на том месте, где сейчас церковь, я обнаружил… лишь цоколь. Но, как
православный, почувствовал, что это дано мне не просто так, а промыслительно».
Молодой настоятель воспринял назначение в храм при Украинском финансово-экономическом институте (так тогда назывался вуз) «как возможность общаться, работать с молодежью». За время служения отец Андрей смог добиться включения в программу вуза предмета «основы христианской культуры». Кроме того, он регулярно проводит с курсантами профилактические беседы на темы «Современные угрозы для молодежи», «Вредные привычки». А несколько лет назад в Ирпене даже появился православный скаутский отряд.
Молодой настоятель воспринял назначение в храм при Украинском финансово-экономическом институте (так тогда назывался вуз) «как возможность общаться, работать с молодежью». За время служения отец Андрей смог добиться включения в программу вуза предмета «основы христианской культуры». Кроме того, он регулярно проводит с курсантами профилактические беседы на темы «Современные угрозы для молодежи», «Вредные привычки». А несколько лет назад в Ирпене даже появился православный скаутский отряд.
Отец
Василий (второй священник прихода) преподает религиоведение в колледже при
университете. «Единственное, что печалит сейчас, так это пассивность среди
православных, — признается протоиерей Андрей Клюшев. — Работы, планов — громадье,
а вот единомышленников и помощников мало». Настоятель говорит, что лишь один
процентстудентов посещает богослужения, и с грустью добавляет: «И то… не
уверен». Приходят, главным образом, те, у кого в семье хоть кто-то воцерковлен.
«Зато
во время сессии многие заходят помолиться, поставить свечку. (Смеется.) Я,
кстати, не сторонник того, что всех нужно тащить в храм. Для меня чужд
формализм, к таинствам Церкви лучше подходить осознанно». Перед Крещением или
Венчанием в храме обязательно проводят огласительные беседы. «Сейчас нередко
крестят детей, чтобы их «не сглазили», чтобы «не болели», даже взрослые
приходят, ожидая каких-то бонусов, — рассказывает отец Андрей. — Отношение к
таинствам ни в коем случае не должно быть потребительским. Церковь — не бюро
добрых услуг».
Трудно
оспорить, что осознанный выбор — это важно. Недавно, например, в храм во имя
святителя Николая пришли… русские из Узбекистана. «Обратились парень и девушка
с просьбой креститься, — рассказывает настоятель. — Я спрашиваю: «Зачем это
вам?». Парень ответил, что креститься в Узбекистане — это проблема, а девушка
сказала, что хочет быть со Христом, что надеется сама измениться. Вот это —
осознанный подход!» Благая надежда, как известно, не постыжает. Это чувствуют
многие люди, несущие послушание в храме, тоже осознанно сделавшие шаг к Богу.
Вадим
(34 года, инженер связи), читает на клиросе. После богослужения, в беседе,
признается, что Православие изменило его мировоззрение. «Я стал иначе мыслить,
и душа моя успокоилась», — говорит Вадим. В Свято-Никольский храм он пришел не
сразу. В 16 лет попал в секту иеговистов.
«Мы слушали проповеди, читали журнал «Сторожевая башня», Библию, готовили доклады… Мне нравилось поначалу, — вспоминает православный чтец, пребывавший в секте 12 лет. — Однако постепенно у меня возникли серьезные сомнения относительно их вероучения, я не получал ответов на многие мои вопросы… Промыслом Божиим познакомился с православным диаконом Андреем Глущенко — моя жена и его матушка оказались в одной больничной палате. Завязалось общение и… я нашел то, что искал.
Так длилось несколько лет, пока иеговисты не выдвинули ультиматум: или их община, или православный диакон. Я не люблю принимать поспешных решений, но выбрал уход из секты, о чем не жалею…». Хотя поначалу Вадиму было трудно, одиноко — многие друзья-иеговисты перестали с ним даже здороваться.
«Мы слушали проповеди, читали журнал «Сторожевая башня», Библию, готовили доклады… Мне нравилось поначалу, — вспоминает православный чтец, пребывавший в секте 12 лет. — Однако постепенно у меня возникли серьезные сомнения относительно их вероучения, я не получал ответов на многие мои вопросы… Промыслом Божиим познакомился с православным диаконом Андреем Глущенко — моя жена и его матушка оказались в одной больничной палате. Завязалось общение и… я нашел то, что искал.
Так длилось несколько лет, пока иеговисты не выдвинули ультиматум: или их община, или православный диакон. Я не люблю принимать поспешных решений, но выбрал уход из секты, о чем не жалею…». Хотя поначалу Вадиму было трудно, одиноко — многие друзья-иеговисты перестали с ним даже здороваться.
Дорога
пожилых певчих Валентины и Леонида к храму оказалась, как это часто бывает, исполненной
скорбей. Смерть мамы Леонида (настоявшей в 1984 г. на его венчании с Валентиной
— подвиг, как по тем временам), неприятные бытовые перипетии, авария, после
которой Валентина стала инвалидом… «Бог знает, зачем нам это все, — берет
мажорную ноту певчая. — Не случись так, была бы я невесть где, а не дома, занималась
бы суетным, внешним, а не молитвой».
