01 июня 2012

ПОМЯНУХ ДНИ ДРЕВНИЯ. О чтении паримий в Неделю Пятидесятницы

М. Врубель. Сошествие Святого Духа
 на апостолов. 1884 г. (живопись маслом).
Хоры Кириловской церкви
Праздник Новозаветной Пятидесятницы был установлен самими апостолами. Следует сказать, что кроме Пасхи только праздник Пятидесятницы имеет свои корни в Ветхом Завете. По своей важности Пятидесятница являлась вторым праздником после Пасхи для иудеев. В этот день иудеи праздновали принятие Моисеем на горе Синай Закона Божия, которое произошло на 50-й день после праздника Пасхи.

Кроме этого, иудейская Пятидесятница была также выражением благодарности иудеев в связи со сбором урожая. Ввиду того что этот день выпадал на период жатвы, его называли также «Праздником жатвы». Все иудеи в этот день приносили в Храм начатки от плодов. Пятидесятница, ярко праздновавшаяся иудеями, называлась еще и «Праздником седмиц» (см. Исх: 34: 22; Лев. 23: 15–17; Числ. 28: 31; Втор. 16: 9–10).

ПРАЗДНИК ХРИСТИАН

В Новом Завете замечание апостола Павла в послании к Коринфянам: «в Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы» (1 Кор. 16: 8) и замечание апостола Луки, что тот же апостол Павел спешил на Пятидесятницу в Иерусалим (см.: Деян. 20: 16), свидетельствуют о том, насколько чтил апостол этот праздник. Уже в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20) есть прямое свидетельство о праздновании Святой Пятидесятницы: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа».

С IV в. свидетельства о Пятидесятнице (и как о священном периоде в 50 дней, и как об особом празднике) становятся частыми у церковных писателей. Блаженный Августин упоминает о ночном богослужении (бдении) (видимо, соединявшимся с Литургией) на Пятидесятницу.

Закон Феодосия Младшего запрещает публичные зрелища во время праздников Пасхи и Пятидесятницы, причем указываются две следующие особенности этих праздников: 1) что неофиты снимают свои белые одежды, служащие знаком нового светорождения (Крещения) во святой и небесной бане, и 2) что в это время читаются «апостольские страдания», т. е. Деяния святых Апостолов. Особенную богослужебную торжественность празднику придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день Крещение оглашенных (поэтому на Литургии традиционное пение Трисвятого заменяется песнопением «Елицы во Христа крестистеся...»).

В IV в. святым Василием Великим были составлены коленопреклонные молитвы, которые читаются на вечерне до сих пор. В VIII в. святой Иоанн Дамаскин и святой Косма Маюмский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь. Особое место в праздничном богослужении занимают паримии.

Наибольшее собрание притчей находится в одноименной Книге Притчей Соломоновых. Чтения именно из этой книги чаще, чем из других ветхозаветных книг предлагаются в церковных службах. От Книги Притчей, как наиболее употребляемой, название «паримии» распространилось и на другие церковные чтения, взятые из прочих священных книг, которые могут не только носить поучительный, иносказательный характер, но и иметь исторические свидетельства, относящиеся к конкретному празднику или ко дню памяти великого святого.

ВОЗВЕЩАТЬ О ВЕЛИКИХ ДЕЛАЖ БОЖИИХ

Зачастую паримия представляет собой цельный отрывок из библейских книг, однако иногда она состоит из нескольких разных отрывков, объединенных в один. Примером этого может послужить первая паримия, которая читается во время великой вечерни на праздник Пятидесятницы. Она взята из 11-й главы Книги Чисел и состоит из двух отрывков, объединенных в один: первый — 16–17 стихи и второй — 24–29 стихи. 

Повествование этой паримии относит нас к событиям 40-летнего странствия еврейского народа по пустыне. Израильтяне постоянно роптали на Моисея, уставшие и от тяжести пути, и от прочих лишений. И хотя Господь питал народ Свой манной небесной, люди требовали и разнообразия в пище, и вдоволь воды. Жалобы на трудность пути не прекращались, и Моисей стал в молитве просить себе у Бога смерти. 

Ему горько было видеть малодушие народа, который не умеет ценить свободу и не хочет перетерпеть временные лишения на пути в землю, дарованную им Богом. Бог внял его молитвам. Господь велел ему собрать у скинии 70 мужей, которым обещал дать «от Духа, сущаго» в Моисее, чтобы они могли разделить с ним бремя руководства народом. Такое служение требует особой помощи Божией, и Бог обещает избранным старейшинам те же дары Святого Духа, которые были даны Моисею. 

