Православное
французское кино. На первый взгляд кажется, что этим трем словам не суждено
быть вместе. Но для того и существует кинематограф, чтобы удивлять зрителя. Фильм
французского режиссера Оливье Орле «Пеликан», который вышел на экраны в прошлом
году, — яркое тому подтверждение.
Картина
повествует о непростых отношениях отца-рыбака со своим сыном после смерти жены.
Потеряв любимую, мужчина полностью утрачивает интерес к жизни и даже не хочет общаться
с собственным ребенком. Но однажды в их доме появляется птенец пеликана, который
помогает мальчику вновь обрести своего отца и возродить его к жизни.
Фильм
стал настоящим событием IX Киевского
Международного фестиваля православного кино «Покров-2011». Главную роль в
картине сыграл знаменитый Эмир Кустурица. И с первых минут просмотра стало
ясно, что известный сербский режиссер не только играет в этом фильме, но и
является несомненным вдохновителем творческой группы. Это одновременно и
настораживало. Ведь фильмы Кустурицы знамениты не только своей
жизнерадостностью и оригинальным юмором, но и эпатажными сценами.
Опасения
оказались напрасными, и «Пеликан», к большой радости публики, показал настоящий
образец профессионального православного кино. Удивительно, но фильм, снятый
французскими кинематографистами, оказался глубоко христианский и по духу, и по
содержанию.
Не
случайно именно пеликан в фильме примиряет отца с сыном и наполняет их жизнь радостью
и смыслом. В древности считалось, что пеликан, спасая от смерти родных птенцов,
кормит их кровью из своей разодранной груди. Поэтому для христиан первых веков эта
птица стала символом Христа, питающего верных Своими Телом и Кровью.
Подтверждение этому мы находим в службе Великой Субботы. В одной из похвал на
утрене говорится: «Якоже птица неясыть (пеликан — авт.), уязвлен в ребра Твоя,
Слове, дети Твоя умершия оживил еси, искапав им животворныя токи».
Но
и без смысловой нагрузки пеликан смотрится в картине великолепно, особенно на
фоне захватывающих греческих пейзажей. История дружбы мальчика Яниса и
диковинной птицы рассказана остроумно и весело.
Несмотря
на то, что фильм снят в жанре трагикомедии, он ни разу не переходит ту черту, за
которой юмор становится пошлостью. Здесь есть и веселые монахи, и вызывающий улыбку
многодетный приходской священник, но это нисколько не уничижает пастырей Церкви,
а, наоборот, делает их более понятными и близкими зрителю.
У
французов можно поучиться правдивому изображению церковной действительности. В
фильме нет стилизованного духовенства, которое живет искусственно-духовной
жизнью. Этой честностью «Пеликан» и подкупает зрителя. Настоятель местного
монастыря здесь может рассмешить своих послушников, а вместе с ними и зрителей,
почти до слез. Но, когда нужно, он дает мудрый совет мальчику, оказавшемуся в
сложной жизненной ситуации. Есть в картине и любовная линия, но режиссер сумел
так показать влюбленных подростков, что фильм можно смело смотреть всей семьей.
В
«Пеликане» нет лихо закрученного сюжета с непредсказуемыми поворотами повествования
и неожиданной развязкой. Нет здесь и выдающихся актерских работ. Но после его
просмотра мир вокруг становится светлее, и у зрителя появляется желание сделать
что-то хорошее. Однако не будем подробно раскрывать весь творческий замысел картины,
оставив зрителям возможность самим открыть для себя этот фильм.
Фильм,
от которого веет добром, нравится практически любому зрителю. Секрет этого, возможно,
кроется в причастности к проекту знаменитого сербского режиссера, который,
после принятия Крещения в 2005 г., все чаще использует свой талант на благо
Церкви. В мае этого года Сербский Патриарх Ириней наградил Эмира Кустурицу высшим
знаком отличия Сербской Православной Церкви — орденом святого Саввы первой степени,
за «бескорыстный труд и представление сербского народа и Православия в мире».
Олег Карпенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий