Сегодня
у нас в гостях «Самарянка» — единственный в отечественном информационном
пространстве православный женский журнал. Но, хотя журнал и единственный, он
освещает многие грани жизни наших современниц, что делает его интересным и для
сильной половины. Поэтому мужчины не только читают «Самарянку», но часто появляются
на ее страницах как авторы и собеседники.
О
ВРЕМЕНИ И ВОЗМОЖНОСТЯХ
—
Владимир Романович, Ваш послужной список впечатляет. Как удается совладать с
таким объемом работы?
—
Плохо удается. Ухожу с работы с ощущением того, как много опять не успел. И
хотя не могу назвать себя человеком ленивым, но времени не хватает. Пытался
заниматься тайм-менеджментом, что-то для себя оттуда брал, но… нет времени проработать
эти книжки.
—
К сожалению, человеческие возможности ограничены…
—
Да, и я на себе это ощущаю. И все же люблю узнавать новое. Мне нравится роль
ученика. Хотя неплохо чувствую себя и в положении учителя, поскольку очень рано
начал преподавать.
—
А кем Вы хотели стать в детстве?
—
Трудно сказать… Ведь, в отличие от Льва Николаевича Толстого, я не помню себя с
двух лет. Мое детство проступает пятнами, какими-то эпизодами. Но, поскольку отец
работал в МВД, был период, когда мне хотелось заниматься охраной правопорядка.
В третьем классе я начал было писать роман или повесть, хотя не помню, чтобы
мне хотелось стать писателем.
—
А хотя бы название романа в памяти осталось?
—
Увы! Даже не вспомню, о чем он… Позже начал писать стихи. Но, к счастью, очень быстро
понял, что я не поэт. Хотя, будучи школьником даже читал свои стихи на слете
поэтов Казахстана. Почему я на это обращаю внимание? Потому что, как любой
редактор (и я думаю, Вы меня поймете), я сталкиваюсь с большим потоком стихов,
которые присылают поэты…
И как человек, «испорченный» Пушкиным, плохо воспринимаю современное поэтическое творчество, хотя и не могу себя отнести к знатокам или большим ценителям поэзии. У меня был учитель в жизни, который приучил меня к вдумчивому и многообразному восприятию жизни.
И как человек, «испорченный» Пушкиным, плохо воспринимаю современное поэтическое творчество, хотя и не могу себя отнести к знатокам или большим ценителям поэзии. У меня был учитель в жизни, который приучил меня к вдумчивому и многообразному восприятию жизни.
Я
очень много читал еще в школьном возрасте, поэтому какое-то время хотел быть
ученым. Хотя, опять же, благодарю Бога, что, защищая диссертацию, я понял, что
это не моя жизненная доминанта. Иными словами, занятия наукой — не основная моя
жизненная потребность.
О
ПОСТУПЛЕНИИ В МГИМО
—
После школы Вы поступили в Институт международных отношений…
—
Это произошло не сразу, хотя окончил школу с золотой медалью. Я вырос в
небольшом городе Кустанае, в Северном Казахстане, школ там было не очень много,
население — около 300 тысяч. В наш выпуск во всем городе было всего два золотых
медалиста — одна девочка и я. И я единственный из класса, кто никуда не поступил.
Все поступили, а я поехал в МГИМО и недобрал один балл.
—
Обидно…
—
Да. Проходными были 23 балла, а я набрал 22. Я приехал домой, и двоюродный брат
сказал: «Что ты расстраиваешься? Кто-то скажет: “Я поступил в Кустанайский
пединститут”, а ты скажешь: “Я не поступил в МГИМО. Что круче?”».
—
И что было потом?
—
Полгода работал на «скорой помощи», а потом уже готовился к поступлению в
МГИМО. Вторая попытка увенчалась успехом.
—
А почему все-таки МГИМО?
—
Это такая удивительная история, на примере которой можно рассуждать о Божием Промысле.