И вот все 70 мужей почувствовали особое вдохновение и «пророчествовали». На языке Писания «пророчествовать» — это не обязательно предсказывать, но более всего возвещать «о великих делах Божиих» (Деян. 2: 11), сказать о Боге так, чтобы душа загорелась как у самих старейшин, так и у всех, слышащих их.

Для исполнения Божия повеления Моисей выбрал по шесть представителей из 12 колен, всего 72 человека. Модад и Елдад остались в стане и не пошли к скинии, так как не вошли в число 70-ти старейшин, но и на них сошел Дух Святой, и они ощутили то же вдохновение, которое получили 70 старейшин. Иисус Навин запретил им пророчествовать, но Моисей рассудил иначе: кто может дать Духа Божия без Бога? Если же Бог дал, то как можно запрещать?

Эти слова о действии Святого Духа в Ветхозаветной Церкви вспоминаются за богослужением праздника, который принято называть днем рождения Новозаветной Церкви. Как и 70-ти избранным Моисеем старейшинам для Своего народа, Бог посылает Духа Святого и 12-ти апостолам, избранным Самим Господом Иисусом Христом для Нового Израиля, для Своей Церкви.

ОБЕТОВАНИЕ СВЯТОГО ДУХА

Во второй паримии вспоминаются слова из Книги пророка Иоиля (см.: Иоил. 2: 23–32), обращенные к сынам Израилевым в трудное время, когда засуха и саранча убили посевы, и возникла угроза голода. Бог допускает страдания для того, чтобы в беде люди подумали о Нем. Это принудительная мера, вынужденный пост, который как-то еще способен заставить их обратиться к Богу. Пророк обещает такой урожай в плодородный год, каких не было несколько лет. Бог этим хочет не столько возместить прошлое, сколько укрепить веру в людях, которым 

Он хотел бы дать не только обилие плодов земных, но и изобилие даров Святого Духа. Апостол Петр приводит слова пророка и относит их к моменту сошествия Святого Духа в Новозаветной Церкви в день Пятидесятницы. Господь обещает: «…излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2: 17), то есть, дать дары Святого Духа всем людям, вне зависимости от принадлежности к избранному народу, без различия возраста и пола.

Самое существенное и страшное пророчество, о котором говорится (Деян. 2: 19–21) — о наступлении дня Господня, то есть последнего Суда. На земле ему будут предшествовать и кровопролитные войны, и землетрясения, и стихийные бедствия. На небе ознаменует близость Страшного Суда затмение Солнца и Луны. Знамения эти вспомнили апостолы в день Пятидесятницы.

Мысль о Суде не может не поражать страхом, но страх этот не для всех будет ужасом отчаяния. Но всякий, кто призовет имя Господа, будет спасен. Это не значит просто произнести или мысленно призывать имя Божие, но, главное, исповедовать Бога жизнью по вере, по Заповедям Господним. Это подтверждает и Христос в Евангелии: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего» (Мф. 7: 21).

В день Сошествия Святого Духа исполнилось пророчество об излиянии на верующих благодати Святого Духа, потому эти слова и читаются в праздник Пятидесятницы.

УМЯГЧЕНИЕ КАМЕННЫХ СЕРДЕЦ

В третьей паримии (Иез. 36: 24–28) вспоминается о возвращении иудеев из Вавилонского плена и о спасительной духовной перемене в их жизни. Иудеи в годы пленения были рассеяны по разным владениям Вавилонского царства. Кир, завоевав Вавилон, разрешил им вернуться в Палестину. На родине предков они почувствовали необходимость очищения, так как общение с идолопоклонниками не могло не влиять на них. 

И Господь через пророка обещает им: «И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, — и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас» (Иез. 36: 24–25). Окропление чистой водой является прообразом очищающей благодати Святого Духа. Блаженный Феодорит видит в чистой воде прообраз Крещения. Далее Господь обещает дать новое сердце, то есть совершенно изменить, обновить человека.

Это может совершить лишь благодать Святого Духа. Жизнь вдали от Бога делает сердце каменным, и только Господь благодатью Духа Святого умягчает каменное сердце, делает его чутким, теплым, живым, способным откликаться на прикосновение Божественных слов.

Преображение верующих под действием благодати Божией совершилось уже в Новозаветной Церкви, где исполнилось пророчество: «и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» (Иез. 36: 28). Избранным народом становятся христиане, землею обетованной — Новозаветная Церковь, а людьми Божиими — все, к ней принадлежащие.

Паримии праздника Пятидесятницы являются особо важной частью богослужения, поскольку в них показано как попечение Бога о Своем народе в Ветхом Завете, так и обетование особого благодатного действа Духа Святого в Новозаветной Церкви.

Подготовил Максим Мудрак
По материалам сайта pravoslavie.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий