19 июня 2012

КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ БИБЛИИ

На первый взгляд кажется, что слова "ложь во спасение" допускают спасительную ложь во благо обманываемого, но это не так. Ни в Священном Писании, ни в святоотеческих творениях не говорится о том, что ложь может быть спасительна. Ведь ложь — грех.

Продолжая беседу о крылатых выражениях Библии, поговорим о следующих из них.

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ

Это выражение пришло к нам из библейской книги Второзаконие, последней из Пятикнижия Моисеева: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор. 8: 3).

В Новом Завете мы вновь слышим эти слова из уст Спасителя. После Крещения, перед началом искупительного подвига, Господь был ведом Святым Духом в пустыню для пощения и победы над дьяволом. Евангелист Матфей пишет: «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 2–4).

Почему же Господь изнурял Себя постом, почему не превратил камни в хлебы Своей Божественной силой, когда искушал Его дьявол, мечтающий стать равным Богу без Бога? Ответ может быть только один — спасения нашего ради. Так, Господь Своим отказом от хлеба насущного показал нам, что не только удовлетворение наших телесных потребностей поддерживает нашу жизнь. Это, прежде всего, зависит от благодати Божией, покаяния, исполнения Его заповедей. И в этом смысл нашего бытия, спасение и бессмертие. А слова «не хлебом единым» есть Божие напоминание нам о том, что мы не только земные и телесные, но и небесные.

МАННА НЕБЕСНАЯ

Следующее выражение, часто употребляемое нами в повседневной жизни, — «манна небесная». Под этими словами мы понимаем неожиданный небесный дар или «свалившийся» на нас материальный достаток. В Священном Писании слова «манна небесная» употребляются в связи с конкретными историческими обстоятельствами — со странствованиями израильтян по пустыне, на пути в землю обетованную. 

О манне говорится в книге Чисел: «Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах; народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из нее лепешки; вкус же ее подобен был вкусу лепешек с елеем. И когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна» (Числ. 11: 7–9). Дарование страждущему от голода народу манны небесной было видимым знаком милосердия Божия. Слово «манна» происходит от еврейского слова «мангу» — небесный хлеб. Ниспослание манны небесной имеет также и прообразовательное значение. 

В Евангелии от Иоанна Спаситель говорит о Себе: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет» (Ин. 6: 47–50).

Некоторые святые отцы полагают, что явление манны небесной как хлеба было прообразом Евхаристии, которая, так же как и манна, является даром Божественной любви и сострадания к нам, немощным и грешным.

ЛОЖЬ ВО СПАСЕНИЕ

На первый взгляд кажется, что эти слова допускают спасительную ложь во благо обманываемого, но это не так. Ни в Священном Писании, ни в святоотеческих творениях не говорится о том, что ложь может быть спасительна. Ведь ложь — грех. Когда мы лжем, тогда совершаем дьявольское дело. Господь, упрекая иудеев за неверие в Него, говорит: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего… Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44).

Выражение «ложь во спасение» появилось из-за неверного прочтения 17-го стиха 32-го псалма: «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется» (Пс. 32: 17). В русском переводе: «Ненадежен конь для спасения, не избавит великою своею силою». В 32-м псалме говорится, что ни мощная армия, ни могущественный царь, ни сильный конь не могут быть источниками вечного спасения. Таким всемогущим Спасителем может быть только Господь Иисус Христос. Остается только сожалеть о том, что неверно понятый церковнославянский текст стал ложной соломинкой для духовно неокрепших людей.

Виктор Науменко

Комментариев нет:

Отправить комментарий