Я, собственно, не собирался поступать в МГИМО. В то время я увлекался философией
и хотел поступать на философский факультет в МГУ. У нас всегда были очень доверительные
отношения с мамой, я рассказывал о своих идеях, и, когда я закончил девятый
класс, мы поехали в Москву «на разведку». Пришли в МГУ, зашли в деканат, чтобы
узнать насчет поступления. Там сидит человек, печатает на машинке.
Через
плечо с нами поздоровался. Я объясняю, что, вот, хочу поступать на философский факультет.
Он спрашивает: «А вы откуда?», я отвечаю: «Из Северного Казахстана». Далее
следует фраза: «Вы не поступите», и человек продолжает печатать на машинке. Я
растерялся. А человек за машинкой добавил: «Связи есть?»…
—
Да, была такая история. Квоты на получение высшего образования…
—
Но, поскольку я не казах, пришлось ехать в МГИМО. А там все в галстуках, такие
вежливые, мы что-то спросили, нам вежливо ответили, мы опять что-то спросили,
нам опять ответили. И я был совершенно очарован этой атмосферой вежливости. И
все как-то сложилось, хотя и не сразу…
—
Как складывалась учеба? Вам нравилось?
—
Мне нравилось учиться, безусловно. У нас были потрясающие преподаватели. В
институте я встретил второго своего учителя Юрия Павловича Вяземского, которого
я очень полюбил, которому я многим обязан.
О
ВЕРЕ, «ФОМЕ» И ДРУЗЬЯХ
—
А каким был Ваш путь к вере? Это был путь самостоятельного поиска или какие-то семейные
традиции?
—
Мои родители родом из Винницкой области, из соседних деревень. Детство их начиналось
еще до войны, папа — 1933 г., мама — 1938 г. рождения (я довольно поздний
ребенок). Их детство проходило в религиозной среде. Потом они уехали на целину,
и все это ушло.
Но
были бабушка и дедушка, к которым мы ездили на лето, — это папины родители. Там
тоже произошла интересная история — в какой-то момент они стали баптистами.
Поскольку отец не очень разрешал все это дело, то нас они с собой на собрания
не брали. Но у них дома была Библия, которую я в детстве читал. (Интересно,
что моя бабушка перед смертью вернулась в Православие, принесла покаяние и
умерла, исповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин.)
Потом
я был пионером, комсомольцем, как и многие в те годы. Вы знаете, у меня такой стандартный
путь без потрясений, скорее по интеллектуальной линии. Сначала был Достоевский,
потом дядя Слава — мой первый учитель, затем журнал «Вопросы философии» стал издавать
приложение «Русские философы», и я читал Бердяева, Флоренского, потом поступил в
институт… Там на нас сильно повлиял один преподаватель, который вел историю
музыки. И мы как-то стали ходить в церковь, потом я впервые исповедовался.
—
В Вашей жизни был интересный момент, связанный с поездкой в Америку…
—
На третьем курсе института я уехал учиться в Америку. И, как принято говорить,
совершенно случайно оказался в маленьком городке Чико в Калифорнии, где
находилось представительство братства, основанного иеромонахом Серафимом
(Роузом). Знакомство с этой общиной меня очень сильно перевернуло в плане понимания
церковной и общинной жизни. И мы там делали журнал для панков.
Там, в небольшом домике жили два послушника (они называли его Богоявленский скит), к ним можно было зайти, дверь всегда была открыта. Идешь по американскому городу и видишь надпись — «Theophany Skete». Оба слова для американцев непонятны. Заходишь туда — там иконы, в другой мир попадаешь.
Я был не очень церковный человек в тот момент, но все-таки для меня это было родное, и, оказавшись за границей, я невольно тянулся туда, а, с другой стороны, они тянулись ко мне. И меня это поразило, потому что они воспринимали меня как живого носителя православной традиции: «Ты же из России приехал». И меня это понуждало каким-то образом «соответствовать».
Там, в небольшом домике жили два послушника (они называли его Богоявленский скит), к ним можно было зайти, дверь всегда была открыта. Идешь по американскому городу и видишь надпись — «Theophany Skete». Оба слова для американцев непонятны. Заходишь туда — там иконы, в другой мир попадаешь.
Я был не очень церковный человек в тот момент, но все-таки для меня это было родное, и, оказавшись за границей, я невольно тянулся туда, а, с другой стороны, они тянулись ко мне. И меня это поразило, потому что они воспринимали меня как живого носителя православной традиции: «Ты же из России приехал». И меня это понуждало каким-то образом «соответствовать».
—
А нельзя ли подробнее о журнале для панков? И как он мог пересекаться с
православной общиной?
—
Журнал назывался «Смерть для мира», одновременно обыгрывая в названии идею
панковскую и идею умирания монаха для мира. Он был простенький, делался в таких
жестких дизайнерских решениях, хотя, наверное, это громко сказано. Все вырезалось,
клеилось, получался некий коллаж, несуществующего формата — квадратный такой, —
потом его размножали на ксероксе. Я им помогал немного.
А
когда уезжал, отец Герман, с которым отец Серафим (Роуз) основывал это
братство, сказал мне, что надо выпускать журнал в России. Я говорю: «Я же не
панк», отец Герман отвечает: «Не надо панковский, просто журнал для молодежи».
Я удивился: «Не знаю, как это делать», а отец Герман говорит: «Но тебе же
Господь дал голову, давай». Я приехал, долгое время думал что и как, пока не
встретил Володю Гурболикова, с которым мы и придумали журнал «Фома».
—
Вы, если не ошибаюсь, и сейчас вместе работаете…
—
Да, мы и сейчас вместе работаем. Журнал долгое время не имел главного
редактора, хотя реально им был Володя, потому что он уже в профессии состоялся.
Но потом необходимо было выполнять какие-то представительские функции, и нам пришлось
сделать меня главным редактором. Я очень многим обязан Володе и очень его люблю.
—
Это такая большая редкость — на протяжении многих лет сохранить дружбу и профессиональное
взаимопонимание…
—
Ну, это благодаря Володе, который с терпимостью относится к моим недостаткам. Вообще,
Господь милостив, я почти везде работаю со своими друзьями, и это, конечно, редкость,
потому что возникают рабочие ситуации, которые неизбежно приводят к конфликтам.
Но пока все получается.
О
СЕМЬЕ
—
Что для Вас семья?
—
Что-то такое, чему каждый день учишься и что пытаешься понять. Это относится к
области трудно выразимых словами вещей. Моей семье только три года, и это новые
чувства и новые ощущения. Я очень счастлив, что у меня такая супруга, которая с
пониманием относится к сложностям моего характера. Я очень импульсивный,
эмоциональный человек, и, как мне кажется, со мной очень непросто находиться
рядом, по крайней мере, длительное время, а ей как-то удается…
—
А как Вы познакомились? Если не секрет, конечно…
—
Не секрет. Я шел по редакции, вижу: девушка за компьютером работает. Я у Володи
Гурболикова спрашиваю: «А кто это?», а он мне отвечает: «Да это же Настя
Верина, которая нам три года про новомучеников пишет». Мы начали общаться и как-то
быстро поняли, что надо создавать малую церковь. В мае мы познакомились, а в
октябре уже поженились. Нам уже не по 18 лет было, поэтому мы пропустили долгие
этапы приглядывания-присматривания друг к другу.
—
Появились ли какие-то общие увлечения? Что-то вместе делаете?
—
Скорее, вместе не делаем. Я иногда прошу Настю посмотреть вместе какой-нибудь фильм,
в те редкие минуты, когда это получается. А общие увлечения на сегодня — наши дети,
вместе смотрим на то, как они меняются. Это удивительный процесс!
—
У Вас две дочки. Старшей два с половиной годика, младшей — шесть месяцев. Ощущаете
ли в себе какие-то перемены с появлением детей?
—
Не могу сказать, что я стал другим или стал мягче. Но точно могу сказать, что с
появлением детей я стал счастливее. Рядом со мной находится источник постоянной
радости. Да, кстати, я вспомнил, что все-таки изменилось. Когда у меня не было детей
— я «переживал за человечество». Теперь у меня две девочки, и я стал
задумываться о будущем своих детей.