Леонид и Валентина считают молитвенное делание главным занятием, и одно лишь это говорит о глубоких внутренних переменах, произошедших в них с тех пор, как священник неожиданно благословил Валентину молиться за маму Леонида. «Мы пригласили батюшку для отпевания на девятый день после смерти мамы. Тогда скорбь была невыносима, а его слова прозвучали, словно гром», — вспоминает Валентина. «Почему именно я?» — задалась она вопросом и, по мере воцерковления, получила ответ.
Леонид и Валентина считают молитвенное делание главным занятием, и одно лишь это говорит о глубоких внутренних переменах, произошедших в них с тех пор, как священник неожиданно благословил Валентину молиться за маму Леонида. «Мы пригласили батюшку для отпевания на девятый день после смерти мамы. Тогда скорбь была невыносима, а его слова прозвучали, словно гром», — вспоминает Валентина. «Почему именно я?» — задалась она вопросом и, по мере воцерковления, получила ответ.
«Трудно
говорить о времени жизни без Бога, — с грустью замечает псаломщица Лариса (54
года). — Я настрадалась в детстве, вышла замуж, у меня родился сын, однако, для
чего живу и почему живу именно так, я не осознавала. Семейная жизнь не очень-то
ладилась… Однажды моя мама дала мне Новый Завет: я сперва не хотела читать, но
постепенно заинтересовалась. С утра, бывало, поссорюсь с мужем, а на работе,
как выпадет свободная минутка, читаю… Вот и поверила апостолу, что не должно
жене властвовать над мужем, и в церковь ходить стала… Со временем наладились отношения
в семье, и я рада, что иду к Богу, что помогаю другим. Смысл найден».
Ровесница
Ларисы, певчая церковного хора Людмила пришла в храм в 2000 г., вслед за
старшим сыном Тимофеем. Он тогда сломал ногу, ему был наложен гипс, но это не
помешало парню прийти в храм. Сын сказал: «Пойдем!..». И сердце матери не могло
не откликнуться. Живя более 30-ти лет назад в Казахстане, беременная Людмила
оказалась перед угрозой выкидыша, а ее мама молилась святителю Николаю у
единственной иконы с затертым ликом, хотела «внука Колю». Лариса назвала сына Тимофеем,
хоть и чувствовала угрызения совести. А со временем — на похоронах матери — выяснилось,
что на той иконе изображен… Господь Иисус Христос. Такое вот утешение свыше.
«Православная
Церковь истинна и велика. Жаль только, что многие не видят этого, будучи ослеплены
то патриаршими асами, то архиерейским автомобилем. Грустно, что какие-то элементы
роскоши становятся соблазном для неофитов и атеистов. Лично мне вера дает ощущение
свободы, Божия Промысла. И это, пожалуй, важнейшее в земной жизни», — говорит настоятель
Свято-Никольского храма отец Андрей, чрезвычайно деятельный и весьма образованный
человек
ПЕРЕОБЛАЧЕНИЕ
Настоятель
Свято-Никольского храма (г. Ирпень) отец Андрей считает миссионерство на
природе своим вторым призванием Батюшка ответил на некоторые наши вопросы:
—
До назначения настоятелем Свято-Никольского храма в Ирпене Вы служили в одной из
известнейших церквей Киева — Свято-Илиинской (на Подоле). Где выгоднее служить
— в столице или в пригороде?
—
А что считать выгодой? (Улыбается.) Вас интересует материальная сторона?
Неправильно
и грустно все измерять и связывать исключительно с деньгами… Настоятельское
служение — это, в определенном смысле, рост для священника, возможность для его
большей самореализации.
Кроме
того, до Ирпеня я жил в больших городах (сам родом из Одессы) и сразу понял, что
природа пригорода пойдет на пользу моей семье. Да, возможно, я что-то и потерял,
однако это того стоило. Хотя есть и трудности.
—
Какие? Что не получается?
—
Например, у нас нет отдельного здания для воскресной школы, для Крещения… На
эту тему были и остаются одни разговоры, к сожалению. Уже и проект утвердили,
но пока он лишь на бумаге… Я не ропщу, на все воля Божия. Вот проводим по
воскресеньям занятия с детьми в корпусах налоговой академии. А три года назад
присоединились к православному скаутскому движению. Кстати, миссионерство на
природе — весьма результативный подход в работе с молодежью.
Не
раз приходилось сталкиваться с ситуациями, когда люди отвращались от нашей
церкви, потому что в ней «правили бал» бабушки, якобы много знающие о том, как
одеваться, ставить свечи, вести себя в храме.
—
Разве культурой поведения в православном храме можно пренебречь?
—
Нет, конечно. Однако тем более не должны пренебрегать этой культурой те, кто
уже стоит в храме. Не следует нагружать других. Тогда-то люди будут ходить в
православные храмы… Ведь случается, что уходят и от нас.
Один
прихожанин как-то серьезно запил, и никакие вразумления ему не помогали. В
результате дочка отвела его в протестантский реабилитационный центр. Теперь он не
пьет, о нем там молятся,строго контролируют, а он со мной переписывается по
Интернету. Подобные случаи — боль для священника…
К счастью, у нас
появляются похожие центры, но с иными методами, основаннымина двух видах
деятельности — труде и молитве. Традиционный православный подход.
Подготовили Наталия Миненкова, Вячеслав Дарпинянц
Комментариев нет:
Отправить комментарий