29 июня 2012

АРХИМАНДРИТ ГЕОРГИЙ (ШЕСТУН): ОБРЕТЕНИЕ ПОЛНОТЫ ДУХОВНОГО БЫТИЯ

Преподобный Амвросий Оптинский давал своей духовной дочери такие советы. Она его спросила, с чего начинать спасение души. Первый совет: перестань всех учить. Второй: зри свои грехи и кайся. Это путь православного отношения к человеку, к миру. А все попытки переделать друг друга являются порождением нашей невоцерковленности, нашего нехристианского отношения к миру, друг к другу…

— Может ли человек человека воспитать и тем более перевоспитать?
— …Если говорить об отношениях между взрослыми людьми, то, начиная переделывать, судить других людей, мы идем не по православному пути, потому что православный путь — это путь зрения своих грехов, а не чужих…

…Если я человек православный, я должен понимать, что нет случайных людей в моей жизни, и каждый человек, которого Бог ко мне посылает, — это человек, нужный мне. Пусть даже он раздражительный, гневливый, злой, но моя реакция на него показывает, что я мало чем от него отличаюсь… Поэтому святые отцы и заповедали молиться за своих врагов, которые помогают нам видеть нашу собственную внутреннюю нечистоту.

У святителя Тихона Задонского был такой обычай: кто его обижал, он тому в знак благодарности 15 копеек давал — за то, что внутри себя замечал греховные движения, греховные реакции, и очень благодарил, что Господь при помощи этого человека помогал ему каяться. Таким образом мы, возможно, друг друга и переделываем.

Часто мы путаем, считая, что воспитывать — это влиять. А воспитывать — это питать и душу, и плоть, и дух. Дух питает душу, душа преображает плоть… Большинство людей, живущих в миру, считает, что ребенок рождается здоровым, нормальным существом. С точки же зрения Православия человек рождается с поврежденной природой, с печатью первородного греха. И, прежде чем воспитывать, развивать, необходимо его сначала исцелить и исправить. 

Если этого не происходит, то мы развиваем искаженную человеческую природу. Правильное понимание человека исходит из того, что у него должна быть исправленная человеческая природа, а это происходит в Таинстве Крещения, <...> когда именно духовное начало обретает первенство в жизни. Главное, мы должны помнить, что все хорошее в человеке — от Бога, поэтому воспитать — привести ребенка к Богу — и есть основная обязанность родителей.

— Какова цель христианского воспитания?
— Цель христианского воспитания — привести ребенка ко Христу, сделать из него христианина, чтобы он, когда придет в разум, сам себя исповедовал бы как христианина, понимая, что такая жизнь — правильная, полноценная. В основе жизни должен быть дух; дух питает душу, а душа преображает плоть. Если плотское начинает подавлять духовное и душевное, то проявляется искаженность человеческой природы. При этом радость истинного бытия не приобретается. Душа скорбит, места себе не находит, как сказано в Священном Писании: «Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить?» (Лк. 9: 25)...

Это мучительная жизнь, не приносящая радости, а доводящая до уныния и до трагических последствий, что мы наблюдаем в существовании многих людей, даже благополучных, на первый взгляд, — и образованных, и материально обеспеченных, — которые скорбят, испытывая духовную несостоятельность и неполноценность. Человек должен реализоваться именно как существо духовное, имеющее образ и подобие Бога в себе.

Поэтому целью христианского воспитания также является обретение полноты духовного бытия, радости духовного бытия, потому что, когда у человека душа радуется, ему мало что нужно в этом мире; а когда душа скорбит, ничего ему радости в этом мире не может принести. Христианское воспитание состоит в том, чтобы научить человека угождать Богу, своей жизнью радовать Бога, точно так же как ребенок старается радовать своих родителей.

— Чем отличается светская семья от христианской?
— Христиане понимают, что человек рождается с поврежденной природой и в нем нужно сеять семена новой жизни. Церковные таинства — те благодатные семена, которые сеются в человеке. 

Ими исправляется человеческая природа, и преобладающими становятся не плоть и кровь — то устроение, которое дети получают от родителей, а то устроение, которое они получают от Христа, от вечной жизни. А если ребенок живет вне Церкви, то первично, конечно, плотское, генетическое наследство. То есть наши недостатки и наклонности детей суммируются, а новых семян нет…

Многие родители хотят по-своему воспитать, но, не имея высокого идеала, заботятся лишь о том, чтобы ребенок был не хуже других, чтобы был образован, хорошо одевался, то есть обращают внимание на незначительные вещи, а главное упускают.

А главное — посеять духовные семена, приучить ребенка к тому, чтобы он вкушал радости именно духовной жизни. То есть надо стараться привести ребенка к Богу. Нужно понимать, что без Церкви это сделать невозможно. Поэтому главная забота родителей — воцерковить ребенка, чтобы он с детства полюбил Церковь, остался в ней, и чтобы она благословляла его, хранила и наставляла в дальнейшей жизни.

— Должна ли быть разница в воспитании мальчиков и девочек?
— Конечно, должны быть отличия. Мальчик должен расти мужчиной, человеком ответственным, умеющим что-то делать, а женщина должна расти смиренной, заботливой. Половое воспитание — это знание и выполнение своих мужских и женских обязанностей. И учить этому надо с рождения.

— Говорят, что самое важное, когда растишь ребенка, — это правильно его воспитать. Но когда же заниматься воспитанием, если целый день — на работе, вечером — масса домашних дел, и усталость валит с ног?
— Воспитание — это еще и умение организовать жизнь ребенка. Надо, чтобы у него были обязанности по дому. Надо сделать так, чтобы он тоже был занят весь день: все трудятся — и ребенок должен трудиться. Беда в том, что родители уходят на весь день — и ребенок брошенный, не имеет своего дела. Он начинает скитаться, маяться и попадает во всевозможные искушения. 

И, конечно же, самое охранительное средство — благочестивая жизнь родителей. Они должны все время воспитывать себя, понимать, что существует духовная связь, а значит, должны бояться через собственный грех повредить своему чаду. И если уберегут себя от греха, то и ребенка уберегут от искушений. Следовательно, надо заботиться о занятости ребенка и о сохранении собственной чистоты.


Комментариев нет:

Отправить комментарий