—
Вы перестали переживать за человечество?
—
Нет, не переставая переживать за человечество, я переживаю за то, в каком мире
будут жить мои дети, и какими они будут в этом мире. Когда мы крестили младшую
дочь, то духовник моей жены, замечательный и очень глубокий человек, игумен
Дамаскин (Орловский), который посвятил свою жизнь прославлению новомучеников,
сказал: «Как родителям воспитать своих детей христианами? Только личным
примером». Я говорю: «Батюшка, как-то тяжело это сделать». На что и получил
ответ: «Зато спасительно».
—
Удается ли совмещать Ваши профессиональные нагрузки с обязательствами перед
семьей?
—
Очень плохо. И когда жена начинает что-то такое мне говорить, я отвечаю: «Вы
все равно меня видите чаще, чем я вас, — вы меня видите по телевизору, а я вас
нет».
—
Есть ли у Вас какие-то домашние обязанности?
—
Каких-то особых обязанностей нет. Когда есть возможность, гуляю с детьми, могу
искупать. Посуду помыть.
О
СЕБЕ
—
Ваши сильные и слабые стороны?
—
Я вспыльчивый человек, очень. И еще у меня гипертрофированная ответственность.
Мне мой близкий друг говорит, что нельзя предъявлять к людям повышенные
требования, потому что они не обязаны так же отдаваться делу, как и ты. Но я
считаю, что люди должны нести ответственность за свои слова и поступки, быть
обязательными.
—
У Вас есть какие-то качества, личные или профессиональные, над которыми
пришлось изрядно поработать?
—
Да, есть. Это эффект чистого листа и эффект вхождения в новую аудиторию. Я
преподаватель с 1994 г., но каждый раз, когда вхожу в новую аудиторию, — всегда
очень волнуюсь. То же самое происходит, когда садишься перед чистым листом бумаги
(сейчас — перед чистым экраном компьютера) и вымучиваешь первые строчки. Но
нашел выход: я диктую, а потом уже переношу на бумагу.
—
Владимир Романович, Вы большой книгочей. Какие литературные направления Вам близки?
Ваши любимые книги, авторы?
—
Ничего оригинального: я поклонник русской и зарубежной классики. Очень люблю Ф.
М. Достоевского, это недостижимая величина. Считаю, что читать нужно только те книги,
которые прошли испытание временем, поэтому раз в несколько лет я стараюсь
перечитывать определенный набор любимых книг. Это «Дон Кихот», «Братья Карамазовы»,
«Преступление и наказание», «Война и мир».
Есть
у меня еще автор, которого очень люблю. Это Сергей Довлатов. Человек, который
был гениальным журналистом и писателем, творящим в русле русской культуры.
Довлатов был неверующим человеком, по крайней мере, он сам так говорил, и все его
произведения показывают, на мой взгляд, безысходность мира неверующего
человека. Это очевидно. У него замечательные произведения — они и грустные, и
смешные, и глубокие, но для меня они просто вопиют о том, что мир человека без
Бога трагичен.
—
А случаются ли новые литературные открытия?
—
В этом году прочитал новую книгу о Довлатове, но как-то она не произвела на
меня впечатления, а вот перечитав «Дон Кихота» в очередной раз понял, насколько
я глупее этой книги. У меня есть привычка читать книги с карандашом в руке, и я
думал, что к моим пометкам добавить уже нечего. Ошибался.
—
Чем Вам близок герой Сервантеса?
—
Смотря какой герой. Мне Санчо в чем-то намного ближе Дон Кихота. А про Серого —
любимого осла Санчо — я вообще не говорю: милейшее животное.
—
Что пожелаете нашим читательницам?
—
В Евангелии есть такой призыв — всегда радуйтесь! У меня пока не получается,
может быть, попробуем вместе?
Беседовала Екатерина Немчинова
Комментариев нет:
Отправить комментарий