«Был
тих, скромен, благорассудлив, о бедных сострадателен, милостив», – так
лаконично описал деятельность святителя Иоанна (Максимовича) на Тобольской
кафедре один из современных ему биографов. Однако, прежде чем прославить
Господа в бескрайней сибирской епархии, праведник послужил Ему на родной земле.
Будущий светильник благочестия родился в г. Нежин современной Черниговской области
и был первенцем в многодетной семье своих родителей.
В
1680 г., сразу после окончания Киево-Могилянской коллегии, он был зачислен в
преподавательскую корпорацию этого учебного заведения. Тогда же Иоанн принял
монашество в Киево-Печерской обители и углубился в подвиг внутреннего делания.
Одной
из главных тем его богословских исследований стал вопрос о том, как человек
должен согласовывать свою волю с волей Божией. В результате им была переведена
книга под названием «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной
волей», в оригинале написанная на латинском языке.
Святитель
несколько переработал латинский текст, адаптировав его для православного
читателя (перевод книги был сделан Иоанном уже во время его служения в Сибири).
Во время несения подвигов в Киево-Печерской обители святой получил послушание
проповедника. В это время в Иоанне со всей силой раскрылся талант оратора и
красноречивого толкователя Священного Писания.
В
1680 г. Иоанн был назначен экономом Киево-Печерской Лавры, а в 1681-м – наместником
Свенского монастыря. Оттуда в середине 1695 г. Черниговским архиепископом
Феодосием, видевшим в нем своего преемника, он был переведен в Елецкий монастырь
г. Чернигова. Феодосий ходатайствовал о возведении Иоанна в сан архимандрита; чин
поставления состоялся в 1696 г. в Москве.
В
1697 г. патриарх Адриан вместе с собором епископов хиротонисал святого в архиерейский
сан и благословил служить на Черниговской кафедре. Сам владыка Иоанн глубоко почитал
святителя Феодосия и однажды по его молитвам исцелился от тяжкого недуга. (Этот
факт положил начало общецерковному почитанию Феодосия Черниговского как
великого Божия угодника).
Приняв управление епархией в свои руки, святитель Иоанн особое внимание уделил делу духовного просвещения и в скором времени организовал Коллегиум (по примеру Коллегии в Киеве). Сегодня мы бы назвали это учебное заведение духовной семинарией. Уникальность Черниговского коллегиума была в том, что он стал первым учебным заведением такого рода в Русской Церкви.
Приняв управление епархией в свои руки, святитель Иоанн особое внимание уделил делу духовного просвещения и в скором времени организовал Коллегиум (по примеру Коллегии в Киеве). Сегодня мы бы назвали это учебное заведение духовной семинарией. Уникальность Черниговского коллегиума была в том, что он стал первым учебным заведением такого рода в Русской Церкви.
В
скором времени была открыта и типография, где было издано множество книг
духовно-нравственной тематики. Известно, что в это время святитель проявлял заботу
о монахах Святой Горы Афон, оказывая им материальную помощь. В 1711 г.
праведник был возведен в сан митрополита и занял Тобольскую кафедру.
Святитель
Иоанн снова активно занялся просвещением: усовершенствовал местную духовную школу,
привез из Чернигова много книг духовного содержания. В это же время он отправил
духовную миссию в далекий Пекин.
Известно, что владыка часто помогал простым людям. Переодевшись в простого монаха, он ходил по домам и приносил нуждающимся щедрую милостыню со словами: «Приимите во имя Иисуса Христа». После каждой отслуженной Литургии митрополит Иоанн кормил обедом священство и нищих, прислуживая за столом.
Известно, что владыка часто помогал простым людям. Переодевшись в простого монаха, он ходил по домам и приносил нуждающимся щедрую милостыню со словами: «Приимите во имя Иисуса Христа». После каждой отслуженной Литургии митрополит Иоанн кормил обедом священство и нищих, прислуживая за столом.
Праведник
скончался у себя в келии во время коленопреклонной молитвы летом 1715 г. Ныне его
мощи покоятся в тобольском соборе в честь Покрова Божией Матери.
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий