Троица Ветхозаветная. 546-547 гг. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне |
Авраам встречает трех, поклоняется единому.
Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому —
исповедал Единого Бога в Трех лицах.
УКАЗАНИЯ
НА ТРОИЧНОСТЬ (МНОЖЕСТВЕННОСТЬ) ЛИЦ В БОГЕ В ВЕТХОМ И НОВОМ ЗАВЕТЕ
В
Ветхом Завете имеется достаточное количество указаний на троичность Лиц, а
также прикровенные указания на множественность лиц в Боге без указания
конкретного числа.
Об
этой множественности говорится уже в первом стихе Библии (Быт. 1: 1): «В начале
сотворил Бог небо и землю». Глагол «бара» (сотворил) стоит в единственном
числе, а существительное «элогим» – во множественном, что буквально означает
«боги».
Быт.
1: 26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию ».
Слово «сотворим» стоит во множественном числе. То же самое Быт. 3: 22: «И
сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло». «Из Нас»
– тоже множественное число.
Быт.
11: 6–7, где речь о Вавилонском столпотворении: «И сказал Господь: ...сойдем же
и смешаем там язык их», слово «сойдем» – во множественном числе. Святитель
Василий Великий в Шестодневе (Беседа 9) следующим образом комментирует эти
слова: «Подлинно странное пустословие — утверждать, что кто-нибудь сидит и сам
себе, приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и
настоятельно. Второе — это указание собственно на три Лица, но без наименования
лиц и без их различения».
XVIII
глава книги «Бытия», явление трех Ангелов Аврааму. В начале главы говорится, что
Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит «Иегова». Авраам, вышедши
навстречу трем странникам, кланяется Им и обращается к Ним со словом «Адонаи»,
буквально «Господь», в единственном числе.
В
святоотеческой экзегезе встречается два толкования этого места. Первое: явился
Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов. Такое
толкование мы встречаем у мученика Иустина Философа, у святителя Илария
Пиктавийского, у святителя Иоанна Златоустого, у блаженного Феодорита
Киррского.
Однако
большинство отцов – святители Афанасий Александрийский, Василий Великий,
Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, — считают, что это явление Пресвятой
Троицы, первое откровение человеку о Триединстве Божества.
Именно
второе мнение было принято православным Преданием и нашло свое воплощение,
во-первых, в гимнографии, где говорится об этом событии именно как о явлении
Триединого Бога, и в иконографии (известная икона «Троица ветхозаветная»).
Блаженный
Августин («О граде Божием», кн. 26) пишет: «Авраам встречает трех, поклоняется
единому. Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому
— исповедал Единого Бога в Трех лицах».
Указание
на троичность Бога в Новом Завете — это, прежде всего, Крещение Господа Иисуса
Христа в Иордане от Иоанна, которое получило в Церковном Предании наименование
Богоявления. Это событие явилось первым явным Откровением человечеству о
Троичности Божества.
Далее,
заповедь о крещении, которую дает Господь Своим ученикам по Воскресении (Мф.
28: 19): «И так идите, и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и
Святого Духа». Здесь слово «имя» стоит в единственном числе, хотя относится оно
не только к Отцу, но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу вместе. Святитель
Амвросий Медиоланский следующим образом комментирует этот стих: «Сказал Господь
«во имя», а не «во имена», потому что один Бог, не многие имена, потому что не
два Бога и не три Бога».
2
Кор. 13: 13: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение
Святого Духа со всеми вами». Этим выражением апостол Павел подчеркивает личностность
Сына и Духа, которые подают дарования наравне с Отцом.
1
Ин. 5: 7: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три
суть едино». Это место из послания апостола и евангелиста Иоанна является
спорным, поскольку в древнегреческих рукописях этот стих отсутствует.
Пролог
Евангелия от Иоанна (Ин. 1: 1): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и
Слово было Бог». Под Богом здесь понимается Отец, а Словом именуется Сын, т. е.
Сын был вечно с Отцом и вечно был Богом.
Преображение
Господне есть также Откровение о Пресвятой Троице. Вот как комментирует это
событие евангельской истории В. Н. Лосский: «Поэтому и празднуется так
торжественно Богоявление и Преображение. Мы празднуем Откровение Пресвятой
Троицы, ибо слышен был голос Отца и присутствовал Святый Дух. В первом случае
под видом голубя, во втором – как сияющее облако, осенившее апостолов».
РАЗЛИЧИЕ
БОЖЕСТВЕННЫХ ЛИЦ ПО ИПОСТАСНЫМ СВОЙСТВАМ
Согласно
церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом
Ипостаси обладают единой природой. Естественно возникает вопрос, каким образом
их различать?
Все
Божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем
Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут.
Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним
из Божественных имен.
Одна
из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и
неповторима, а, следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести
под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к
общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое
отношение к другим личностям.
Именно
это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах
основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно
начиная с конца IV в. можно говорить об общепринятой терминологии, согласно
которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца —
нерожденность, у Сына — рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого
Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно
принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам
Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При
этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и
нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три
самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми Божественными совершенствами,
но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют
единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает
Божественным естеством в совершенстве и всецело.
Священник Олег Давыденков
Богослов.ру
(печатается в сокращении)
Комментариев нет:
Отправить комментарий