Преподобный
Амвросий Оптинский давал своей духовной дочери такие советы. Она его спросила,
с чего начинать спасение души. Первый совет: перестань всех учить. Второй: зри
свои грехи и кайся. Это путь православного отношения к человеку, к миру. А все
попытки переделать друг друга являются порождением нашей невоцерковленности,
нашего нехристианского отношения к миру, друг к другу…
— Может ли человек человека воспитать и
тем более перевоспитать?
—
…Если говорить об отношениях между взрослыми людьми, то, начиная переделывать,
судить других людей, мы идем не по православному пути, потому что православный
путь — это путь зрения своих грехов, а не чужих…
…Если
я человек православный, я должен понимать, что нет случайных людей в моей
жизни, и каждый человек, которого Бог ко мне посылает, — это человек, нужный
мне. Пусть даже он раздражительный, гневливый, злой, но моя реакция на него
показывает, что я мало чем от него отличаюсь… Поэтому святые отцы и заповедали
молиться за своих врагов, которые помогают нам видеть нашу собственную внутреннюю
нечистоту.
У
святителя Тихона Задонского был такой обычай: кто его обижал, он тому в знак
благодарности 15 копеек давал — за то, что внутри себя замечал греховные
движения, греховные реакции, и очень благодарил, что Господь при помощи этого
человека помогал ему каяться. Таким образом мы, возможно, друг друга и переделываем.
Часто
мы путаем, считая, что воспитывать — это влиять. А воспитывать — это питать и
душу, и плоть, и дух. Дух питает душу, душа преображает плоть… Большинство
людей, живущих в миру, считает, что ребенок рождается здоровым, нормальным
существом. С точки же зрения Православия человек рождается с поврежденной
природой, с печатью первородного греха. И, прежде чем воспитывать, развивать, необходимо
его сначала исцелить и исправить.
Если этого не происходит, то мы развиваем искаженную человеческую природу. Правильное понимание человека исходит из того, что у него должна быть исправленная человеческая природа, а это происходит в Таинстве Крещения, <...> когда именно духовное начало обретает первенство в жизни. Главное, мы должны помнить, что все хорошее в человеке — от Бога, поэтому воспитать — привести ребенка к Богу — и есть основная обязанность родителей.
Если этого не происходит, то мы развиваем искаженную человеческую природу. Правильное понимание человека исходит из того, что у него должна быть исправленная человеческая природа, а это происходит в Таинстве Крещения, <...> когда именно духовное начало обретает первенство в жизни. Главное, мы должны помнить, что все хорошее в человеке — от Бога, поэтому воспитать — привести ребенка к Богу — и есть основная обязанность родителей.
— Какова цель христианского воспитания?
—
Цель христианского воспитания — привести ребенка ко Христу, сделать из него
христианина, чтобы он, когда придет в разум, сам себя исповедовал бы как
христианина, понимая, что такая жизнь — правильная, полноценная. В основе жизни
должен быть дух; дух питает душу, а душа преображает плоть. Если плотское
начинает подавлять духовное и душевное, то проявляется искаженность человеческой
природы. При этом радость истинного бытия не приобретается. Душа скорбит, места
себе не находит, как сказано в Священном Писании: «Что пользы человеку
приобрести весь мир, а себя самого погубить?» (Лк. 9: 25)...
Это
мучительная жизнь, не приносящая радости, а доводящая до уныния и до
трагических последствий, что мы наблюдаем в существовании многих людей, даже
благополучных, на первый взгляд, — и образованных, и материально обеспеченных,
— которые скорбят, испытывая духовную несостоятельность и неполноценность.
Человек должен реализоваться именно как существо духовное, имеющее образ и
подобие Бога в себе.
Поэтому
целью христианского воспитания также является обретение полноты духовного
бытия, радости духовного бытия, потому что, когда у человека душа радуется, ему
мало что нужно в этом мире; а когда душа скорбит, ничего ему радости в этом
мире не может принести. Христианское воспитание состоит в том, чтобы научить человека
угождать Богу, своей жизнью радовать Бога, точно так же как ребенок старается
радовать своих родителей.
— Чем отличается светская семья от
христианской?
—
Христиане понимают, что человек рождается с поврежденной природой и в нем нужно
сеять семена новой жизни. Церковные таинства — те благодатные семена, которые
сеются в человеке.
Ими исправляется человеческая природа, и преобладающими становятся не плоть и кровь — то устроение, которое дети получают от родителей, а то устроение, которое они получают от Христа, от вечной жизни. А если ребенок живет вне Церкви, то первично, конечно, плотское, генетическое наследство. То есть наши недостатки и наклонности детей суммируются, а новых семян нет…
Ими исправляется человеческая природа, и преобладающими становятся не плоть и кровь — то устроение, которое дети получают от родителей, а то устроение, которое они получают от Христа, от вечной жизни. А если ребенок живет вне Церкви, то первично, конечно, плотское, генетическое наследство. То есть наши недостатки и наклонности детей суммируются, а новых семян нет…
Многие
родители хотят по-своему воспитать, но, не имея высокого идеала, заботятся лишь
о том, чтобы ребенок был не хуже других, чтобы был образован, хорошо одевался,
то есть обращают внимание на незначительные вещи, а главное упускают.
А
главное — посеять духовные семена, приучить ребенка к тому, чтобы он вкушал
радости именно духовной жизни. То есть надо стараться привести ребенка к Богу.
Нужно понимать, что без Церкви это сделать невозможно. Поэтому главная забота
родителей — воцерковить ребенка, чтобы он с детства полюбил Церковь, остался в
ней, и чтобы она благословляла его, хранила и наставляла в дальнейшей жизни.
— Должна ли быть разница в воспитании
мальчиков и девочек?
—
Конечно, должны быть отличия. Мальчик должен расти мужчиной, человеком
ответственным, умеющим что-то делать, а женщина должна расти смиренной, заботливой.
Половое воспитание — это знание и выполнение своих мужских и женских
обязанностей. И учить этому надо с рождения.
— Говорят, что самое важное, когда
растишь ребенка, — это правильно его воспитать. Но когда же заниматься воспитанием,
если целый день — на работе, вечером — масса домашних дел, и усталость валит с
ног?
—
Воспитание — это еще и умение организовать жизнь ребенка. Надо, чтобы у него
были обязанности по дому. Надо сделать так, чтобы он тоже был занят весь день:
все трудятся — и ребенок должен трудиться. Беда в том, что родители уходят на
весь день — и ребенок брошенный, не имеет своего дела. Он начинает скитаться,
маяться и попадает во всевозможные искушения.
И, конечно же, самое охранительное средство — благочестивая жизнь родителей. Они должны все время воспитывать себя, понимать, что существует духовная связь, а значит, должны бояться через собственный грех повредить своему чаду. И если уберегут себя от греха, то и ребенка уберегут от искушений. Следовательно, надо заботиться о занятости ребенка и о сохранении собственной чистоты.
И, конечно же, самое охранительное средство — благочестивая жизнь родителей. Они должны все время воспитывать себя, понимать, что существует духовная связь, а значит, должны бояться через собственный грех повредить своему чаду. И если уберегут себя от греха, то и ребенка уберегут от искушений. Следовательно, надо заботиться о занятости ребенка и о сохранении собственной чистоты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий